На одном из недавних заседаний парламентского комитета независимый эксперт Азамат Такырбашев заявил, что на данный момент в Бишкеке на мостах отсутствуют контррельсы, отметив, что в один из дней вагоны могут просто рухнуть прямо на столичную автостраду. А затем и вовсе предложил закрыть ГП «НК «Кыргыз темир жолу», указав на нерентабельность предприятия. Чтобы выяснить все обстоятельства, корреспондент «АиФ» обратилась за комментариями к работникам железнодорожной компании.
О безопасности
По словам главного ревизора по безопасности Алымжана ХАСАНОВА, ежегодно и по сей день, ведутся ремонтные работы на железнодорожных путях, осматриваются и проверяются ширина колеи, уровень пути, стрелочные переводы, земляное полотно, переезды и путевые устройства .
- Каждую весну и осень проводится плановый осмотр всей территории железных дорог Кыргызстана. Нет ни одного моста без контррельсов, а если господин Такырбашев и заметил подобное, то пусть покажет, где мы недосмотрели.
Причиной столь резкого ответа, как выяснилось, оказалось давнее «знакомство» руководства железных дорог с Такырбашевым.
- Такырбашев работал станционным работником, поездным диспетчером, заместителем начальника ГП «НК «Кыргыз темир жолу», пока по собственному желанию не уволился в 1995 году. Кстати, этот год как раз совпал с возбуждением громкого дела о преступной группе, вскрывающей вагоны и воровавшей народное достояние, в составе которой были уличены станционные работники железной дороги - рассказал председатель рабочего профсоюза ГП «НК «Кыргыз темир жолу» Эрнис ДОКЕНОВ, - Я не знаю, связано ли было его так называемое «увольнение по собственному желанию» в 1995 году с этим скандалом, но могу сказать точно, что проработав на таких должностях в компании столько лет, он не может быть специалистом путевого хозяйства, так как за время работы не поднимал ничего тяжелее ручки.
О коррупции
В свою очередь Азамат Такырбашев тоже сделал громкое заявление о коррупционных схемах на предприятии. По его словам, на средства для капитального ремонта делается только текущий, остальные деньги «распиливает» руководство. Эрнис Докенов опроверг все слухи и объяснил, зачем их раздувают.
- Всё делается для того, чтобы забрать имущество железной дороги. Мало того, заинтересованные лица пытаются поставить на место нынешнего руководителя своего человека.
О техническом оснащении
Первая информация в СМИ о плохом состоянии железнодорожных путей появилась после того, как стали известны результаты проверки этих самых путей казахским путеизмерительным вагоном, прокатившемся по нашей железной дороге в 2013 году. Аппаратура дала заключение, что из 317 километров пути отличных дорог нет, хороших - 6, в удовлетворительном состоянии -113 километров, в неудовлетворительном - 198 километров.
- На сегодня у кыргызской железной дороги своего путеизмерительного вагона нет. Мы сами приглашаем казахский спецвагон для проверки верхнего строения пути. И если он показывает, что где-то есть отклонения от нормы, то это не говорит о том, что железную дорогу надо закрывать. Возьмём, к примеру, визит человека к врачу, который послушает, посмотрит результаты анализов, даст рекомендации по лечению недуга. Здесь то же самое - вагон прошёл, специалисты выдали нам рекомендации, которые мы немедленно устраняем. Спецвагон - это как контрольно-измерительный прибор (оборудование в вагоне позволяет анализировать изменения в состоянии пути и на основании проведенного анализа планировать работы по ремонту и текущему содержанию пути. Геометрические параметры пути фиксируются скоростными вагонами-путеизмерителями, а состояние рельсов различными типами дефектоскопов. В контрольных системах в большей степени используется электроника, ЭВМ и другие средства автоматизации, - прим. авт.). И говорить о том, что наша железная дорога в упадке и по ней нельзя ездить - это глупости, - добавил Докенов.
Можно долго разбираться в том, кто кого «подсиживает» и даёт взятки, но факт остаётся фактом - за 26 лет, начиная с 1991 года кыргызская железная дорога не построила ни одного метра новой дороги.
Начальник финансового управления ГП «НК «Кыргыз темир жолу» Бакыт КУЛМАТОВ объяснил, что компания «Кыргыз темир жолу» уже много лет испытывает финансовые трудности, связанные с постановлением о том, что предприятие ежегодно должно перечислять в госбюджет, помимо налогов, порядка 50 процентов от чистой прибыли. По данным Кулматова, эта сумма составляет около 1 млрд сомов.
Эрнис Докенов, работающий в предприятии с 1982 года, также добавил.
- Начиная с 1992 года, на строительство и содержание железной дороги из госбюджета не выделилось ни сома. Вместо того, чтобы развивать железнодорожный транспорт в Кыргызстане, наши чиновники просто грабят предприятие. Российская Федерация в прошлом году выделила на строительство ЖД 115 миллиардов рублей. Узбекская железная дорога освобождена от всех налогов и ежегодно получает дотации. А у нас, вместо того, чтобы отдавать на развитие то, что мы зарабатываем, государство, незаконно приняв постановление, противоречащее Конституции и Административному кодексу, приняло решение забирать 50 процентов прибыли. Это классический метод рейдерства.
О дорожных перспективах
Между тем, в пресс-службе Министерства транспорта отметили, что нет никаких оснований для закрытия железной дороги. Рассматривается вопрос о строительстве железной дороги Кыргызстан-Китай, а также железных путей, которые будут соединять северный и южный регионы страны. В 2017 году «Кыргыз темир жолу» планирует закупить 150 полувагонов и направить их в южный отдел для перевозки угля. По данным Минтранса, средства должен выделить Российско-Кыргызский фонд развития.
Ещё одной спасательной соломинкой стало бы введение унифицированного тарифа для стран ЕАЭС, оно бы исключило использование внутреннего избыточного тарифа, что позволило бы сэкономить порядка 100 миллионов сомов убытка в год, а унифицированный тариф на территории Казахстана способствовал бы увеличению потока товаров и в Кыргызстан.
- Мы были готовы ввести унифицированные тарифы в январе 2015 года. Однако в декабре 2014 года профильное министерство (Министерство транспорта, прим. авт.) по непонятным причинам в переговорах обозначило исключительную отсрочку на 24 месяца. Какие причины послужили такому решению, нужно спросить у тех, кто участвовал в переговорах - поясняет начальник управления экономики, стратегического развития и тарифной политики ГП «Кыргыз темир жолу» Нурлан ДОСУМБАЕВ.
Об инвесторах
На вопрос о том, почему управление «КТЖ» не привлекает инвесторов, Эрнис Докенов ответил:
- Когда мы начинаем вести переговоры с инвесторами, они требуют государственных гарантий. А правительство их не даёт. Единственный выход, который оно находит, - это акционировать железную дорогу и на эти активы привлекать инвесторов. Но мы-то прекрасно знаем, сколько заводов у нас акционировалось и сколько из них на сегодня работают. По большому счёту, привлекать инвесторов - не наша прерогатива, этим должно заниматься правительство и, в частности, министерство транспорта, - заявил Докенов.
Аргументы и факты-Кыргызстан, 2017 год
Комментарии