Среди различных версий нового Шелкового пути, выдвинутых различными сторонами, наиболее жизнеспособный проект - «Экономический Шелковый путь» Китая, который также называется Экономическим поясом Нового Шелкового пути. Концепция его развития была официально представлена президентом КНР Си Цзиньпином в ходе выступления в ноябре 2013 года на 3-м пленарном заседании 18-го съезда ЦК Коммунистической партии Китая. До этого он изложил эту идею во время своего турне по странам Центральной Азии, когда посетил Туркменистан, Казахстан и Узбекистан.
Экономический Шелковый путь Китая предусматривает быстрое и легкое перемещение товаров из Китая в Европу, в Центральную Азию, на Ближний Восток, в Южную Азию и так далее.
По мнению профессора Ф. Уильяма Энгдаля: «В 2011 году Китай запустил железную дорогу Чунцин - Синьцзян - Дуйсбург [Германия]. В 2013 - прямое грузовое железнодорожное сообщение Чэнду-Лодзь (Польша), пересекающее Казахстан, Россию и Беларусь. Экономические выгоды от железнодорожных путей, в отличие от морских перевозок из прибрежных портов Китая в Европу или воздушного транспорта, огромны. Железнодорожные перевозки между Китаем и Европой осуществляются значительно быстрее, чем по морскому пути, который занимает около 40-50 дней и намного дешевле, чем грузовые авиаперевозки».
Наряду с налаживанием международных путей сообщения, Китай призывает к созданию новых зон развития вдоль экономического Шелкового пути. Это поможет поднять уровень жизни и создать экономические условия в странах и регионах по маршруту пояса Шелкового пути на новый качественный уровень. Поддерживает концепцию Экономического Шелкового пути и Туркменистан.
Железная дорога Север-Юг, (Казахстан-Туркменистан-Иран), как ожидается, вступит в эксплуатацию уже в этом году. Работа над проектом железной дороги ТАТ (Туркменистан-Афганистан-Таджикистан) идет полным ходом, а также планируется создание транспортного коридора Центральная Азия - Ближний Восток. Кроме того, как подчеркнул в своем выступлении президент Туркменистана Бердымухамедов на встрече с президентом Армении Сержем Саргсяном 8 апреля 2014 года в Ашхабаде, на первый план должно выходить планирование и осуществление масштабных международных проектов с участием обеих республик. Речь идет о сфере транспорта и коммуникаций, создании в этом сегменте международной экономики современной инфраструктуры. В данном контексте глава Туркменского государства также высказался за активизацию совместной работы двух стран по линии специализированных международных структур, в частности, в Европейской экономической комиссии ООН, Экономической и социальной комиссии для Азиатско-Тихоокеанского региона.
Большинство стран, находящихся по пути следования Экономического Шелкового пояса, тесно сотрудничают друг с другом; никто не претендует на уникальность в разработке этой идеи. Для всех важно то, что это совместная работа во имя всеобщего процветания и мира. В дополнение к очевидным экономическим выгодам, здесь существуют огромные политические дивиденды.
Давайте рассмотрим ситуацию на Украине.
Судя по тому, как обстоят дела сейчас, страна находится лишь в одном коротком шаге от общего распада. Таков исход неразумной политики США и ЕС. Тем не менее, возможно спасти то, что осталось от Украины, используя понятие Шелкового пути. Для этого надо бы удалить США из уравнения. Что останется? Европа, которая на самом деле понимает, что хорошо для нее. Россия, осознающая, как жить с Европой и Китаем.
Украина может быть одной из сторон, пользующихся выгодами. Сегодня, она не поставляет энергоресурсы или сырьё, ни производит качественных товаров, которые могут конкурировать открыто на мировых рынках. Страна не способна удержаться на ногах самостоятельно, без связей с Россией и восточным регионом. Другими словами, если Украина зацепится за идею Экономического Шелкового пути обеими руками, она может получить огромную выгоду, предлагая свою территорию в качестве транзитного коридора, и сохранить свои традиционные рынки в России, Центральной Азии и т.д. Все, что нужно сделать, это избавиться от самоиндуцированного транса.
Экономический Шелковый путь также может помочь исцелить проблемные точки. Один из таких примеров - Нагорный Карабах, анклав, оспариваемый между Арменией и Азербайджаном. Выступая перед средствами массовой информации 8 апреля в Ашхабаде, президент Армении заявил, что карабахский вопрос должен быть решен дипломатическим путем. Он добавил, что право народа «на самоопределение – неоспоримый факт и его организация должна быть закреплена де-юре». Вряд ли кто-то может оспорить целесообразность применения дипломатических средств для урегулирования любой конфликтной ситуации, в том числе в Карабахе, однако, требование права на самоопределение - несколько преждевременное.
Экономический Шелковый путь представляет собой широкую и гибкую концепцию, которая предлагает решения всех видов проблем.
Фото www
центком 07 мая 2014 19:55
Что интересно и характерно, что этот проект изначале был предложен США, в частности Хиллари Клинтон. США пришли к выводу, что проект нового Великого Шелкового Пути позволит большинству стран в регионе значительно улучшить свои экономики, предоставляя им возможность эффективного транзита тавара, что позволит получить доступ к новым рынкам, в частности в Европе. Да, продвигая этот проект, США думали в онсовном о Афганистане, но бенефиты, разумеется, будут чувствоваться всеми региональными державами. В то время когда ьто было предложено, проект встретили в штыки, мол, это просто США хочет получить гегемонию над регионом (до сих пор непонятно каким образом, но понятно кто сопротивлялся). А теперь этот проект получил новую жизнь, и хочется чтобы он действительно осуществился.