Попробуем коротко подвести итоги такого важного периода как первые «сто дней» членства Кыргызской Республики в Евразийском экономическом союзе, выделить преимущества и недостатки процесса интеграции КР в ЕАЭС.
Во-первых, необходимо отметить, что период вхождения Кыргызстана в ЕАЭС совпал по времени со сложной экономической ситуацией в странах-партнерах, прежде всего, России и Казахстане, что не могло не сказаться на общем интеграционном процессе и макроэкономических показателях.
Во-вторых, Кыргызстан оказался не готов к беспошлинной торговле со странами ЕЭАС, хотя КР республика дольше всех является членом ВТО, и за это время, на уровне государства уже должен был быть выработан иммунитет и умение бороться с демпингом на внутреннем рынке.
В-третьих, негативным фактором процесса инкорпорирования Кыргызстана в ЕАЭС стало сохранение препятствий и ограничений для кыргызстанских товаров, сохранившихся на кыргызско-казахской границе.
В-четвертых, благодаря вхождению в ЕАЭС во всей красе проявились недостатки экономической модели, созданной в КР, за последние двадцать пять лет. Еще раз со всей очевидностью проявилась необходимость серьезной модернизации и развития всех отраслей производства но, прежде всего, сельского хозяйства, перерабатывающей, пищевой и легкой промышленности. Кыргызстан слишком долго был «задним рынком» китайских товаров, слишком долго занимался перепродажей, а не производством.
В условиях ЕАЭС открывается достаточно широкий рынок для сбыта товаров, именно поэтому Кыргызстан может и должен ориентироваться на создание конкурентоспособных товаров и создавать экспортно-ориентированную модель экономики. Это является не только внутренней задачей Кыргызстана, но всех без исключения стран-участниц ЕАЭС, поскольку в условиях отсутствия достаточной финансовой базы КР нуждается в серьезных инвестициях партнеров из ЕАЭС. Это нормальный опыт любой интеграционной группировки. Например, в рамках бюджета ЕС закладывается серьезная статья под региональные программы помощи странам-участницам для обеспечения экономической конвергенции внутри союза.
Если говорить о положительных тенденциях, то в настоящее время практически подходит к концу процесс адаптации Кыргызстана к техническим регламентам ЕАЭС, выделены средства на модернизацию таможенных пунктов пропуска, оснащения их новейшим оборудованием, ветеринарных и санитарно-фитосанитарных систем контроля, создание новых лабораторий.
По решению Совета ЕЭК Кыргызстан присоединится к 43 секторам единого рынка услуг ЕАЭС. Присоединение Кыргызстана к единым правилам функционирования рынка услуг ЕАЭС означает для граждан этой страны возможное снижение стоимости услуг с учетом роста конкуренции бизнес-структур стран Союза на едином евразийском рынке услуг.
Для поддержания процесса вхождения Кыргызстана в ЕАЭС создан Кыргызско-Российский фонд развития с капиталом в 1 млрд. долларов США. Проекты, реализуемые Фондом на территории КР должны способствовать общему экономическому росту и ускорению процесса адаптации Кыргызстана в интеграционный союз. Приоритетными направлениями финансирования являются: агропромышленный комплекс, швейная и текстильная промышленность, обрабатывающая промышленность, горнодобывающая и металлургическая промышленность, транспорт, жилищное строительство, развитие инфраструктуры. Председатель фонда Нурсулу Ахметова проинформировала население о том, что к ним поступило 114 заявок на общую сумму 940 миллионов долларов. При этом необходимо подчеркнуть, что принципиально важным моментом является, насколько эффективно представители Кыргызской Республики воспользуются предоставленными финансовыми возможностями.
Задачи перед КР на перспективу:
Кыргызстану необходимо создать благоприятные условия для развития наиболее перспективных сфер производства. Объективные предпосылки к появлению новых брендов «Сделано в Кыргызстане» уже сегодня есть в горнорудной, текстильной, пищевой, мясоперерабатывающей сферах, в производстве экологически чистой продукции. Для этого есть сырьевая база, собственное электроснабжение, недорогая арендная плата за использование земли, достаточно дешевая рабочая сила. Это долгосрочная задача позволит Кыргызстану обеспечить не только присутствие на рынке ЕАЭС, но в перспективе и Европейского союза. Существуют объективные предпосылки для большего развития туристической отрасли.
Также законодательной и исполнительной ветвям власти КР необходимо сформировать действительно привлекательный инвестиционный климат. Для этого, прежде всего, решить проблемы вокруг двух крупных иностранных проектов в горнодобывающем секторе республики («Джеруя» и «Кумтора»), поскольку серьезные инвестиции не придут без гарантий права частной собственности, сохранности капиталов, обеспечения прав инвесторов, прозрачной системы налогообложения. Во-вторых, повысить заинтересованность местного населения в приходе инвесторов с иностранным капиталом либо создании совместных предприятий, для чего создать механизм, гарантирующий получение выгоды населением в виде социальных проектов на местах работы иностранных компаний.
Не менее важной задачей является качественное информационное сопровождение проекта ЕЭАС в КР и недопущение политизации вопросов евразийской интеграции в свете подготовки к президентским выборам 2017 года. Решение о вступлении КР в Евразийский экономический союз принималось действующим Президентом и Премьер — Министром, поэтому отсутствие видимых показателей в развитии страны вследствие интеграционных процессов может стать предметом острой критики со стороны политических оппонентов и негативную ЕАЭС-волну могут использовать в политической борьбе в условиях приближающихся президентских выборов.
При этом не стоит забывать, что для независимого Кыргызстана, вопрос политической стабильности – необходимое условие развития государства, дальнейшего эволюционного формирования единой идентичности народа. Вместе с этим, задачей властей Кыргызстана является не дать псевдо-патриотическим силам под различными предлогами (историческими, ментальными, языковыми) будоражить общество и «вставлять палки» в еще неокрепшие интеграционные процессы.
Именно поэтому важно уделять огромное внимание качеству информационного сопровождения проекта ЕАЭС в Кыргызстане. В связи с экономическим кризисом, интеграционный проект подвергается внешнему давлению, который проецируется на каждого участника. И самым слабым звеном в системе ЕАЭС является Кыргызстан. В целом можно утверждать, что интеграция КР в ЕАЭС пока, к сожалению, не носит необратимого характера. А, учитывая давление на республику со стороны США (что особенно проявилось в ходе визита госсекретаря США Джона Керри), неблагоприятную экономическую ситуацию и отсутствие системной информационной работы могут вообще привести к выходу республики из состава ЕАЭС, что самым негативным образом скажется на имидже интеграционного объединения и его дальнейшем развитии.
В настоящее время не только рядовые граждане Кыргызстана, но и серьезные бизнесмены, многие управленцы республиканского ранга ждут мгновенный глобальный результат от интеграции, но при этом не замечают плюсы и достижения от вступления в ЕАЭС, уже полученные на данный момент.
Именно поэтому сейчас важно доносить до каждого правдивую и развернутую информацию о текущих интеграционных процессах и достигнутых результатах. От развития и эффективности интеграционного проекта именно в Кыргызстане будет много зависеть как для целостности ЕАЭС, так и формирования благоприятных предпосылок для вхождения следующего кандидата – Республики Таджикистан.
Нельзя допустить, чтобы внутренние проблемы, несовершенство политической и экономической системы списывались на интеграционный процесс. Интеграция – это взаимный процесс, равных партнеров, именно поэтому ожидать серьезного мультипликативного эффекта без внутренних преобразований не стоит.
В свою очередь высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия должны уделить Кыргызстану пристальное внимание на этапе дальнейшей адаптации к условиям ЕАЭС. Прежде всего, должны быть устранены все сохраняющиеся барьеры для кыргызстанских товаров. Единый рынок товаров, услуг для Кыргызстана должен заработать в ближайшее время. Имеющиеся проблемы Президент КР А. Ш. Атамбаев уже озвучил на заседании высшего евразийского экономического совета в Астане 16 октября.
Среди необходимых мер важно отметить:
Создание действенных барьеров против реэкспорта товаров через территорию Кыргызстана, поскольку в рамках переходного периода (3-5 лет) для Кыргызской Республики предусмотрены ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок пошлин ЕТТ ЕАЭС.
Ликвидировать искусственно созданные препоны, особенно на кыргызско — казахской границе, для подлинно свободного перемещения грузов и товаров, произведенных на территории Республик.
Укрепление границ Кыргызстана, ставших внешними границами экономического объединения, усиление таможенного контроля в отношении третьих стран, для снижения риска контрабанды, наркоторговли и т.д., поскольку это необходимая мера в условиях либерализации режима внутренних границ ЕАЭС.
Формирование единого рынка труда, создание благоприятных условий для трудовых мигрантов (в настоящее время на подписи у Президента РФ находится Соглашение с Кыргызстаном о порядке пребывания граждан одной страны на территории другой).
Формирование общего бюджета за счет повышения пошлин с торговли с третьими странами, и перераспределение на региональные программы развития, в частности с целью выравнивания уровня экономического развития стран ЕАЭС.
Развитие интеграции в валютно-финансовой сфере, снижение зависимости от курса доллара, переход на национальные валюты в рамках торговых операций внутри ЕАЭС.
Необходимо разработать серьезные образовательные программы для Кыргызстана в рамках ЕАЭС. Основной их целью должно стать повышения уровня развития науки и новых технологий, появление высококвалифицированных конкурентоспособных трудовых ресурсов КР.
Свобода перемещения рабочей силы должна в полной мере дать возможность гражданам Кыргызстана работать и повышать квалификацию в любой стране ЕАЭС без оформления разрешений на работу или патентов, с теми же правами и на тех же условиях, как и граждане-резиденты страны нахождения.
В целом, прошел, конечно, совсем небольшой временной период нахождения Кыргызстана в ЕАЭС, первые суммарные итоги наверно можно будет подвести только в следующем году. Однако уже сейчас в Кыргызстане наблюдается рост поступления косвенных налогов на товары, импортируемые из стран-членов ЕАЭС, увеличение притока прямых иностранных инвестиций из стран СНГ и из России.
Правительство Кыргызстана осуществляет комплекс мер, направленных на адаптацию экономики страны к функционированию в условиях ЕАЭС. В ходе пресс-конференции, состоявшейся 4 ноября 2015 года в КНИА «Кабар», заместитель министра экономики КР Данияр Иманалиев отметил, что Кыргызская Республика стала полноправным членом Евразийского экономического союза 12 августа текущего года, после этого на кыргызско-казахстанской границе были отменены все таможенные процедуры, на территории республики вступили в силу единый таможенный тариф, единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, единые требования на продукцию, установленные техническими регламентами Союза и другие нормы и положения Договора о ЕАЭС. Национальное законодательство приведено в соответствие с Договором о ЕАЭС. Принято 39 Законов Кыргызской Республики, а также 51 решение Правительства КР.
На наш взгляд, работа в этом направлении будет продолжена. При достаточно интенсивной работе со стороны национального правительства и созданных структур в рамках ЕАЭС, в ближайшей перспективе можно ожидать, что членство в ЕАЭС приведет к повышению конкурентоспособности, увеличению производственных и экспортных возможностей КР.
Главное – поступательное развитие и позитивный настрой. Адекватное восприятие возможных временных потерь, превращение недостатков в достоинства. К примеру, 12 ноября в ведущей общественно-политической газете «Вечерний Бишкек» появилась статья под громким названием «Минэкономика: Из-за вступления в ЕАЭС «Джунда» не вышла на полную мощность». Прочитав одно лишь название, уже можно предположить, что ничего позитивного в ней нет. Хотя в статье говорится о том, что на нефтеперерабатывающем заводе «Джунда» в г. Кара-Балта производится серьезное переоборудование, целью которого является выпуск продукции, соответствующей стандартам ЕАЭС – «Евро 5». Исходя из информационного повода, вполне адекватным названием данной статьи можно было предложить «Вступление КР в ЕАЭС поспособствовало технологической модернизации завода «Джунда»». Содержание не меняется, но меняется восприятие. И таких примеров «игры слов» можно привести в большом количестве, что, несомненно, формирует массовое восприятие происходящих процессов в положительном либо отрицательном русле.
Считаем, что рассмотрение вопросов и реализация рекомендованных шагов, отраженных в данной статье, внесет дополнительную динамику в комплексную общественно-экономическую интеграцию КР в ЕАЭС.
Марина Лапенко, директор ИАЦ «Евразия-Поволжье»
Комментарии