В столице Кыргызстана состоялась научно – практическая конференция «Интернационализация университетов: вызовы и перспективы», на которой эксперты из ряда стран проанализировали влияние интернационализации на политику и практику высшего образования в стране, а также рассмотрели возможные сценарии развития вузов КР с учетом мировых трендов.
О важности перехода образования на новый уровень и роли цифровизации в повышении конкурентоспособности кыргызстанских студентов корреспонденту портала News – Asia рассказала национальный эксперт по реформированию высшего образования в КР, ректор Университета «Адам» Светлана Сирмбард.
Одним из ключевых вопросов, который бы открыл перед студентами КР новые возможности, стал вопрос программ двойных дипломов. По словам Светланы Рустамовны, определенные шаги в этом направлении страна сделала, однако существует ряд препонов, не позволяющих в полной мере реализовать потенциал.
- Программы двойных дипломов – одна из продвинутых форм международного сотрудничества. Для того, чтобы они случились, нужна достаточно хорошая нормативная и методологическая базы. С одной стороны, шаги определенные сделаны, с другой - они недоработаны. Наша нормативная база не позволяет гибко реагировать на те изменения, которые происходят в современном мире. В 2012 году Кыргызстан перешел на двухуровневую систему образования, в 2015 году были разработаны и приняты новые государственные образовательные стандарты. Это был шаг вперед, потому как они разработаны на компетентностной основе. С другой стороны, стандарты содержат ряд элементов, которые не дают вузам определенной свободы. Сейчас можно сказать, что эти стандарты нужно пересматривать, тем более у нас развивается институт независимой аккредитации, повышается ответственность университета за качество, которое он предлагает. Одна из самых больших проблем на пути реализации программ двойных дипломов - нормативная база. Министр образования отметила, что сейчас идет разработка новой стратегии развития образования. Есть возможность пошагово заложить мероприятия для того, чтобы попытаться ситуацию скорректировать и выйти на новый уровень сотрудничества. Интернационализация – это тот инструмент, который позволяет вузу развиваться. Мы смотрим как работают другие университеты, общаясь с ними, находим новые практики, улучшаем содержание, организацию учебного процесса, процессы оценки. Если мы этого не делаем и капсулируемся у себя внутри, то, естественно, движения вперед не будет, - отмечает Сирмбард.
- Светлана Рустамовна, как вы считаете, должно ли государство поучаствовать в развитии программ не только за счет улучшения нормативной базы, но и финансово?
- Многие государства активно участвуют, например, за счет поддержки академической мобильности. Но давайте будем реалистами. Учитывая современные реалии и возможности нашего госбюджета, это пока невозможно. Но если мы предпримем определенные шаги, то сможем найти пути выхода из этого положения. Сейчас много разговоров о цифровизации. Это – не просто модное слово, это тот инструмент, который позволит решить многие проблемы. Если у меня ограниченные ресурсы, то я могу отправить на стажировку, даже за счет донорских средств, одного или двух лучших студентов. Если же у меня есть возможности реализации электронного обучения, то открывается доступ к партнерским программам практически для всех студентов, главное, чтобы они знали английский язык, если мы говорим о европейских партнерах. Если это российские партнеры, то и языкового барьера практически не будет. Но, опять же, для развития электронного обучения у нас в Кыргызстане тоже нет нормативной базы, более того, на законодательном уровне даже самого понятия «электронное обучение» нет…
- Сейчас много предложений об обучении за рубежом. В чем преимущество двойного диплома перед заграничным образованием?
- Во-первых, во многих случаях это гораздо доступнее и дешевле. Человек получает образование у себя в университете, он дома. Учеба за рубежом – это расходы не только на само обучение, но и на проживание, транспорт, другие бытовые моменты. Не всегда нужно ехать за рубеж, чтобы получить качественное образование. Сейчас есть возможности сетевого сотрудничества. Если раньше это был формат «один зарубежный партнер, один отечественный», то сегодня один из наших проектов включает в себя 12 университетов в консорциуме.
- Что это дает?
- Программа по туризму, к примеру, построена так, что студент может взять основные модули у нас, а дополнительные из любого партнерского университета. Представляете, какие перед ним возможности открываются? У нас в стране, к примеру, не очень развито музейное дело в силу специфики туризма в КР. Но у нас есть коллеги из Санкт – Петербурга. У них этот профиль отлично развит. Мой студент может взять такой модуль у них. В Лондонском университете есть ряд модулей по ивент-менеджменту, также доступных нашим студентам. С другой стороны, у Санкт – Петербургского университета нет хороших модулей по экологическому туризму. Их студенты могут взять наши. Такая сеть позволяет усилить конкурентоспособность каждого члена консорциума. Но и здесь возникают коллизии. Есть лицензионные требования, кто и как должен преподавать, количество штатных преподавателей, как проверить ресурсы… Если я пишу студенту в диплом этот профиль, то мне нужно доказать, что я этими ресурсами располагаю. Но ресурсы не у меня, а у моего партнера... Опять же, упираемся в то, что нам нужно переформатировать свое отношение к такому типу организации учебного процесса.
- Говоря о цифровизации, можно ли сказать, что наши педагоги готовы к новым формам обучения?
- Просто так никто и никогда готов не будет. Но шаги должны быть, и их многие университеты делают. Мы к этому пришли около 5 лет назад, сначала готовили определенные программы, потом поняли, что не хватает консультаций, опыта и сделали заявку, выиграв большой международный проект в рамках известной программы по развитию электронного обучения. Появились новые возможности. Наши магистранты могут присоединяться к занятиям из дома, даже если они живут в КР. Многие ребята работают и физически не успевают на лекции, бывают ситуации, когда студент бежит, опаздывает, но по смартфону уже может подключиться к группе.
- То есть человек, у которого есть доступ к интернету, может присоединиться к учебному процессу из самого отдаленного села?
- Да, откуда угодно. Это замечательная возможность для женщин, потому как многие выходят замуж, и если в семье маленький ребенок, то физическая возможность для дальнейшего обучения закрывается, по крайней мере до тех пор, пока малыш не подрастет. Здесь важно отметить, что порой эту форму обучения называют профанацией. Но успешность любого процесса зависит от его организации. Можно организовать качественную и доступную схему обучения. Что касается подготовленности преподавателей, то некоторых работа с компьютером пугает, но нужно двигаться вперед. Самое главное продемонстрировать им новые возможности - например, в зимний вечер педагог сможет не ехать в университет, а провести занятие из дома. Сейчас у нас есть новая интересная задумка. Во всем мире распространяются МООКи – массовые открытые онлайн – курсы, пользоваться которыми может каждый. Они совершенно бесплатны, заплатить нужно только в том случае, если вы хотите подтвердить его прохождение и получить сертификацию. В Кыргызстане, к сожалению, такой практики пока нет, но мы завершаем разработку двух таких курсов. Один из них – работа в программе 1С, которая крайне востребована.
- Очень интересный опыт. Такая форма обучения может открыть новые возможности для людей с ОВЗ. Кстати, есть ли у вас такие студенты?
- К сожалению, пока такой хорошей практики у нас нет. Здесь многое зависит от того, какие особые образовательные потребности испытывает человек. Если это ограничение в мобильности, то все намного легче, если же другие типы, то нужны специальные программы, которые будут адаптировать учебный процесс для студентов с нарушениями слуха, зрения. Нужны дополнительные установки. Пока их у нас нет, но это как раз то, над чем нужно подумать на следующем этапе.
Комментарии