Статистика такова, что 80% самоубийц предварительно дают понять своему окружению о готовящемся поступке. Этим знакам редко придают значение – срабатывает миф, что человек, декларирующий насильственное расставание с жизнью, никогда не совершит суицид. Однако подобные разговоры – только начало.
Впоследствии человек может спроецировать ситуацию на себя, преобразовать её в прямую (например, беседы с друзьями или родными) или косвенную форму (например, заинтересованность случаями самоубийств из истории, сбор соответствующих заметок, обычные жалобы на утомляемость и слабость). Случаи спонтанного самоубийства возможны, но они малочисленны. Намерение «уйти навсегда», зачастую, тщательно планируется, «вызревает» в течение определённого срока: от стадии незавершённых мыслей до сложившегося желания и непосредственной реализации.
Исследования самоубийства
Французский социолог Эмиль Дюркгейм понимал под самоубийством реакцию человека на то, что его окружает. Попытка расстаться с жизнью – проявление эгоизма. Чувствуя свою особенность, индивид в то же время ощущает «разрыв» с социумом и, как следствие, отчуждение. Дюркгейм выделял «бесправное» самоубийство (слабая адаптация к общественным изменениям) и альтруистическое (жертвование собой во благо определённой большой социальной группы).
Зигмунд Фрейд полагал, что причина суицида кроется в импульсивном и разрушительном влиянии инстинкта смерти – Танатоса (инстинкт жизни в теории Фрейда носит название «Эрос». – Прим. авт.). Таким образом, акт самоубийства – яркая форма аутоагрессии, т. е. агрессии, направленной на себя. Суицид, по мнению отца психоанализа, может быть предотвращен.
Американский психиатр Карл Меннингер выделял три составные части суицидального поведения: желание убивать, желание быть убитым (крайняя форма подчинения), желание умереть.
Опираясь на свою теорию, Карл Густав Юнг в вопросе о самоубийстве указывал на безотчетное неосознаваемое стремление к перерождению души. В таком глубинном желании скрыто побуждение к смерти от собственных рук. Уходя от угнетающей реальности, совершая добровольный уход из жизни, люди метафорически возвращаются в нутро матери.
Австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер усматривал в самоубийстве, прежде всего, саморазрушение, которым человек пытается вызвать жалость к себе и осуждение тех, кто виноват в его заниженной самооценке.
Оценка риска
Универсальных признаков, по которым с точностью можно вычислить человека, собирающегося совершить суицид, нет. Оценка риска самоубийства индивидуальна и поэтому необычайно сложна для каждого отдельно взятого случая. Однако беседа, как метод, способна предвосхитить потенциально готовящийся акт самоубийства. Правильно заданные человеку вопросы и их верная трактовка, а также наблюдение за мимикой, жестами и другими невербальными проявлениями, могут раскрыть возможные мотивы и суицидальные стремления. Каждая деталь имеет значение.
Частые стрессовые и болезненные ситуации повышают предрасположенность людей к самоубийству. Помимо этого, риск суицида возрастает при обнаружении смертельной или прогрессирующей болезни, денежных проблемах, кончине близкого человека, напряжённости в семье или конфликтных ситуациях в коллективе.
Сильным рычагом для потенциального расставания с жизнью может быть такое эмоциональное расстройство, как депрессия. Сложность выявления её в том, что на ранних стадиях она маскируется за обычной тревогой и временным унынием. Развиваясь, наступают периоды подавленности, угнетённости и печали. После этого, наступает осознание того, что будущего нет. Некоторые люди придумывают себе острые неизлечимые заболевания и задумываются, как покинуть этот мир. Мышление становится ригидным, сужается до конкретных негативных переживаний. На физическом уровне проявляются постоянная усталость и слабость, на эмоциональном – относительная замкнутость. Любое простейшее дело по работе, дому кажется сложным и невыполнимым. Сексуальная активность заметно снижается, а интимные контакты, если таковые всё же имеются, не приносят должного наслаждения.
Подростки: лакомая мишень
Эксперты, опираясь на статистические данные, отмечают относительный рост числа суицидов в Кыргызстане, особенно среди подростков. В последнее время специалисты все больше и больше говорят о негативной тенденции к самоубийству. К сожалению, любая статистика не может отразить реальную ситуацию – остаются белые пятна и незарегистрированные случаи.
О посылах подросткового саморазрушения и предотвращении самоубийства рассказал Болот ТЕМИРБЕКОВ, врач-психотерапевт.
- Причины подросткового суицида могут быть разными, но существуют ситуации высокого суицидального риска в детском и подростковом возрастах: интернет-преследование и моббинг, «любовные драмы», вовлечённость в секты и неформальные группы, сексуальное насилие, межличностные конфликты, копирование поведения кумиров. Но и игнорирование нужд ребенка тоже может стать причиной суицида. Так, из-за незначительной суммы, которую родители были не в состоянии внести в школу, ребенок совершил самоубийство.
- В чем же причины возникновения суицидальных наклонностей у подростков?
- Дефицит любви со стороны родителей может стать причиной крайне заниженной самооценки ребёнка и недостаточной любви к себе. Подростки почти всегда связывают свои проблемы с семьей, школой, расставанием с близкими друзьями, наркотиками, насилием. Болезненная любовь, проблемы со здоровьем, неудовлетворительные оценки в школе также в числе основных причин, которые могут обусловить желание подростка уйти из жизни.
Существуют и более глубокие причины, которые при определенном повороте событий могут привести к кризисам и стрессам. Так, подростка волнуют вопросы: «Кто я?», «Каким я должен быть?» «Кем меня считают?». Подростки потенциально готовы расстаться с жизнью, если не видят в себе положительные качества. Чувство отрешённости и обиды, ощущение беспомощности заставляют их стремиться только к одному – чтобы эта боль, наконец, закончилась.
Рост подросткового суицида в нашей стране связан еще и с низким социальным уровнем жизни. Зачастую, родители, особенно в регионах, вынуждены в поисках заработка покидать родину. Дети, в лучшем случае, остаются на попечении бабушек, дедушек или других родственников. Они делятся возникшими проблемами со сверстниками, которые также не могут профессионально оценить известные риски и часто наоборот, усугубляют положение.
Жизненный пример – вполне нормальный подросток подвергся сексуальному насилию со стороны дальнего родственника. Открыться родителям он не решился, поскольку они были поглощены своими проблемами, и поделился своей бедой с одноклассником. В результате - стал мишенью для постоянных насмешек, издевок и совершил суицид.
Предотвращение суицида
- При наличии суицидальных наклонностей, необходимо: заставить отказаться от пагубных намерений, активизировать ресурсы самой личности. При этом на помощь необходимо привлечь доводы о глубокой эмоциональной привязанности к родным и близким, поиск людей, для которых человек действительно нужен и любим, наличие нереализованных пока творческих, семейных, профессиональных планов и замыслов, наличие значимых и еще не достигнутых жизненных ценностей и целей. Существует также радикальный метод борьбы с желанием смерти – живописание внешнего вида после самоубийства.
Родителям нужно знать возрастные особенности подростков. В силу физиологических и психологических изменений, подростку тяжело справиться с эмоциями, которые охватывают его. Поэтому, бывает, что подростки совершают суицидное действие импульсивно, необдуманно, как говорят «на эмоциях». Относитесь к своему ребёнку с уважением, общайтесь как с равным. Никогда не «читайте мораль» на публике, не критикуйте грубо. Так рождаются доверительные отношения, и ребёнок становится более открытым.
Любая попытка свести счёты с жизнью имеет свои посылы, историю, в которой задействованы многие люди. При этом агрессия и злость направляются во внутрь – против самого себя. Склонные к суициду люди в подавляющем большинстве случаев заранее сообщают о своих суицидальных намерениях. Подростки, например, могут использовать бросающееся в глаза поведение (побеги из дома, постоянные прогулы в школе). Вербальные высказывания: «Я хочу к (умершей) бабушке», «Я больше не хочу жить» - не стоит оставлять без внимания. Другие способы выражения суицидальных желаний могут иметь символический характер: рисование чёрным цветом крестов, стрел, цветов, могил, пронзённых сердец, окровавленных ножей. Обычно прощальные предсмертные письма кишат такими иллюстрациями. Кстати, самый типичный для склонности к самоубийству спектр цветов в изображениях – это чёрный и красный.
Естественно, больше всего родителей должны насторожить реальные практические шаги детей и подростков по подготовке суицидального действия, например, собирание таблеток из домашней аптечки.
Во многих случаях подростки внезапно начинают «раздаривать» свои любимые вещи друзьям, говорить, что «скоро уедут куда-то далеко и не вернутся» и т.д. Любые разговоры на тему суицида, это «крик о помощи», надежда на то, что кто-нибудь обратит внимание на проблему и поможет.
- Что делать при непосредственной опасности?
- Прежде всего, поверьте, что ваш ребенок, действительно, может покончить с собой. Не говорите себе, что он не из таких, или что его слова звучат как-то несерьезно. Быть может, он сказал эти слова таким тоном, чтобы у Вас была возможность уйти от разговора, если он тяжел для Вас.
Говорите со своим чадом свободно. Высказав свои чувства, ребенок открывает дорогу к разговору, который будет не так-то легко затеять в следующий раз. Воспользуйтесь этой возможностью, чтобы открыто и спокойно поговорить с ним о его ситуации. Давно ли у него такие мысли? Знает ли он, почему они появились? Думал ли о том, как уйти из жизни? Есть ли у него план? Готов ли подросток для его осуществления? Ваши вопросы продемонстрируют готовность и желание обсуждать данную тему, Вы покажете сыну или дочери, что принимаете эту проблему, не испытываете к ней страха, неприязни. Это заставит подростка поверить в то, что он может получить помощь.
Даже если Вам удалось откровенно и открыто поговорить, постарайтесь уговорить ребёнка получить профессиональную помощь.
Ни в коем случае не отказывайтесь говорить о суициде.
Не предлагайте простых ответов на сложные вопросы. Принимайте проблемы подростка всерьез, говорите о них откровенно, оценивайте их значимость с точки зрения его возраста, а не с высоты своего.
Часто люди реагируют на суицидальные высказывания таким образом: «Подумай, скольким людям гораздо хуже, чем тебе. Ты должен быть благодарен судьбе за всё, что имеешь!» Эти слова не только будут означать конец разговора, но и вызовут чувство вины у подростка, которое может послужить спусковым крючком.
Чаще общайтесь и внимательно относитесь к проблемам своих детей, даже если они кажутся малозначимыми. У подростков - свой мир и незначительные, на наш взгляд, проблемы, для них могут быть неразрешимыми.
Четыре тысячи лет назад в египетском литературном произведении впервые прозвучало упоминание о самоубийстве. В своих стихах неизвестный автор описал боль существования и преимущества смерти.
В культуре майя существовала богиня петли по имени Икстаб («Веревочная женщина»), а повешение являлось оправданным способом расставания с жизнью. Более того такие суицидальные акты гарантировали место в загробной жизни.
Французский писатель Альбер Камю говорил о самоубийстве так: «То, что является причиной для жизни, может являться также отличной причиной для смерти».
Исследователи установили, что люди с низким уровнем серотонина совершают самоубийство в 10 раз чаще, чем люди с нормальным уровнем. Этот нейромедиатор выступает в роли передатчика сигналов между нейронами головного мозга, которые отвечают за настроение, сон и энергообмен, пищевые привычки.
5-10% самоубийств совершаются в психиатрических лечебницах.
Обращайте внимание на любое изменение в поведении ребенка:
• Мысли и высказывания, содержащие прямой или косвенный намёк на желание расстаться с жизнью, разговоры и фантазии на тему смерти.
• Прослушивание траурной, печальной музыки.
• Разговоры на темы, связанные со смертью.
• Смена стиля одежды или макияжа от показного траурного, например, такие субкультуры, как готы или эмо, до небрежного в блёклых бесцветных тонах.
• Безынициативное или отрешённое поведение.
• Изменения в настроении – ребенок вдруг стал молчаливым, раздражительным или наоборот необычно веселым, неадекватно ситуации.
• Обратите внимание, какие сайты посещает Ваш ребенок.
Аргументы и Факты-Кыргызстан, №18, 2013 год
Комментарии