Оборонительные сооружения, дворцы и готические соборы, крестовые походы и охота на ведьм - это всем известные атрибуты европейского средневековья. А что же известно про средние века в ЦА? О необычных находках, нравах обитателей Чуйской долины и о непреходящей ценности молочного барашка «АиФ» поведал Валерий Кольченко, археолог, специалист по средневековью, научный сотрудник Института истории и культурного наследия НАН КР.
КАМЕНЬ ПРОТИВ ГЛИНЫ
- Насколько сильно отличалось средневековье в Центральной Азии от европейского?
- В принципе, развитие проходило по одному уровню, лишь с поправками на географию, климат и природные ресурсы. Существенная разница для нас, живущих в ЦА и изучающих её историю, заключается в том, что в Европе всё средневековье расписано буквально по дням во всевозможных летописях, хрониках, церковных книгах. Большая часть этих записей дошла до наших дней. А письменные источники, описывающие средневековье в Центральноазиатском регионе, крайне скудны, да и то преимущественно находятся у соседей - китайцев, арабов, отчасти европейцев. Однако по ним детальной картины того, что здесь было раньше, составить невозможно. Поэтому основными источниками для изучения средневековья в ЦА выступают археологические находки. В Европе также сохранилось много архитектурных сооружений: церквей, замков и других общественно важных построек, которые возводились из камня. На территории ЦА же всё строилось из глины, поэтому строений, датируемых раньше 18 века, у нас практически не сохранилось. В республике таких всего 6-7.
- Кто в древние времена жил на территории современного Кыргызстана?
- Если говорить о северной части КР, то она была территорией контактов степных цивилизаций с одной стороны - гуннов, многих тюркских племён, монголов, и с другой - с оседлым центром и югом Средней Азии. В Чуйской долине как раз и происходит синтез этих культур. Говоря о средневековье в ЦА, очень важно упомянуть Китай, так как с 6-7 веков начинается экспансия китайцев на Запад - сначала в Восточный Туркестан, а затем и непосредственно в Кыргызстан. На нашей территории жили и кочевники-тюрки, и земледельцы-«согдийцы». В 629 году через территорию Чуйской долины прошёл китайский паломник. Он пишет, что здесь были расположены десять городов, каждый из которых считался независимым. В них жили смешанно хусы, то есть согдийцы, одна половина из них занималась сельским хозяйством, другая - торговлей.
По его словам, сельчане обрабатывали свои поля в латах, находясь в готовности к нападению или защите, и брали друг друга в плен. Также китайский источник говорит, что во главе каждого города стоял представитель тюрок. Слова паломника подтверждают и археологические находки, в частности найденные монеты. С археологической точки зрения пока ещё не решён вопрос, кто из них был здесь изначально. По письменным источникам о раннем средневековье мы знаем лишь то, что здесь была бесконечная смена одних политических образований другими. В 6 веке территории Средней Азии входят в состав Тюркского каганата, границы которого простирались от Дуная до Тихого океана. И когда примерно через 50 лет после своего основания каганат раскололся на две части, то наша Чуйская долина стала центром западной его половины. Тогда же здесь возникает город Суяб. Западные тюрки просуществовали до начала 8 века.
Затем одно из племён приходит к политической власти и образуется так называемый Тюргешский каганат. Тюргеши были одним из десяти племён. По этой причине в письменных источниках данное государство часто называют «народом десяти стрел». Тюргешкский каганат установил контроль практически над всей Центральной Азией. Источники даже говорят, что одно время на территории современного Афганистана они воевали с персами.
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ РАДОСТИ
- Что в средневековье выращивали, чем питались?
- Выращивалась пшеница, овёс. В большом количестве были найдены косточковые породы - урюк, слива, виноград и т.д. Китайцы пишут, что благодаря Средней Азии узнали о такой замечательной кормовой культуре, как люцерна. Достаточно недавно были проведены исследования при раскопках Ат-Бешима совместно с японскими коллегами. Так вот, специалист из Японии по костям провёл анализ собранного там костного материала и выяснил, что из мяса преимущественно ели барашков, причём молодых - одного-двух лет. В меньшем количестве употребляли говядину и свинину.
В китайских летописях указывается, что в Чуйской долине делали очень хорошее вино. Это подтверждается археологически. В 1998 году совместно с коллегами из Эрмитажа была раскопана давильня на городище Ак-Бешим при раскопках христианского храма. Неизвестно, винодельню устроили уже в заброшенном храме, или она существовала при самом храме. Там была найдена ванна для давления винограда, специальный трёхступенчатый резервуар, куда стекал виноградный сок. В соседнем помещении были 10-15 хумов, литров по 200 каждый. И таких виноделен по Чуйской долине археологам известно около пяти.
РАЙ НА ЗЕМЛЕ
- Всё это существовало ещё в доисламский период?
- Да. Хотя комплекс христианских храмов на Ат-Бешиме относится к караханидскому времени. Говоря о религии в средние века на территории КР, удобнее всего для наглядности было бы провести аналогию с нашими временами, где доминирующая религия - ислам, но при этом довольно хорошо представлено и христианство, причём разных толков, есть и атеисты, а есть те, которые пытаются возродить тенгрианство. Кстати, эта модель поликонфессионального общества, что мы имеем сейчас, характерна и для средневековья в Кыргызстане. По археологическим данным, здесь жили и зороастрийцы. Были найдены их погребальные урны. Эта религия достаточна своеобразна. У её умерших адептов хоронили лишь кости, предварительно отделив их от плоти. Согласно их верованиям, в день последнего суда, скелеты праведных людей обретут новую плоть и будут жить на Земле вечно. В отличие от христиан, зороастрийцы считали, что лучшая жизнь всё-таки на земле, в теле, а не на небе. Находим мы и буддийские памятники. В 10 веке вместе с буддизмом на территорию КР пришёл шиваизм, индуизм и другие религии из Индии. На Ат-Бешиме раскопали христианскую церковь, которая датируется 8 веком. Позже там обнаружили целый комплекс церквей, о котором я уже упоминал. Он датируется 10-11 веками. Было также много найдено нательных крестиков. Судя по надгробным надписям, больше всего христиан было несторианского толка. В 10 же веке караханиды делают ислам государственной религией. И под его знаменем покоряют практически всю ЦА примерно на 150 лет, пока эту территорию не захватят монголы, которые по сути были язычниками и относились довольно толерантно ко всем религиям.
- Что известно о военном деле средневековых «кыргызстанцев»?
- Война была ремеслом для большей части мужского населения средневековой ЦА. Прежде всего, каждый мужчина был воином, а потом уже пастухом, кузнецом или кем-то ещё. Тюркские государства основывались на военных рельсах. Что касается вооружения, то мы о нём хорошо осведомлены благодаря захоронениям кочевников, так как обычно всё обмундирование видных воинов клали в могилы умерших, часто здесь же находилась и упряжь коня - стремена и сёдла. Тюрки, кстати, считаются одними из изобретателей деревянного седла со стременами, что стало настоящей революцией в ведении и тактики боя. Это позволяло рубить врагов с коня большими мечами, секирами, и впоследствии позволило кочевникам завоевать большие пространства. В 8-9 и 11 веках в ЦА были самые передовые военные технологии для того времени. Европе, погруженной в мрачное средневековье, до такого было далеко. Однако, когда здесь цивилизация начала затухать, в Европе начинается рассвет.
- Почему?
- Однозначно на этот вопрос вам никто не ответит. Однако гипотез на этот счёт масса. Я лично полагаю, что передовые вооружения, технологии нужны только тогда, когда рядом есть сильные соперники. И при наличии такой передовой технологии какое-нибудь государство становится в своём регионе ведущим, оно завоёвывает близлежащие территории. Но постепенно оружие завоевателей осваивают все побеждённые. Если рассматриваемое нами условное государство выбило всех сильных конкурентов, то начинается стагнация. Развитие там замедляется или вовсе останавливается, в то время, как в каком-нибудь другом месте совершается новое открытие, способствующее его возвышению над другими.
О социальном статусе женщин в средние века в ЦА известно мало. Исследователи указывают на то, что местные правители имели несколько жён. Приветствовались династийные браки. Одна жена могла быть из Китая, другая - из Тибета. Это было нормально. А раз многожёнство процветало среди правителей, то, скорее всего, «иметь трёх жён» не возбранялось и в более низких социальных группах.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №14, 2016 год
Комментарии