Человечество на протяжении всего своего существования пыталось понять мир вокруг себя, а также осмыслить происходящие события, которые непременно должны были отобразиться в мифах и легендах. Но почему некоторые из них живут веками и даже тысячелетиями, а другие исчезают во тьме веков?
По мнению Валерия КОЛЬЧЕНКО, археолога, специалиста по средневековью, научного сотрудника Института истории и культурного наследия НАН КР, «живучесть» той или иной легенды зависит от того, на что она опирается - на реальные факты, имевшие место в прошлом или вымысел. Специально для читателей «АиФ» исследователь рассказал, что останется от самых популярных мифов и легенд Кыргызстана, если их пропустить через сито науки.
Легенда №1
В Средневековье на территории современного Кыргызстана жили христиане несторианского толка. Опасаясь нашествия Чингисхана, они решили сохранить от его полчищ свои сокровища и снарядили караван из 200 верблюдов. Осознав, что вражеские войска уже близко, им пришлось в спешке спрятать всё своё имущество в некой пещере, которую до сих пор стремятся отыскать кладоискатели.
- Любой миф или легенда живут только тогда, когда в них имеется хоть какая-то доля истины. Что касается этого мифа, то можно с уверенностью сказать, что христиане несторианского толка в домонгольскую эпоху и после Чингисхана проживали на территории нынешнего Кыргызстана. Это доказывают два раскопанных храма на городище Ак-Бешим, один из которых датируется восьмым веком, а второй - X-XI веками, то есть эпохой караханидов. В пользу этой легенды также свидетельствуют единичные находки христианских артефактов на других городищах - Буране, Красной речке. В первую очередь об этом говорят нательные крестики. На территории Чуйской долины также было найдено два крупных христианских кладбища с надгробными камнями - кайраками, которые датируются по разным методикам от 8 до начала 14 века. На надгробиях позднего средневековья говорится о том, что люди в основном умирали от чумы, а вовсе не от нашествия монголов. Кстати, это та самая чума, которая идя откуда-то с Востока, прошла через всю Евразию и затем истребила значительную часть населения Европы. Христианские кладбища меньших размеров были найдены и на Иссык-Куле. Поэтому присутствие христиан в это время - это совершенно нормальное явление. Скорее всего, большинство их были именно несторианского толка. Это подтверждает язык на надгробных надписях со словами, речевыми эпитетами, свойственными только несторианам. Так что часть легенды археология полностью подтверждает. Но вот говорить о том, что они были настолько богаты, что не хватало 200 верблюдов, чтобы загрузить всё их золото, то это уже элемент традиционного мифа - гиперболизация. Какие-то драгоценные предметы у них наверняка были, но явно не в таком количестве.
Легенда №2
Где-то на Иссык-Куле располагался христианский храм, в котором находились мощи евангелиста Матфея.
- Информации о том, что апостол Матфей был в Кыргызстане нет ни в одном апокрифическом источнике, ни в одной хронике его современников. Но есть средневековый Каталонский атлас, который в своё время составляли лучшие географы Европы. На нём изображено 6 христианских символов. И на фоне озера, расположенного в Азии, виднеется церковь с подписью на латыни «Сикуль» - место, где, как говорят, находится храм святого апостола и евангелиста Матфея. Отмечу, это карта XIV века. Хочу сконцентрировать внимание читателей на том, что мы говорим о евангелисте, младшем современнике Иисуса Христа, который жил в первом веке нашей эры, а карта рисуется спустя 13 столетий. Возникает резонный вопрос: если мы, живя в XXI веке, так мало знаем о XIV веке, то что достоверно было известно средневековым картографам о первом?! Ну ладно, допустим, что храм на Иссык-Куле существовал. Но при этом нужно понимать, что такое мощи святого. Под эту категорию попадает любой волосок, ноготь, косточка. Анализ ДНК тогда не проводили. Да и сейчас, даже если бы у нас был фрагмент останков, то мы бы не смогли сказать, принадлежит ли он Матфею. С другой стороны, по всему миру насчитывается несколько погребений этого евангелиста и до сих пор ведётся ожесточённый спор на тему, где же его настоящая могила. Однако, согласно формулировки с Каталонской карты, храм на Иссык-Куле не претендует на то, что там находилось тело Матфея, а лишь на то, что какой-либо иерарх привёз сюда кусочек священных мощей и построил монастырь. По данным исследователей, следы этого строения следует искать в районе Курментов. Через пролив там стоял мужской монастырь 19 века. Там до сих пор стоит сруб, на месте которого сейчас располагается детский дом. У монахов этого храма была печальная история, они, к сожалению, не пережили 1916 года. Но вот в катакомбах их монастыря многие хотят видеть древний монастырь, где находятся якобы мощи Матфея.
Легенда №3
На дне озера Иссык-Куль покоится роскошный дворец, построенный великим чингизидом Тамерланом.
- То, что под водой Иссык-Куля в прибрежной зоне существуют города, поселения, курганы более ранних народов - это факт. Озеро Иссык-Куль - пульсирующее. Были периоды, когда его гладь была намного выше и наоборот. В 17 веке китайцы составляли набор карт разных эпох, так вот на некоторых картах видно, что в озеро впадает река Чу, а потом вытекает из него. Сейчас, как мы знаем, она проходит в стороне от озера, а Иссык-Куль - бессточный. Также у нас высокая сейсмическая активность. И мощное землетрясение может единомоментно поднять или опустить земную кору до 2-3 метров. Археологам известно, что под водной гладью озера имеется не один город, а как минимум десяток. Большинство из них - средневековые, но сказать, были ли это поселения времен Тамерлана нельзя, так как они не настолько хорошо изучены и точной датировки сделать пока невозможно. Однако на Иссык-Куле были зафиксированы и монетные находки времён Тамерлана, и керамические изделия, специфичные для этой эпохи. Из этого можно сделать вывод, что поселения эпохи Тамерлана на Иссык-Куле вполне могли существовать. Был ли там его дворец, как гласит предание, сказать сложно. Но опять-таки, Тамерлан несколько раз за свою жизнь проходил через эту территорию. Тогда территория КР была населена народом джете, то есть народом разбойников. В связи с этим большинство походов монголов были безуспешны, так как только приближалось большое войско, разбойники разбегались, прятались, а в условиях горной местности сделать это не составляло никакого труда. А как только завоеватель уходил, возвращались к прежней жизни. Другое дело, что последний поход был организован с целью подавления вплоть до физического уничтожения всего местного населения. Кстати, после этого похода на территории современной КР кыргызы стали доминирующим этносом. Если вернуться к дворцу Тамерлана, то ни подтвердить, ни опровергнуть его существование под водами Иссык-Куля, основываясь на данных, которыми учёные располагают сейчас, нельзя. Достоверно известно лишь то, что Тамерлан принимал участие в восстановлении крепости Ашпара на территории Чуйской области, недалеко от границы с Казахстаном, готовясь к масштабному походу на Китай. Но этому походу не было суждено осуществиться, так как он вскоре умер.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №37, 2016 год
Комментарии