Более чем год назад КР стала полноправным членом Евразийского экономического союза. Пребывание в этом интеграционном объединении наглядно показало, что республика практически по всем показателям отстаёт от своих партнёров. И вроде бы для кыргызстанцев открылся обширный многомиллионный рынок сбыта, однако экспортировать толком нечего, а доля реэкспорта китайских товаров снижается день ото дня.
Что делать жителям Кыргызстана в такой непростой ситуации, когда старая схема «купи - перепродай» уже не так эффективна, а найти работу с зарплатой, на которую можно прокормить семью, - крайне сложная задача? Уехать на заработки в Россию и Казахстан, как это уже сделало около одного миллиона работоспособных кыргызстанцев? Но ведь если отток молодого населения из республики будет продолжаться и дальше, то в первую очередь это негативным образом скажется на пенсионерах.
На краю пропасти
По международным экспертным оценкам пенсионная система становится неуравновешенной, когда на одного пенсионера приходится менее трёх работников. В Кыргызстане на одного пенсионера приходится 1,1 работника! Поэтому не только Соцфонд отдаёт на пенсии все имеющиеся у него средства, но и приходится изымать деньги из госбюджета. К примеру, в прошлом году из государственной казны на это дело было изъято 16 миллиардов сомов. В этом же, чтобы скомпенсировать нехватку собираемых с населения средств в Соцфонд, по подсчётам экономистов, может потребоваться 18 миллиардов. Получается, что Кыргызстан уже не в состоянии обеспечить пенсионеров пенсией, причём самой мизерной среди всех стран СНГ.
Однако, как считают специалисты Госфиннадзора, пока этот процесс обратим. И стратегия восстановления экономического благосостояния КР имеется, и законы необходимые есть, и даже деньги. Единственное, чего не хватает - так это поддержки населения. По словам Нурлана БАЙБОСУНОВА, члена исполнительного совета Госфиннадзора, спасительный для страны потенциал сосредоточен в накопительном компоненте, тех двух процентах, которые снимают с заработных плат кыргызстанцев в Государственный накопительный пенсионный фонд при Соцфонде.
- Та пенсионная система, которая существует сейчас в КР, только с 2010 года включает накопительный компонент, то есть 2%. Все остальное - это солидарная пенсионная система, - рассказывает экономист. - Это значит, что работающие граждане КР часть своей заработной платы, а также их работодатель перечисляют напрямую на выплату пенсий ныне существующим пенсионерам. А накопительная часть - это те деньги, которые вы никому не отдаёте, а накапливаете для себя, на старость. И она составляет всего лишь 2 процента из 27,25% от всего, что изымается из зарплаты в пользу пенсионной системы. С 2010 года эти 2% превратились в огромный капитал - 9,5 млрд сомов!
Инвестиционный ресурс
Нурлан Байбосунов считает, что было бы непростительно не использовать эти деньги как долгосрочный внутренний инвестиционный капитал. Пока же эти колоссальные для КР средства совершенно бездарно превращаются в «короткие деньги».
- Соцфонд за всю свою историю не инвестировал в акции компаний, так как считает это достаточно рискованным шагом. В основном он вкладывал средства в государственные ценные бумаги и депозиты банков. Но что происходит при этом? Боясь рискнуть, Соцфонд вкладывает деньги в самые низкопроцентные инвестиционные проекты. Во всём мире пенсионные накопления - это самый ценный ресурс, его ещё называют «длинными деньгами», так как их можно инвестировать и на 10, и на 20 лет. Но чтобы человек после выхода на пенсию получил хорошую прибыль от своих пенсионных накоплений, их нужно разумно вкладывать.
И инвестировать есть куда - в производство. За 25 лет в КР развивался только торговый бизнес, а производственные предприятия остались не у дел. И это тогда, когда перед Кыргызстаном открылись огромные перспективы - он вошёл в ЕАЭС, рынок, насчитывающий несколько сотен миллионов человек.
- Сейчас страна больше импортирует, чем экспортирует. А почему это происходит? - задаётся вопросом Нурлан Байбосунов. - Да потому, что по большому счёту мы ничего не производим! Мы совершенно неправильно развиваем экономический сектор. Мы превратились в страну, которая перепродаёт чужую продукцию. И на этой вот разнице от перепродажи мы и живём. Почему это произошло? Потому что все деньги идут через банковский сектор, то есть через рынок финансов, минуя реальное производство. Если говорить по-крупному, в экономике существуют два сектора: рынок финансов, работающий через банки, и рынок капитала, работающий через биржу.
Высокие банковские проценты все эти годы мог выдержать только сектор торговли с его коротким циклом «купил - продал» и высокой рентабельностью. Производственный же сектор экономики все эти годы стагнировал, просто выживал, так как ему нужны инвестиции под низкие проценты и на срок не менее 3-5 лет, а также государственная поддержка в виде льгот по налогам на первые два-три года. Если же люди проинвестируют в реальный производственный сектор 9,5 миллиарда пенсионных накоплений напрямую, без всяких посредников, они не получат проценты от банковских депозитов, а получат дивиденды с акций. Это уже не рынок финансов, а рынок капитала. Это принципиально другая схема, которая успешно работает во всём мире. То есть наши с вами деньги будут напрямую работать на создание мощных логистических центров по переработке, упаковке и сертификации агропромышленной продукции, на создание лабораторий и современных мясных забойных и разделочных цехов, пойдут на расширение и модернизацию аэропортов, будут направлены на строительство мусороперерабатывающего производства и т.д. А мы знаем, что без инфраструктуры не будет никакого бизнеса. Можно построить альтернативные платные скоростные автомагистрали, скоростные железные дороги. Кыргызстан превратится в мощный транзитный и логистический узел. Всё это даст в течение трёх лет десятки тысяч новых рабочих мест, возможность хороших заработков, отчисления в бюджет и в пенсионную систему. В этом направлении уже идут Россия и Казахстан. И если мы хотим занять достойное место в ЕАЭС, мы должны принимать разумные решения. Необходимо даже те небольшие ресурсы, которые у нас есть, инвестировать грамотно. Пока же мы это делаем хаотично и безграмотно - и всё, что мы имеем, - это перекошенную экономику и дефицитный бюджет.
Надёжный вариант
Госфиннадзор предлагает кыргызстанцам альтернативу - капитализировать реальный сектор напрямую, купив у него акции, минуя банковский сектор - дополнительного игрока, который занимается раздуванием процентов и сокращением сроков.
- Пример из жизни. Есть акционерная компания, у которой есть акции. Допустим, они производят современные теплицы с капельным орошением. В год они производят 20 теплиц и продают их фермерам. И чтобы масштабировать это предприятие, необходимы ресурсы. Для этого им как раз нужны «длинные деньги». Не на один год, а на 5-10 лет. И тогда они смогли бы производить не 20 теплиц в год, а 200, - приводит пример работник Госфиннадзора. - В это трудно поверить, но мы, живя в Центральной Азии, примерно 80-90% огурцов импортируем. Зимой мы вынуждены завозить тепличные огурцы из-за границы. Та же ситуация с помидорами и другими тепличными культурами. У нас огромный потенциал для развития тепличных хозяйств, есть местные предприятия, которые производят эти теплицы в пять раз дешевле импортных и не уступают им ни в технологии, ни в качестве. Мы могли бы всю страну застроить теплицами, совершить рывок в сельском хозяйстве и не импортировать, а экспортировать те же огурцы и помидоры. Но для этого нужны опять же «длинные деньги», через покупку акций наших местных компаний.
И совершить экономический скачок для Кыргызстана стало возможным как никогда ранее. Госфиннадзор уже разработал 11 подзаконных нормативных актов для того, чтобы запустить механизм конвертации гражданами своих 2% ежемесячных накоплений в акции компаний. И теперь дело за гражданами. В республике есть фондовая биржа, имеется страхование инвестиций, а также пять управляющих компаний с опытом управления активами. Есть также 15 страховых компаний, которые изъявили желание страховать различные риски. Есть центральный депозитарий, через который проводятся все операции с акциями.
Как это работает?
Начиная с января 2016 года можно перевести свои пенсионные накопления из Соцфонда в управляющие компании и в Негосударственный пенсионный фонд. Каждый гражданин КР, который имеет накопительный компонент, то есть если он работал с 2010 года и был рождён позже 1967 года, и у него в пенсионном фонде накопилась некая сумма, один раз в год может написать заявление в Соцфонд с указанием, куда он хочет перевести свои накопления. Соцфонд целый год аккумулирует все заявления и к началу следующего финансового года, то есть к 1 марта 2017 года, обязан передать ваши накопления в то ведомство или компанию, которую вы указали в своём заявлении. Сейчас Соцфондом готовится перечень управляющих компаний, куда можно будет перечислить накопления, другими словами, отныне у каждого появится шанс вложить деньги в акции промышленных и иных предприятий Кыргызстана.
Что сейчас происходит с этими 9,5 миллиардами, принадлежащими кыргызстанцам? С денег, которые были вложены Соцфондом в банковские депозиты в КР, в среднем Соцфонд получает 15 процентов годовых. Эти деньги коммерческие банки под 24-30 процентов дают в кредит бизнесу, а реальный сектор экономики, то есть производственники, из-за таких безумных процентов никогда не смогут взять их и с прибылью вложить в дело. Таким простым образом, «длинные деньги» Соцфонда превращаются в «короткие деньги» банков.
- Соцфонд неэффективно распоряжается накоплениями кыргызстанцев. И это главный минус сложившейся пенсионной системы, - уверен Нурлан Байбосунов. - По статистике, рентабельность реального сектора 13-15 процентов. И как он сможет брать кредиты у наших банков под 30 процентов? Таким образом, данная схема ущербна. И результаты этого мы видим сами - производственники, агропромышленники, лёгкая промышленность, все те, кто производит реальный товар, продукты, которые формируют ВВП, обречены на стагнацию, так как вести дело с коммерческими банками им крайне невыгодно.
Время перемен
Исходя из этого, кыргызстанцам стоит серьёзно задуматься, заинтересованы ли они в развитии и увеличении своих пенсионных накоплений и хотят ли помочь развить промышленный сектор Кыргызстана. Если заинтересованы, то нужно сделать совсем немного - написать заявление в Соцфонд. Казалось бы, это довольно простой шаг, но он позволит построить в республике предприятия, логистические цеха, лаборатории, цеха по переработке сельхозпродукции, упаковке продуктов, что приведёт к созданию множества рабочих мест.
- Сейчас более одного миллиона трудоспособных кыргызстанцев за границей ищут средства, чтобы прокормить свою семью. Именно из-за того, что этот миллион уехал и отдаёт свои налоги, пенсионные накопления в другую страну, ситуация с бюджетом и пенсиями так плачевна. Мы должны вернуть их обратно. Иначе с нашей солидарной пенсионной системой произойдет катастрофа, - считает экономист. - И первое, что необходимо сделать, - это дать нашим мигрантам новые рабочие места с достойной зарплатой. А они появятся только тогда, когда начнёт развиваться производство. Без этого миллиона самых активных и получивших за границей бесценный опыт кыргызстанцев мы не поднимем экономику. А если уедет ещё полмиллиона жителей КР, то моментально рухнет не только пенсионная система, но и вся бюджетная система страны.
Импульс к развитию
В КР сейчас существует множество компаний, которые уже работают над созданием того или иного продукта. Если они получат от граждан импульс к развитию, то экономическая ситуация в республике начнёт выправляться.
- У нас есть мозги, есть идеи, законы, нормативная база. Единственное, что нам необходимо, чтобы нас поддержали кыргызстанцы и правильно распорядились своими пенсионными отчислениями. Это должно стать государственной идеей - дать возможность бизнесу развиться, встать на ноги. У нас нет нефти, нет газа, но у нас есть огромный ресурс - умные, грамотные люди, готовые работать. И наша обязанность дать им «зеленый свет», наладить инфраструктуру для их работы. Всё остальное они сами сделают, - полагает Нурлан Байбосунов.
Акция на акции
- К сожалению, не только многие наши граждане, но и политики, госслужащие не знают и не понимают, что такое листинг, биржа, депозитарий, что такое страховые компании, как всё это работает вместе. Однако эта схема работает уже не одну сотню лет и позволяет стремительно развиваться многим странам. Законы, разработанные Госфиннадзорам, обеспечивают диверсификацию всех рисков и многократный контроль. Каждый шаг продуман. Существует совершенно прозрачная система отчётности и перед Соцфондом, и перед Госфиннадзором, - отметил Байбосунов. - Когда люди увидят, что появились акции, появились перспективнейшие компании, поймут, что они приносят существенную прибыль в виде дивидендов, а не процентов, как в банке, что можно совершить прямое вхождение в капитал производства без посредников, то каждый будет идти на биржу и покупать акции. Те же предприятия, которые пока не имели акций, начнут их выпускать. И после этого шестерёнки механизма начнут вертеться и набирать обороты.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №39, 2016 год
Комментарии