воскресенье, 22 декабря 2024
Метод скоростного ашара — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Белек СарымсаковRSS

Метод скоростного ашара

Метод скоростного ашара

21 октября 2013 16:56    Просмотров: 4423

Современный Бишкек, преодолев полтора года назад черту миллионного города, имеет на данный момент  функционально-планировочную структуру центральной части, заложенную в 80-х годах прошлого века.

С тех пор прошло более 30 лет. Что изменилось за это время, какие проблемы существуют в градостроительной политике столицы, и каковы пути их решения рассказал  Белек САРЫМСАКОВ, профессор международной Академии архитектуры.
Пахотные земли

- Одна из главнейших на сегодняшний день проблем Бишкека  -  городской территориальный ресурс и стратегическая программа его территориального роста. Периметр городской черты Бишкека практически заблокирован массивами индивидуальной застройки с общими параметрами более 4 000 гектаров и населением порядка 170 тысяч человек, освоенных по принципу безпроектного строительства.

Все это происходит на бывших пахотных землях, зеленых массивах и парках, что «пломбирует» город практически по всему периметру и представляет собой невыразительную застройку, крайне слабо обеспеченную инженерной и социальной инфраструктурой. За 20 лет город потерял в целом до 40 % ценных резервных территорий.  Чтобы прорвать это плотное кольцо «саманстроя», и сохранить зеленые немногочисленные островки городской структуры, необходимо оперативно разработать стратегическую модель перспективного развития городских территорий со сложившимися новостройками и определением главных направлений их развития и режимов использования территории.

 Самостихийная застройка

 - В целом, ситуация по жилым районам и периферийной части города не лучше, чем в центре Бишкека. Город, не имевший до 2006 года генерального плана и четкой концепции градостроительного развития, cтихийно определил свои территориальные границы. Освоение пригородных территорий, при попустительстве властей и архитектурных служб, имеет на сегодняшний день катастрофический характер.

Причем, в настоящее время определились две формы расселения: официальная, с оформлением всех полагающихся документов,  и неофициальная - самостихийная,  без каких-либо разрешительных документов на право строительства. Последняя наносит градостроительному развитию столицы наибольший вред, который через определенное время перерастет из архитектурно-планировочных проблем в социально-политические. Естественно, что при таком возведении, пусть и небольших домов, не соблюдаются никакие нормативные акты и правила планировки и застройки населенных мест, не учитывается степень интенсивности освоения городских территорий,  плотность застройки и наличие социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры. Не говоря уже о таких факторах, как геологические характеристики, типы домов и норма жилищной обеспеченности, размещение мест приложения труда и формирование системы общественного обслуживания.

Что делать?    

 - На основе проведенного графического анализа ситуационного плана города, плотности застройки, степени освоения городских земель и инженерно-транспортной инфраструктуры, была выработана схема территориального развития города и уплотнения застройки, определена перспектива роста города по главным направлениям с учетом вышеперечисленных факторов. В отличие от установившейся практики освоения земель по окраинному периметру города, в результате которой Бишкек практически оказался в «саманно-глинобитной» осаде, еще несколько лет назад было предложено перспективное территориальное развитие города по шести «параболам», разбитым по очередности строительства. Как известно из школьной программы, формула и форма параболы имеют динамическое развитие до бесконечности, с центром, расположенным у ее основания. В предложенной модели территориального развития города параболические структуры дают возможность формировать жилую среду с учетом перспективного роста Бишкека по принципу открытой планировочной структуры с фиксированными общественными центрами в основаниях парабол, выполняющих еще и функции транспортных узлов.

Новый генеральный план, имеющий размытые позиции по функционально-планировочной структуре новых жилых районов, не решает проблем новостроек по социально-бытовым и культурным условиям проживания, местам приложения труда и отдыха, перспективного территориального роста, обеспечивающего цельное формирование общегородской среды и учитывающего процессы функционирования всех систем города.

В целом, при оценочном социально-экономическом и градостроительном анализе города, можно увидеть следующую картину:
• произошли существенные изменения в перераспределении работающего населения по отраслям экономики и формам собственности, изменилось соотношение градообразующей и обслуживающей групп населения. Резко сокращается численность работающих во всех отраслях за исключением служб сервиса, торговли и управления;
• доля градообразующей группы города уменьшилась в десятки раз, остановилось производство, а такие гиганты кыргызской индустрии, как механико-машиностроительный завод им. Ленина, завод сельскохозяйственного машиностроения, завод физприборов и др. канули в Лету. Однако заводские территории пустуют уже два десятка лет, к примеру, территория завода Ленина, занимающая более 100 га  и расположенная практически в центре города, могла быть задействована для городской застройки или инвестиционных проектов;

• строительство муниципального жилья занимает мизерную часть в городском строительстве, сложившаяся сеть учреждений социальной инфраструктуры в настоящее время не обеспечивает потребности жителей города, абсолютно не ведется строительство детских дошкольных учреждений, школ, учреждений здравоохранения и спорта. Последний детский садик или библиотека были построены еще в советское время;
• размещение зданий социально-бытового обслуживания по жилым районам города не имеет четкой системы распределения по нагрузкам с учетом выросшего почти в два раза количества населения, большая часть учреждений и предприятий сконцентрирована в сложившемся центре города;
• происходит расслоение системы обслуживания - в одном и том же районе появляются учреждения одного вида, к примеру, у нас есть целые улицы обменных бюро, парикмахерских, аптек, моек автомашин и др. Город Бишкек по количеству АЗС, расположенных в центральной части, стал столицей заправочных станций;
• новые жилмассивы, незапланированно появившиеся как грибы в 90-х годах прошлого столетия, так и остались по уровню обеспеченности инженерно-транспортной и социально-экономической инфраструктурой на уровне прошлого века, что чревато в недалеком будущем социально-политическими взрывами;
• при отсутствии профессиональных кадров в области городского дизайна в муниципальных органах и Бишкекглавархитектуре, столица превратилась в одну большую базарно-уличную рекламу, загораживающую своими колбасно-водочными билбордами и щитами прекрасную панораму гор и архитектуру городских улиц.
Сегодня, все эти процессы, происходящие в Бишкеке, будут в последующем постепенно углубляться и ухудшать и так нездоровую среду проживания населения, пока не будет жесткого политического решения руководства страны изменить вышедшую из-под контроля градостроительную ситуацию в лучшую сторону.

Аргументы и Факты-Кыргызстан, №18, 2013 год

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Белек Сарымсаков 

КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ?

Как сделать город узнаваемым, удобным и благоприятным для проживания?

 Владимир Банников 

ВЫБИРАЕМ ПОДАРКИ ПРАВИЛЬНО

Расскажу, как я уже не первый год, готовлю подарки для дорогих мне людей.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.