Корреспондент информационного портала News-Asia на днях посетил южную часть Киргизии, чуть больше года назад пережившую межнациональную трагедию. Сегодня картина постконфликтного региона выглядит немного иначе.
Южный Кыргызстан, как этот регион называют прозападные СМИ, встретил группу журналистов, отправившихся в Ош и Джалал-Абад на открытие Центров обслуживания населения при Государственной регистрационной службе КР, не по-бишкекски жаркой погодой. Путь из Бишкека в Ош пролегал по воздуху. Время в пути от столицы Киргизии до ее южного «аналога» заняло чуть более получаса, хотя ранее до Оша приходилось лететь минимум 60 минут. Дело в том, что совсем недавно правительство страны запретило перевозить пассажиров на самолетах Ан-24, на смену которым пришли зарубежные Боинги 737-300 – более экономичные, удобные и быстрые.
Первое, что бросилось в глаза после посадки – спокойствие некогда пылавшего города. Казалось, что в июне 2010 года ничего здесь и не происходило. Горожане мирно спешили по своим делам, аксакалы обсуждали что-то, почесывая бороды, а школьники с озорной улыбкой махали кортежу с ехавшими в нем столичными журналистами. Осматривая восстанавливающийся после разрушений город, отметил для себя одну не свойственную другим регионам черту – окружавшие меня дома были пропитаны иным, не похожим на другие, колоритом юга, синтеза культур киргизов и узбеков. Выражался он практически во всем: в скоплении представителей двух наций на ошских базарчиках, в домах, украшенных орнаментами то одного, то другого этноса. В языке, наконец… Южный диалект, как мне кажется, отличается мягкостью произношения. Это, наверное, влияние мягкого узбекского на грубоватый киргизский язык?! О кухне юга стоит сказать отдельно – она известна далеко за пределами самой Киргизии. Ни для кого не секрет, что самые богатые по количеству блюд столы накрывают именно в Оше. Местная кулинария прекрасно сочетает в себе вкуснейшие ошские самсы и легендарный узбекский плов…
Сказать, что южане до сих пор испытывают страх и ненависть друг к другу, я не могу. Вполне мирно сосуществуют в этом регионе и киргизы, и узбеки, и русские. Последних, к слову, вопреки ожиданиям, в Оше, а затем и в Джалал-Абаде, я практически не увидел. Лишь изредка славянские лица мелькали неподалеку от центра городов. Однако весь народ, судя по поведению, с опаской идет на контакт. Многие до сих пор в чем-то сомневаются. По работе довелось пообщаться с несколькими жителями Оша. Все, к слову, не отказали мне в беседе, поделились проблемами и надеждами, но вот до конца открыться не захотели. Кто-то побоялся назвать свою фамилию, другие в лицо говорили только о позитивном, а по глазам читалась и тревога.
Кстати, о проблемах. Главной бедой большинство людей, с которыми мне довелось пересечься на юге, назвали отсутствие работы в регионе. Ни в Джалал-Абадской области, ни в Ошской я не увидел работающих заводов и фабрик. Попадались исключительно хлопковые поля, рынки и таксисты… Касаясь негативного, отмечу, что население не хочет продолжения конфликта. Им хватило той резни, которая случилась в прошлом году. Главное для южан сейчас – стабилизация ситуации и развитие социально-экономических показателей в регионе. Ей, впрочем, мешает миграция и предвыборный ажиотаж.
На выборы и в Джалал-Абаде, и в Оше жители возлагают большие надежды. Люди ждут, что к власти придет человек, способный объединить этносы и предотвратить новые столкновения. Для них не важно, станет президентом южанин или же выходец с севера. Не сочтите за рекламу, но в беседе с жителем Оша по имени Шайымкул я не удержался и спросил, кому южане отдают предпочтение. Тот не задумываясь, назвал фамилию Атамбаева. На вопрос «почему именно он?» мой собеседник ответил, что стране нужен лояльный президент, в основу программы которого заложен принцип интернационализма. Касаясь же остальных кандидатов, южане ничего вразумительного ответить не могли. Лишь предостерегали, чтобы новый глава государства не пошел по стопам предшественников – не наступил на те же грабли, введя родственников в политику и подмяв под себя бизнес-ресурсы. Интересно, что живя в Бишкеке, я постоянно сталкиваюсь в СМИ с информацией, что юг поддерживает Адахана Мадумарова или же Камчибека Ташиева, при этом население настроено против Атамбаева. На деле же картина складывается немного иная. Да, присутствие всех трех кандидатов-фаворитов в регионе ощущается явно. Поговаривают, что южане «обожглись» на предыдущем земляке – Бакиеве, и теперь готовы поддержать представителя севера. Что ж, 30 октября покажет, так ли это.
Существует в южном регионе и еще одна проблема – нехватка топлива для автомобилей. В этом воочию убеждаешься, когда передвигаешься по трассам и отслеживаешь цены на ГСМ, при этом мимо через каждые 5-10 минут проезжают бензовозы. Цены на бензин и дизель в Оше и Джалал-Абаде существенно отличаются от столичных. На автозаправках продается только бензина марок Аи-80, Аи-93 и дизтопливо. Аи-95 и Аи-98 на юге и не пахнет. Стоит 93-й везде по-разному. Где-то за литр этого бензина просят 38 сомов, в других местах цена зашкаливает за 40, в то время как в Бишкеке литр Аи-93 стоит порядка 35,7 сомов. С дизтопливом у южан и того хуже. Минимальная цена в Оше и Джалал-Абаде – 40 сомов. Однако за такую стоимость топлива не сыскать нигде. Есть оно там, где дизель стоит минимум 45 сомов – максимум (!) 70. Вывод? Топливо продолжает идти через юг в Таджикистан, где контрабандные ГСМ реализуются в 1,5 раза дороже.
Если говорить в целом о восстановительных процессах в Оше и Джалал-Абаде, то идут они в регионе полным ходом. Так, в Оше практически на каждой улице можно наткнуться на дома, хозяева которых ремонтируют либо само здание, либо крышу, либо же обносят жилье массивным забором. Да, попадаются в южной столице и разваленные, сгоревшие строения, однако они в городе уже в меньшинстве. Центр Оша восстановлен практически полностью, и, кстати, выглядит куда менее богатым и процветающим, нежели окраины города. Окаймляют Ош либо хлопковые поля, либо районы элитного жилья. Под последним подразумеваются двух-, трех-, а то и четырехэтажные особняки, архитектуре и площади которых позавидовали бы даже жители элитных особняков Бишкека. Тут то и убеждаешься, что при кажущейся бедности региона Ошская область не так уж и нищенствует. Скромнее выглядит Джалал-Абадская область, пестрящая отчего-то вездесущими гостиницами. Этот вид бизнеса, по-видимому, претендует стать основным в регионе, где кроме земледелия, митингов и мелкого бизнеса и заняться-то, в общем, нечем…
В заключении хочется пожелать, чтобы регион все-таки стал менее политизированным. Колыбель Шелкового пути должна развиваться по пути торгово-экономическому, но уж никак не конфликтному. Наверняка каждому из нас понятно, что нет плохой национальности, но есть плохие люди, способствующие разрухе и конфликтам. Будем надеяться, что последние два понятия навсегда исчезнут из словаря юга Киргизии, и будут заменены емкими и понятными словами «мир» и «стабильность».
Комментарии