воскресенье, 22 декабря 2024
Рулетка по интересам — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Иван ДонисRSS

Рулетка по интересам

Рулетка по интересам

19 июня 2013 17:01    Просмотров: 5869

Ежегодно вплоть до 2012 года Кыргызстан получал немалую прибыль от деятельности казино в республике. Государственный бюджет пополнялся в среднем на 550 миллионов сомов в год, не говоря уже о прибыли самой отрасли, которая исчислялась миллиардами сомов. Однако владельцев игровых заведений вынудили свернуть свой бизнес в связи с принятым парламентом страны законом о запрете функционирования казино. В итоге страна потеряла несколько позиций в рейтинге инвестиционно-привлекательных государств и стран, где можно проводить досуг, тратя миллионы долларов. К тому же, без работы после 1 января 2012 года остались свыше 12 тысяч человек (почти 5400 человек, работавших непосредственно в заведениях, и 7200 человек, задействованных косвенно).

Кто первый?

Идею о прекращении работы казино, первой высказала президент переходного периода Роза Отунбаева. Именно она призвала парламент республики обратить внимание на игорные заведения, которые «развращают молодое поколение». Президент сетовала на то, что Кыргызстан фактически превратился в «островок азартных игр», куда потянулись за легкими деньгами ловцы счастья из Казахстана, России и даже Беларуси, в которых действует запрет на ведение игорного бизнеса вне специально отведенных для этого зон.
- Деятельность казино и залов игровых автоматов оказывает пагубное влияние на все общество, - жаловалась Роза Исаковна парламентариям. - Сегодня имеет место мировая тенденция использования казино для отмывания грязных денег.

Следуя указаниям главы государства, местные депутаты начали работу над подготовкой документов к запрету. За предпринимателей, владеющих игорным бизнесом, попытался заступиться действовавший на тот момент премьер-министр Кыргызстана Омурбек Бабанов. Глава кабмина предостерег власти, заявив, что казино в любом случае будут работать, просто после запрета бизнес уйдет в тень. К тому же, деньги, поступающие в качестве прибыли от казино, пригодились бы государственному бюджету, а тысячи простых граждан не остались бы без работы.  Однако доводы политика депутатов не тронули. Бабанова, первым предложившего установить государственный контроль над казино, поддержали и в Госфиннадзоре, который апеллировал статистическими данными. Последние гласили, что в 2008-м году казино принесли в бюджет государства 263 миллиона сомов, в 2009-м – 642 миллиона, в 2010-м – более полумиллиарда сомов.

От чего ушли, к тому и пришли

Вновь подняли вопрос о возврате казино несколько дней тому назад депутаты республиканского парламента - Игорь Гусаров и его коллега по партии «Ар-Намыс», Замир Бекбоев. Народные избранники инициировали законопроект «Об игорной деятельности», предложив вновь легализовать в стране этот бизнес. По мнению авторов инициативы, практика показала, что полностью победить казино и, как следствие - игроманию, согласно высоким помыслам, которыми руководствовалась Роза Отунбаева, властям не удалось. Наоборот, чиновники своими решениями лишь загнали этот бизнес в тень, позволив криминалу взять контроль над подпольными игровыми клубами. По сути, вся прибыль начала поступать не в государственный бюджет, а в карманы представителей ОПГ. Уход казино в тень породил еще большую коррупцию в рядах сотрудников правоохранительных органов, которые и сами не прочь были сделать ставочку-другую в нелегальных казино. Данные министерства внутренних дел Кыргызстана лишь подтверждают эти слова. Ежемесячно сотрудниками правоохранительных органов и их коллегами из других ведомств удается «накрыть» не менее двух-трех подпольных игровых заведений. Игорь ГУСАРОВ, депутат национального парламента  подчеркивает, что население играло, играет и будет играть, тратя от 2 до 3 миллиардов сомов на подобные развлечения.

- Это колоссальные деньги для бюджета страны, на них можно решить социальные проблемы, к примеру, построить детсады, школы, больницы, дороги, помочь людям с ограниченными возможностями, - отмечает он. - В Бишкеке можно открыть не более 3 казино, а в регионах и других городах - по 1. По самым скромным подсчетам, Бишкек ежегодно будет получать минимум 1 мрлд сомов и это при бюджете столицы в 6 млрд. Мы не можем себе позволить, чтобы 3-4 миллиарда сомов находились в обороте в подполье, но при этом работники правоохранительных органов «крышевали» казино и собирали дань.

Вопрос этот, к слову, уже не раз обсуждался в стенах парламента. Естественно, что мнения разделились на «за» и «против», и однозначно сказать, в чью сторону перевес, пока невозможно. Что касается правительства и аппарата президента, то здесь все более-менее ясно – чиновники выступают категорически против инициативы по возврату. На прошедшем намедни заседании парламентского комитета по законности, правопорядку и борьбе с преступностью позицию кабмина представил Бакыт КУЛМАНБЕТОВ, заместитель постоянного представителя правительства в парламенте. Он назвал аморальным предложение парламентариев.
- Одно дело, когда мы открываем казино для иностранных граждан, но для своих людей создавать место, где человек полностью уничтожается как личность, - это неправильно, - высказался постпред.

Государство и частники: 50/50

Как предложили выкрутиться из ситуации  авторы законопроекта. Во-первых, они заявили о необходимости введения государственного регулирования игорной деятельности. То есть, право на принятие решения об открытии казино (именно казино, а не клубов игровых автоматов) Бекбоев и Гусаров предложили отдать исполнительным органам местного самоуправления. По сути, при вступлении закона в силу судьбу заведений решал бы муниципалитет. Инициаторы предложили открывать казино в форме закрытого акционерного общества, доход от деятельности которого органы МСУ могли бы направлять на решение социальных проблем. В этом случае частные казино попросту прекратили бы свое существование. Этот шаг позволил бы вывести игровой бизнес из тени и трудоустроить тысячи безработных. Лицензирование казино парламентарии предложили заменить прямым квотированием числа казино. В Бишкеке можно было бы открыть три подобных заведения, а в других городах, например, Оше, Джалал-Абаде, Чолпон-Ате -  по одному. Подсчитана и примерная прибыль: столица может получать более 1 миллиарда сомов в год, а такие города, как Ош или Чолпон-Ата – примерно по 300-400 миллионов.

«Черный список» игроманов

Спросите, а что же будет с теми, кто страдает лудоманией, в простонародье более известной как игровая зависимость? Оказалось, их количество по отношению к общему числу тех, кто захаживает в игровые клубы или казино, не так уж и велико. Однако авторы законопроекта предусмотрели несколько мер, которые позволили бы  оградить этих людей от соблазна потратить тысячу-другую сомов за рулеткой. Они предложили завести так называемый «черный список» (black list) людей, которым будет запрещено появляться в казино. Список этот будет документом сугубо конфиденциальным, а доступ к нему обеспечат только госорганам и администрации игорных заведений. Попасть в блэк-лист можно будет либо по собственному желанию (если человек осознает то, что он - игроман), либо по просьбе родственников лудомана. В такой стране, как Эстония, каждый житель добровольно может оградить себя от игровой зависимости. Для этого эстонцы регистрируются на специальном сайте, после чего им на год запрещают вход в любое казино страны, где действует исключительно идентификационный контроль.

А как у них?

Игорный бизнес - очень прибыльный и зачастую может существенно повлиять на экономику как отдельно взятого города, так и страны в целом. Взять, например, Макао – автономную территорию в составе Китая. Макао считается крупным финансовым центром, известным своими казино, игорными домами и ночными клубами. Игорный бизнес в автономии составляет примерно 40 процентов от ВВП и приносит местному бюджету до 70 процентов доходов. При населении в 520 тысяч человек ВВП Макао составляет 32,2 миллиарда долларов США, в то время как при населении Кыргызстана в 6 миллионов человек ВВП страны равняется 12,1 миллиарда. В сфере игорного бизнеса в Макао трудится 7 из 10 человек, живущих там. Отсюда и низкий уровень безработицы.

Или другой пример – Сингапур, население которого чуть меньше населения Кыргызской Республики. За счет благоприятного инвестиционного климата и высокой конкурентной среды его жителям удалось добиться роста ВВП до 292 миллиардов долларов, что в 24 раза выше, чем в Кыргызстане. На душу населения в Сингапуре приходится до 57,5 тысячи долларов от ВВП, в то время, как в КР этот показатель едва превышает 2 тысячи. Вплоть до 2005 года деятельность казино находилась под запретом со стороны правительства, однако, после продолжительных дебатов игорные заведения все же легализовали. Премьер-министр страны гарантировал, что местное население не пострадает от деятельности казино. Была установлена плата за вход в подобные заведения (порядка 100 местных долларов, плюс ежегодный взнос в размере еще 2 тысяч). В итоге к 2010 году властям удалось увеличить численность туристов до 11,6 миллиона человек. Власти надеются, что к 2015 году доход от туристической сферы в стране достигнет 30 миллиардов сингапурских долларов.

Мнения экспертов

Кубат РАХИМОВ, эксперт по инфраструктурным проектам:
- Как правило, государственно-частное партнерство как инструмент используется в сферах, в которых самостоятельно частный бизнес не получает должной доходности, или где требуются дополнительные гарантии со стороны государства по денежным потокам. Казино во всем мире - высокодоходный бизнес, и здесь роль государства исключительно регулятивная. Зачем государству выступать гарантом или партнером в этом бизнесе? Я не исключаю легкой безграмотности со стороны инициаторов использования механизмов ГЧП в игорном бизнесе. Не надо путать Гоголя с Гегелем. Считаю, что в свое время решение о запрете игорного бизнеса было правильным, так как сегодняшние правоохранители не могут противостоять отмыванию незаконно полученных доходов, в том числе и от криминала. Я не исключаю, что со временем можно и нужно будет выдать лицензии на игорную деятельность, но в жестком режиме, а именно только в курортной зоне Иссык-Куля, исключительно на конкурсной основе международной компании с высокой репутацией и большим опытом по организации казино.

Денис БЕРДАКОВ, координатор Аналитического клуба молодежи Кыргызстана:
- С одной стороны, казино, действительно, давали и налоги хорошие, и, самое главное, обеспечивали несколько тысяч молодых людей приличным заработком в Бишкеке, минимум в 500 долларов. После запрета игорных заведений многие из них так и не нашли работу. Сейчас казино работают подпольно, соответственно, государство не получает вообще никак налогов, растет лишь коррупция. В условиях, когда мы имеем тотально коррумпированную систему правоохранительных органов, нам, скорее всего, выгоднее, чтобы такие казино работали «по-белому». Многие говорят, что игорные заведения - это точки распространения наркоты, отмывания денег и «разрушители семей». Зачастую, так и есть, но это системный вопрос борьбы с коррупцией и преступностью. Если цивилизованно сделать казино и установить надлежащий контроль за этой сферой, то можно будет прийти к ситуации, когда и овцы целы, и волки сыты.

Аргументы и Факты-Кыргызстан

Я рекомендую 2 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Белек Сарымсаков 

КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ?

Как сделать город узнаваемым, удобным и благоприятным для проживания?

 Владимир Банников 

ВЫБИРАЕМ ПОДАРКИ ПРАВИЛЬНО

Расскажу, как я уже не первый год, готовлю подарки для дорогих мне людей.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.