воскресенье, 22 декабря 2024
Какие выгоды Кыргызстану принесет новое соглашение с Канадой? — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Иван ДонисRSS

Какие выгоды Кыргызстану принесет новое соглашение с Канадой?

Какие выгоды Кыргызстану принесет новое соглашение с Канадой?

01 октября 2013 10:45    Просмотров: 7592

На всех уровнях не утихают споры вокруг нового документа, разработанного правительством Жанторо Сатыбалдиева совместно с канадской стороной относительно золотого месторождения Кумтор. По инициативе кабмина в Бишкеке прошли общественные слушания по новому соглашению. Сейчас документ изучают в парламенте республики. Многие сомневаются в привлекательности условий, предложенных партнерами.

Премьер-министр же уверяет: совместное предприятие, которое будет создано в Кыргызстане по принципу 50/50, принесет Кыргызстану исключительно выгоду. Интересы страны не будут отодвинуты на второй план, а доход от добычи золота на Кумторе только возрастет. Жанторо Жолдошевич отмечает, что ежегодно республика сможет получать от уплачиваемых предприятием налогов от 65 до 180 миллионов долларов.

Какие выгоды сулит Кыргызстану новое соглашение с канадскими инвесторами? Об этом рассказали Кылычбек Шакиров, заместитель председателя правления ОАО «Кыргызалтын» по экономике и финансам, и Мэтью Сандерс, арбитражный судья из Великобритании, представляющий интересы компании DLA Piper.
Кылычбек ШАКИРОВ: - Мы должны защищать интересы республики через контроль, увеличение денежных потоков и улучшение экологической системы. Правительство Кыргызстана должно было показать, что страна придерживается международных правил ведения бизнеса и доказать инвесторам, что республика работает в правовом поле. Так как в Кыргызстане существует большое недоверие ко всем переговорщикам, мы привлекли к диалогу между правительством КР и канадскими инвесторами компанию с мировым именем, такую как DLA Piper.

- Недавно премьер сообщил, что создается предприятие, в котором интересы сторон будут представлены поровну. Читатели сомневаются в целесообразности подобного контракта, будучи уверенными, что Кыргызстан теряет пакет акций, который был в «Центерре Голд». Многие думают, что новое предприятие – это «кот в мешке».
К. Шакиров: - Компания Price Waterhouse Coopers сделала свои расчеты, которые показывают, что Кумтор продолжит оставаться очень прибыльным предприятием. Если говорить о материальной стороне, то после создания совместного предприятия на территории Кыргызстана денежные потоки значительно увеличатся - доля прибыли кыргызской стороны возрастет примерно на 80 процентов. При прежней схеме республика получала порядка 125 миллионов долларов в год в виде налогов, плюс фиксированые дивиденды. Сейчас же, если будет создано совместное предприятие, в бюджет поступит та же сумма, однако КР начнет участвовать напрямую в распределении прибыли. Фишка именно в этом.

М. Сандерс: - Тот опыт, который Кыргызстан как государство имел, владея акциями в частной коммерческой компании на бирже, – не самый хороший. Кыргызская Республика в этом плане не единственная страна, потому как все государства, которые владеют долей в частных компаниях - плохие собственники активов. Как правило, руководство предприятий горнорудной отрасли, которые представлены на бирже, вкладывают деньги в повышение цены акций, в стоимость самого предприятия. Они не пытаются извлечь больше дивидендов, в отличие от владельцев акций, которые акционеры  могут продавать или покупать, получая прибыль. Государство не может покупать и продавать акции. Повторюсь, что речь идет не только о Кыргызской Республике, но и о моей стране – Великобритании, которая получила в собственность доли в частных банках, что стало для самих банков катастрофой. Абсолютно такие же проблемы есть во Франции, Германии, в США.

Предложенная Кыргызстану реструктуризация предполагает гораздо более удобный способ участия правительства в горнорудном предприятии. Модель, которую мы сейчас предлагаем, - самая популярная в России. Она была протестирована не один раз. Если опыт Кыргызстана покажет свою выгоду, то это уже само по себе станет фактом привлечения иностранных инвестиций в КР, еще больше инвесторов захотят прийти в страну. Эта структура  -  стандартная для горнорудной отрасли во всем мире. Успешных примеров много: это и добыча фосфатов, и производство алюминия. То предприятие, где есть ОсОО, подконтрольное совету директоров и Наблюдательному совету, показало свою эффективность и работает как на территории РФ, так и других стран. Использование отработанной модели совместного предприятия выгоднее участия на бирже в Торонто по канадским законам. Важно отметить, что контроль над рудником переходит от Канады Кыргызстану, к компании, которая будет работать по законам КР, то есть рудник будет контролироваться кыргызской стороной.

- А кто будет входить в Совет директоров и Наблюдательный совет?

К. Шакиров: - Будет вестись нормальное корпоративное управление, где Совет директоров отвечает за стратегические вопросы и политику компании. Председателем совета  станет гражданин Кыргызстана, а его заместителем – представитель «Центерры». Все значимые вопросы будут утверждаться именно в Совете. При этом оператором рудника останется «Центерра». Однако есть исключение: если оператор не будет обеспечивать исполнение финансового плана, выявятся нарушения международного законодательства, обнаружатся значительные отклонения от экологических норм, то кыргызская сторона может отстранить «Центерру» от операторства. Мы исходили из двух принципов – это контроль и кооперация. То есть, нападаем и защищаемся одновременно.

- Скажите, насколько увеличится поступление налогов в бюджет Кыргызстана?

К. Шакиров: - Относительная величина налога в республике – это 14%. Этот показатель останется без изменений, как в 2009 году. Четыре года «Центерра» производит значительные налоговые отчисления в бюджет Кыргызстана и настаивает на том, чтобы условия по налогам не изменялись. В данном примере Кыргызстан показал, что выдерживает договоренности по налогам и идет на исполнение своих обязательств. Поступления в бюджет будут зависеть от выработки золота на предприятии.
М. Сандерс: - В 2009 году правительство Кыргызстана, подписав соглашение с канадцами, обязалось выдерживать налоговый режим, то есть стабилизировать его на определенное количество лет, независимо от положения в стране. И это обычная нормальная практика, которая дает инвесторам возможность просчитать свои доходы и расходы в будущем. Кыргызская Республика придерживается этого принципа. Сохранение этой части договора предсказуемо. Это именно то, что сделало бы правительство, привлекая инвестора в свою страну.

- Некоторые специалисты высказывают опасения, что исчерпаны возможности добычи руды открытым способом, и вскоре придется переходить на шахтный метод, что уменьшит прибыль предприятия и увеличит затраты.

М. САНДРЕС: - Существует план горных работ, утвержденный до 2026 года. По нему предусмотрена добыча открытым способом. Действительно, выработка шахтным методом очень дорогая. Но если вдруг появится возможность с помощью новых технологий удешевить процесс и сделать добычу еще менее затратной, то Кыргызстан может внести изменения в горный план и перейти к подземной добыче руды. В действующем пока соглашении республика лишена такой возможности, в новой предлагаемой структуре КР сможет воспользоваться этой функцией по согласованию с канадской стороной.

- Давайте вспомним события в Жеты-Огузе, когда местные жители заявляли о загрязнении экологии и неграмотной социальной политике. Что-то изменилось в этой сфере при разработке схемы реструктуризации?

К. Шакиров: - После вступления в силу нового соглашения, ОАО «Кыргызалтын» станет мостом между населением и проектом Кумтор. Мы будем разъяснять людям вопросы, связанные с работой рудника, так как «Кыргызалтын» будет иметь значительную долю в совместном предприятии и влиять на процессы. Помнится, в Жеты-Огузе заявляли о нарушении экологии, но когда туда приехал экологический консультант, он заявил, что никакой катастрофы, равно как и угроз для жизни человека, в регионе нет. Да, есть некоторые отклонения, которые бывают в производственных организациях, и «Центерра» это признает. Нам озвучили рекомендации, которые поспособствуют улучшению экологии. Сегодня Кумтор – это предприятие, вокруг которого слишком много политики. Это мешает развитию данной компании. Price Waterhouse Coopers проделал анализ и провел взаимосвязь между политическими событиями в Кыргызстане и ценой на акции компании. Влияние значительное. Любые волнения вызывают резкое падение цен на акции. При контроле и кооперации впервые будет использована модель, когда Кыргызстан будет получать финансовую выгоду от роста акций. Мы включили в договор такой инструмент как варрант (ценная бумага – прим.авт.), которые будут выделены Кыргызстану в количестве 6 миллионов штук по 10 канадских долларов каждая. При увеличении стоимости акций республика сможет получать доход до 48 миллионов долларов за счет варрантов. Данный инструмент завязывает влияние кыргызской стороны на стоимость акций. Мы старались построить модель, которая будет действовать долго, станет стабильной и взаимовыгодной. Важно объяснить местным жителям, что любые волнения нанесут ущерб не столько канадским инвесторам, сколько бюджету нашей страны.

М. Сандерс: - Поскольку экология стоит во главе угла, Кыргызстан и Кумтор впервые пригласили ведущего мирового специалиста в области охраны окружающей среды – компанию AMEC. Меня сильно поразило, когда лидер команды, отлично говоривший по-русски, объяснял местному населению такие вещи, о которых те ранее никогда не слышали. Кумтор ранее никак не мог найти действенный способ коммуникации с местным населением. «Центерра» должна взять на себя ответственность за затрагивая эту тему, отмечу, что поднявшись на рудник, я был поражен красотой вашей природы, когда увидел ледник под - Солнцем. У Кыргызстана есть фантастические возможности для развития туризма за счет природы, не говоря уже о развитии минерально-сырьевой базы и производства. Когда я показал своим детям фотографии ваших гор, они спросили, почему я не сказал, что в этой стране так красиво. Поэтому следующим летом они собрались со мной в Кыргызстан на треккинг. А ведь это уже о многом говорит…

Мэтью Сандерс – арбитражный судья, специализирующийся на коммерческих разбирательствах, связанных с международными проектами, эксперт крупнейшей юридической фирмы DLA Piper. Мэтью имеет большой опыт в консультировании крупных IT-корпораций, федеральных институтов, энергетических компаний, а также правительств суверенных стран. Исследования Мэтью Сандерса регулярно публикуются в ведущих британских средствах массовой информации.

Аргументы и Факты-Кыргызстан, №16, 2013 год

Я рекомендую 2 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Елена Короткова 

ИНВЕСТОР, КЕТСИН!

В Нарынской области Кыргызстана митингующие добились закрытия строящегося кыргызско-китайского индустриально-торгово-логистического центра

 Елена Короткова 

«ЩИТ И МЕЧ» ДЛЯ БИЗНЕСА

Почему первый кыргызский бизнес-омбудсмен еще не начал свою работу?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.