Несмотря на то, что Киргизия вот уже 22 года как независимое государство, однозначно сказать, что республика определилась с политическим курсом и твердо стоит на ногах, - нельзя. Страна находится на пороге глобальных изменений, подтолкнуть к которым может только политическая воля руководства государства, политэлит, а также желание самого народа. На протяжении двух лет Киргизия активно обсуждает с Россией, Казахстаном и Белоруссией вопросы, связанные со вступлением в Таможенный Союз, однако периодически возникают трудности, с которыми стороны пока не в силах справиться. Но процесс не стоит на месте. Киргизские власти подготовили так называемую «дорожную карту», которая позволит республике увереннее войти в состав ТС. Ожидается, что в ближайшее время документ пройдет все этапы согласования, и процесс пойдет еще интенсивнее.
По сути, у Киргизской Республики на сегодня есть два пути: плыть по течению, не прилагая никаких усилий по реанимации производства, подъему экономики, уровня жизни населения, созданию рабочих мест, но при этом гордиться своим суверенитетом и наблюдать за тем, как растет государственный долг, и продолжать просить у зарубежных доноров многочисленные гранты, рассчитываться за которые будут наши дети и внуки – столь внушительны их суммы. Есть и второй путь: объединиться с сильными партнерами, ресурсы которых позволяют не только реанимировать государство, но и существенно помочь в его развитии.
Китай или…?
Географически логичнее всего было бы пойти навстречу Китаю, который проявляет интерес к Киргизии, время от времени выделяя средства (под проценты) на строительство дорог, развитие инфраструктуры и поддержку бюджета. Однако помощь носит, скорее, временный характер. Взамен КНР получает возможность экспортировать в КР сотни тысяч тонн своих товаров, а население Китая – работать в Киргизии, создавая конкуренцию местному населению. Последнее зачастую вызывает негативную реакцию у коренных киргизстанцев. Вспомнить хотя бы конфликт, произошедший в июле 2013 года в Кочкорском районе между милицией и гражданами Китая, работающими над проектом по реконструкции дороги Бишкек-Торугарт. Правоохранительные органы обвинили китайцев в том, что они трудятся в КР нелегально, противоположная же сторона уверена: им мстили местные жители, недовольные тем, что иностранные граждане отнимают у населения кусок хлеба.Вариантов в выборе стратегических партнеров остается немало. Теоретически политика «многовекторности», которой придерживается нынешнее руководство республики, имеет право на существование. Действительно, Киргизия может дружить и сотрудничать и с КНР, и с Катаром, и с Соединенными Штатами, и даже с Турцией, тем более что каждая из этих стран не против партнерских отношений с официальным Бишкеком. Однако говорить о глобальном сотрудничестве не приходится. Меж тем, о готовности вести общие дела с Киргизией не первый год говорят и страны Таможенного союза: Россия, Казахстан и Белоруссия. С этими государствами у республики исторически сложились теплые дружественные отношения. Сказывается общее советское прошлое, которое сегодня из уст многих экспертов подвергается огульной критике. Однако давайте вспомним, разве плохо было, когда в Киргизии общими силами строились фабрики и заводы, вузы готовили специалистов высокого уровня, которые поднимали и развивали не только легкую промышленность, медицину, образование, культуру, экономику, но и другие сферы. Семидесятилетний опыт сотрудничества показал, что страны могут существовать в одном объединении, помогая друг другу. Помощь эту Киргизия сможет ощутить и в будущем, когда при вступлении в ТС получит ряд преференций.
Подводные камни
Безусловно, любой крупный геополитический, экономический проект таит в себе подводные камни, и Таможенный союз – не исключение. Сегодня киргизстанские эксперты поделены на два лагеря. Одни уверены, что расширение «таможенной тройки» спасет страну, другие же связывают вступление Киргизии в объединение с наркотиком, от которого у республики сильная зависимость, а пользы, вроде как, никакой. Среди тех, кто ставит под сомнение необходимость слияния республики со странами ТС, - политэкономист, выпускник Букингемского университета Великобритании Мирсулжан Намазаалы, занимающий пост управляющего директора CAFMI (Центральноазиатского института свободного рынка). О том, почему стране стоит опасаться Таможенного союза, эксперт рассказал в интервью порталу News-Asia.
- Таможенный Союз для Кыргызстана - это кокаин, обернутый в красивый фантик, продаваемый насильственным путем. От него нет пользы, но есть сильная зависимость, и именно эта подначальность важна дилерам, которые смогут оказывать сильное и длительное влияние на центральную «нервную» систему. Решение принять эту дозу, вступив в Таможенный Союз, ударит по карманам наших потребителей и предпринимателей, которым отныне придется тратить больше денег на продукты и сырье, – считает Мирсулжан. - В Кыргызстане средняя ставка таможенного тарифа составляет 5,1%, в Таможенном Союзе – 10,6%. Нулевых ставок импортных пошлин в Кыргызстане втрое больше, чем в ТС. Всего одна четверть наших тарифов совпадают с тарифами Союза, в то время как 47% - нет, и требуется нарушение обязательств. Эти цифры говорят нам о том, что повышение тарифов повлечет за собой рост цен на различные товары, как импортируемые, так и собственного производства, равно как и возникновение серьёзных проблем со Всемирной Торговой Организацией.
Эксперт отмечает, что даже после выполнения Россией обязательств по членству в ВТО средневзвешенные импортные ставки будут значительно выше применяемых Киргизской Республикой тарифов. Так, по сельскому хозяйству будет 11,3%, промышленным товарам – 6,4%, по всем товарам – 7,1%. Нынешние тарифные и нетарифные барьеры, по его словам, уже оказали непосредственное влияние на торговые отношения стран-участниц Таможенного Союза, соответственно, Кыргызстан вряд ли сможет отличиться, если станет членом ТС.
- Говорят о том, что благодаря Таможенному Союзу станет легче экспортировать сельхозпродукцию из Кыргызстана, но это мифы, - уверен эксперт CAMFI. – Проблема в том, что наше сельское хозяйство имеет крайне низкий уровень развития, слабую перерабатывающую промышленность. Отечественная продукция может пойти на экспорт в страны ТС только после получения сертификатов качества от лабораторий, аккредитованных объединением. Если бы наши политики не занимались откровенной лже-пропагандой, то они бы обратили внимание на то, какие сейчас торговые войны происходят между Россией, Казахстаном и Беларусью.
Или пан, или пропал
Безусловно, Киргизия рискует потерять значительную прибыль от закрытия оптовых рынков «Дордой» и «Кара-Суу», которые российские специалисты рекомендуют перепрофилировать, превратив в торговую площадку для отечественных товаров. Напомним, что киргизстанские швейники довольно успешно зарекомендовали себя не только на центральноазиатском рынке, но и в России, и даже в странах Европы. Нередко в РФ сегодня можно встретить стильный костюм, на этикетке которого будет написано «Сделано в Кыргызстане». Войлочная продукция из КР пользуется огромным спросом в европейских государствах. Киргизстанский мед признан лучшим в мире. Несомненно, моментального взлета экономических показателей в КР ожидать не стоит, однако упускать шанс выйти на международный рынок – глупо. На стабилизацию экономики, промышленности, социальных показателей могут понадобиться годы титанической работы. Сиюминутно такие вопросы не решаются.
- Никто не требует от Кыргызстана закрытия оптовых рынков, однако в случае присоединения страны к Таможенному союзу придется перепрофилировать их под товары, произведенные в самой республике. Необходимо переходить от реэкспорта к собственному производству, - подчеркнул на встрече парламентских делегаций КР и РФ начальник отдела международного взаимодействия Евразийской экономической комиссии Антон Азаров. - Возможность для этого создаст именно Таможенный союз.
Первый шаг Кремля
- Учитывая, что в Кыргызстане проблема военной безопасности стоит остро уже давно, а расходы на оборону республики не только не превышают 1% от ВВП, тогда как государства мирового сообщества тратят на оборону в среднем 3 - 5%, но и сокращаются с каждым годом, то подобные меры, безусловно, укрепят взаимоотношения и взаимодоверие между Россией и Кыргызстаном, - уверена эксперт Института стратегического анализа и прогноза КРСУ Замира Мураталиева. - На мой взгляд, у России расширился подход к пониманию сущности безопасности в целом: в настоящее время это не только необходимость обеспечения защиты своих южных рубежей, а еще и необходимость обеспечить стабильность во всем центральноазиатском регионе.
Абстрагируясь от военной темы, эксперт ИСИП отмечает, что основным аргументом в пользу интеграции со странами Таможенного Союза служит то, что в случае невступления в эту структуру Кыргызстан потеряет больше, чем в случае объединения.
- Важно отметить, что если Кыргызстан не войдет в ТС, то он окажется в геополитической и экономической замкнутости, которая не позволит стране развиваться, - уверяет Замира. - Ни для кого не секрет, что в первые годы Кыргызстан в рамках Союза столкнется с рядом проблем, в частности с повышением цен, с подорожанием в целом потребительской корзины. Однако в перспективе появится возможность возрождения собственного производства и сбыта продукции на широкий рынок ТС, при вступлении в зону Единого экономического пространства наши мигранты получат преференции. То есть стратегически мы получим много преимуществ, но тактически нужно будет решать одновременно несколько насущных проблем. При этом очень важно проводить разъяснительную работу среди широких слоев населения о ТС, учитывая, что основная масса не знает, какие преимущества получит Кыргызстан в этой структуре. Другим аргументом в пользу ТС является сохранение единого цивилизационного пространства, общей истории и культуры. Русский язык и культура для большинства кыргызстанцев, на мой взгляд, намного ближе, по сравнению с китайским или английским языком. Более того, совместными усилиями решать проблемы безопасности и экономического развития намного целесообразней и эффективней, чем в одиночку.
Да будет свет
Списание долгов, перевооружение… Список можно продолжать инвестиционными проектами, реализуемыми в Киргизской Республике будущими партнерами по Таможенному Союзу. Взять хотя бы строительство Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций. По самым минимальным подсчетам, возведение объектов обойдется российской стороне в 24 миллиарда рублей. При этом в стране будут созданы тысячи рабочих мест. Реализация планов позволит Кыргызстану в будущем отказаться от практики «веерных отключений» электроэнергии и обеспечивать внутренний рынок и зимой, и летом в тех объемах, которые необходимы потребителям. Более того, строительство ГЭС повлечет за собой увеличение экспорта электричества за границу, которое опять-таки положительно скажется на экономике страны. Следующий пункт, подтверждающий серьезность намерений Москвы, - это соглашение между министерствами энергетики КР и РФ относительно предприятия «Кыргызгаз», которое российский «Газпром» готово взять под свое управление на 25 лет, обязуясь при этом вложить в развитие газотранспортной отрасли республики не менее 20 миллиардов рублей в ближайшие пять лет. Не говоря уже о долгах (порядка 30 миллионов долларов), которые автоматически перейдут «Газпрому». Однако и это не пугает российских инвесторов, которые признаются, что сделка вокруг «Кыргызгаза» для них – не бизнес-проект, а стратегический шаг, направленный на поддержку Киргизии.Язык как ключ к успеху
- Сохранение распространенности русского языка - одно из немногих конкурентных преимуществ Кыргызстана и его граждан на центральноазиатском, постсоветском и глобальном уровне, - отмечает эксперт аналитического центра «Полис Азия», кандидат исторических наук, доцент Киргизско-Российского Славянского университета КРСУ Павел Дятленко. - К тому же русский язык продолжает оставаться основным средством коммуникации кыргызстанцев с миром. В случае вхождения Кыргызстана в Таможенный союз позиции русского языка в республике постепенно усилятся, так как он является доминирующим в названном интеграционном проекте, и для активного плодотворного участия в нем нашим гражданам придется чаще и больше использовать язык Пушкина. Такая ситуация массового двуязычия и многоязычия характерна для многих стран, которые занимают или хотят занять достойное место в современном глобализирующемся мире. Уверен, что текущее киргизстанско-российское сотрудничество в сфере образования и культуры нужно расширять. Благодаря быстрому развитию отношений между Кыргызстаном и Россией в последние три года появились новые крупные возможности и перспективы, которые нужно использовать в полной мере и реализовывать. Например, в Кыргызстане успешно работают два совместных и около десяти филиалов российских вузов, причем они находятся в разных регионах республики. Российская сторона активно помогает нашей республике решать проблемы со школьными учебниками по русскому языку и другим предметам, пополняет государственные и университетские библиотеки изданиями на русском языке. Также Россия финансово поддерживает повышение квалификации учителей русского языка и литературы из киргизстанских школ. В российских вузах гражданам Кыргызстана ежегодно выделяются бюджетные места для обучения в качестве студентов, аспирантов и докторантов. Россия финансирует ряд востребованных проектов в сфере культуры, исторической памяти, языковые конкурсы и олимпиады разного уровня, различные молодежные программы. Сохранение уже достигнутого уровня партнерства и дальнейшее развитие взаимных отношений полностью отвечают стратегическим интересам народов Кыргызстана и России. У нас слишком много общего в прошлом, настоящем и будущем…
Комментарии