Кыргызстан уже в 2014 году может вступить в объединение. Москва готова оказать активное содействие в присоединении КР к Таможенному союзу. Об этом на недавнем заседании Высшего евразийского экономического совета говорил президент России Владимир Путин. Мешают республике несколько факторов, основной из которых – несогласие с Москвой, Астаной и Минском по пунктам дорожной карты. Аналогичный документ Армения, например, подписала гораздо раньше Бишкека, хотя об интеграционных намерениях заявила позже кыргызской стороны. Алмазбеку Атамбаеву и правительству республики важно добиться поставленных Кремлю условий, а точнее, создания фонда поддержки экономики КР, укрепления границ с Узбекистаном и другими странами. Немалые усилия Бишкек тратит и на упрощение миграционной политики.
Безусловно, Москва готова пойти на определенные уступки партнерам по Центральной Азии, однако о безоговорочном выполнении всех требований Кыргызстана и речи быть не может.
Не секрет, что население страны опасается шоковых последствий от вступления в таможенное объединение. Основное, чем пугают кыргызстанцев, - это рост цен на подавляющее большинство товаров – от продуктов питания до бытовой техники и автомобилей. Оппозиция предрекает Кыргызстану утрату государственности в случае дальнейшего сотрудничества с Россией. Смущает многих и то, что за короткий промежуток времени республика не сможет «расправить крылья» и стать полноправным участником интеграционного объединения. Однако, по мнению Елены КУЗЬМИНОЙ, кандидата политических наук, эксперта Института экономики Российской Академии Наук, все вопросы, касающиеся роста тарифов, можно будет решить без особых проблем. Чтобы успешно пройти процедуру вступления в ТС, по мнению Елены Михайловны, обществу нужно будет объяснить все положительные стороны интеграции с Казахстаном, Россией и Белоруссией. Иначе оппоненты продолжат апеллировать своими умозаключениями вместо того, чтобы опираться на конкретные факты.
- Во время встреч со студентами Американского университета в Центральной Азии и Кыргызско-Российского Славянского университета мне довелось пообщаться с кыргызской молодежью, с которой удалось выстроить не всегда позитивный, но конструктивный диалог, - делится впечатлениями Елена. - Молодежь активно задавала вопросы, которые говорят о реальном понимании происходящих в Кыргызстане процессов и заинтересованности в разрешении сложных вопросов. Кого-то интересовала политическая сторона интеграции, другие хотели больше знать об экономической составляющей. Оживленнее всего прошла встреча в Академии управления при президенте КР, на которую пришли представители неправительственных организаций. От них мы услышали множество резких высказываний по поводу вступления республики в Единое экономическое пространство и Таможенный союз. Однако заявления эти носили, скорее, популистский характер. Многие доводы порой даже не поддавались логическому объяснению. Например, ораторами было сказано, что Россия обязана бесплатно поставлять в КР горюче-смазочные материалы в связи с договором о зоне свободной торговли. Однако вопросы пошлин, тарифов и прочего решаются на более высоком уровне. Напомню, что с 2011 года между Россией и Кыргызстаном действует соглашение, по которому в республику поставляют товары на беспошлинной основе. Нам говорили и о том, что кыргызстанцы не хотят жить в индустриальном обществе, а выбирают постиндустриальное. Многие абсолютно не понимают само это понятие - постиндустриальное общество. В Кыргызстане оно сводится к тому, что население будет торговать и заниматься it-технологиями. Однако постиндустриальное общество имеет несколько иные экономические параметры. Налицо явные выступления против вхождения республики в ТС, однако, у оппонентов нет аргументов в защиту собственной позиции. Это странно, учитывая, что эксперты, как минимум, должны свою точку зрения основывать на фактах, должны иметь доказательную базу.
По словам Елены Кузьминой, не стоит опасаться изменения тарифов на товары народного потребления, поскольку и Кыргызстан, и Россия - члены Всемирной торговой организации. Когда РФ вступала в это объединение, Москва унифицировала единый таможенный тариф со ставками ВТО.
- Конечно, есть небольшие расхождения, но они минимальны, с чем согласны Казахстан и Белоруссия. Таможенные тарифы - также не предмет для спора, - уверена эксперт Института экономики РАН. - Другое дело, что Кыргызстану придется выводить серый бизнес из тени. Это очень сложный вопрос. Для его решения нужны определенные средства. Проблемы у КР, скорее всего, возникнут со стандартами, в особенности, в агропромышленном комплексе, однако и эти проблемы решаемы. В России сегодня идет обсуждение того, чтобы помочь Кыргызстану приобрести фитосанитарные лаборатории. Понятно, что у КР достаточно слабая экономика по сравнению со странами-основательницами Союза. Понятно, что должен быть переходный период – это естественная мировая практика региональных объединений, когда нужно стабилизировать финансовую систему под тот союз, в который ты вступаешь, стабилизировать отрасли экономики. Это обычные рабочие вопросы, другое дело - как они будут решаться, финансироваться. Речь не идет о том, чтобы Кыргызстан делал все за свой счет. Разрабатывается и договор о трудовых мигрантах. Главный его посыл в том, что выходцы из стран, подписавших его, не будут - мигрантами, они станут обладать равными правами с иностранными агентами. Потом еще один момент: ведь никто насильно не тянет Кыргызстан в Таможенный союз. Мы стараемся открыто показать и позитивные, и негативные условия, которые отразятся на республике при вступлении в ТС. Понятно, что любой союз - это компромисс. Союз - это живое существо, которое растет и развивается. Бывают и проколы, но это и понятно, ведь таможенному объединению трех стран всего четвертый год. За такой период невозможно все создать сразу идеально.
Схожую относительно Кыргызстана и настроений, царящих в республике, позицию в интервью News-Asia представил и Никита МЕНДКОВИЧ, эксперт Центра изучения современного Афганистана и Российского совета по международным делам.
- Очень неадекватную роль в экономике играет реэкспорт, серый сектор. Когда страна оказывает услуги по перепродаже - это рискованно для нее самой. Во-первых, кыргызская экономика стала больше заниматься реэкспортом, во-вторых – это просто ущербный путь. Нужно самим что-то производить. Что будет делать республика, если поменяются торговые потоки, построятся дороги, изменится рыночная конъюнктура? Меня крайне удручает сложность восприятия ситуации с Таможенным союзом. Надо понимать, что ТС – не политическое предложение, а экономический проект. В российском обществе нет тенденции к насильственному втягиванию Кыргызстана в ТС. Это один из множества кандидатов возможного расширения Таможенного союза. Безусловно, есть торгово-экономические проекты, которые были бы перспективны для КР в этом контексте, например, поставка хлопка и хлопковых изделий на единый рынок. На текущий момент импорт производится из других стран постсоветского пространства, не входящих в ТС. Развитие этого рынка и производства в Кыргызстане для нас было бы интересно и выгодно. То, что тема интеграции используется для нагнетания политической напряженности, для внутреннего кыргызского противостояния, для меня крайне неприятно и непонятно, так как нестабильность и разногласия плохо влияют и на двусторонние отношения, и на саму проблематику. В некоторых аудиториях я наблюдал, когда конструктивное обсуждение проблем экономики превращалось в митинг. Я, конечно, понимаю, что ситуация в стране напряженная, но это повод держать себя в руках. Кыргызстану нужен источник внешних вливаний. И в этой перспективе ТС - один из вариантов такого источника. КР можно пытаться договариваться о преференциях, об условиях, которые позволят перейти от реэкспортной экономики к другому формату, рассматривать, обсуждать. Нужен конструктивный подход.
Комментарии