среда, 30 октября 2024
АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ КР — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Иван ДонисRSS

АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ КР

АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ КР

27 ноября 2014 11:27    Просмотров: 17812

В последнее время в Кыргызстане принято считать, что со вступлением республики в Таможенный и Евразийский экономический союзы как по мановению волшебной палочки страна выберется из экономического кризиса и решит социальные проблемы, накопившиеся за долгие годы независимости. Однако это мнение обманчиво. Для того чтобы поднять страну с колен, придётся серьёзно потрудиться. Что сегодня сделано для того, чтобы оптимально быстро и без потерь войти с гордо поднятой головой в ТС?

Увы, но похвастаться особыми достижениями по выполнению Дорожной карты Кыргызстан на данный момент не может. Из 112 документов парламентом не принято и трети законопроектов, которые помогли бы оптимизировать законодательство под стандарты Таможенного союза. Не всё так гладко и с лабораториями, от которых зависит будущее экспорта кыргызстанского текстиля, мяса, молока, сельхозпродукции, стройматериалов, мебели и т. д. По стране сегодня существует 87 аккредитованных испытательных лабораторий, на усовершенствование которых потребуется 30 млн долларов. С серьёзными затруднениями республика столкнётся в плане лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы: из 90 существующих ни одна пока не соответствует уровню оснащения, подходящему под требования ТС. Безусловно, правительство и президент прилагают немало усилий для того, чтобы в срок, до 1 января 2015 года, хотя бы юридически войти в таможенное и евразийское экономическое объединения. Однако понятно, что фактически сделать это страна сумеет только через несколько месяцев. Внушительный срок республике понадобится на переоборудование контрольно-пропускных пунктов и укрепление госграниц с Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем. Казахстан, например, потратил на это не менее года.

Наставить элиту Кыргызстана на путь истинный во время своего визита в республику попытался советник президента РФ по евразийской интеграции Сергей Глазьев. Беседуя со студентами и профессорско-преподавательским составом КРСУ, российский политик дал несколько советов, как избежать рисков в разгар интеграционных процессов, по сути, повторив многократно сказанное экспертами по Центральной Азии.

- Кыргызстан должен перейти от реэкспорта китайской продукции к развитию собственной швейной отрасли, - посоветовал Сергей ГЛАЗЬЕВ. - Переходить к подобному этапу развития республике всё равно пришлось бы, независимо от того, вступит она в ТС и Евразийский союз или нет. Кыргызстан может стать монополистом в швейной отрасли на просторах таможенного объединения, поскольку нигде в странах ТС не шьют так много и качественно, как в КР. Кроме того, Кыргызская Республика может стать пионером в области применения современных биотехнологий в сельском хозяйстве. Это ещё никому не удалось сделать на постсоветском пространстве. В стране для этого существуют все подходящие климатические условия, и люди подготовлены, к тому же есть спрос.
Эти действия, согласно прогнозу Глазьева, приведут к росту экспорта в ближайшие 5-6 лет на 30-40 процентов. Причём речь идёт не только о продуктах питания, но и о гидроэнергетике - перспективной для Кыргызстана сфере развития. Политик уверен: если совместными усилиями удастся реализовать программы по строительству каскада ГЭС, то Кыргызстан получит большой запас электроэнергии, что сделает республику в инвестиционном плане более привлекательной.

Безусловно, гарантом вступления КР в Таможенный союз выступает непосредственно Кремль, который в последнее время активизировал свои усилия на кыргызском направлении. Стоит напомнить о списанных Россией в 2012 году 500 млн долларов госдолга  и создании совместного кыргызско-российского Фонда развития с уставным капиталом в 1 млрд долларов. Ещё 200 млн Москва выделяет на оптимизацию интеграционных процедур. Часть денег (порядка 55 млн на первом этапе) пойдёт на модернизацию границ. Протянет руку помощи и Казахстан, который заявил о намерении проспонсировать Бишкек дополнительно на 100 млн долларов. На что пойдут российско-казахские «подъёмные» средства, распределение которых начнётся в первом квартале 2015 года, совместно будут решать в правительствах трёх стран.

Стоит напомнить, что куратором интеграционных процессов в самой республике выступает непосредственно глава государства Атамбаев, который с первых дней своего президентства выбрал пророссийский внешнеполитический вектор развития. Недавно он вновь заявил о необходимости и неотвратимости интеграции, озвучив тезисы на заседании Нацсовета по устойчивому развитию.
- После вступления республики в Таможенный союз в стране возможно увеличение инфляции и рост цен, однако в противном случае Кыргызстан столкнётся с ещё большими социально- экономическими проблемами, - констатировал Алмазбек АТАМБАЕВ, президент КР. - Если мы откажемся от вступления в эту организацию, то нас ожидает усиленный вариант рисков. Не в обиду странам-участницам этой организации будет сказано, мы выбираем меньшее из двух зол, у нас нет другого выхода. Республика должна присоединиться к ТС именно сейчас, чтобы иметь равные с остальными участниками объединения права и получить определённые преференции, кредиты и гранты.

Увы, но приближающееся вступление Кыргызстана в ТС вызывает опасения у соседей по центральноазиатскому региону. Речь идёт о Казахстане. В недавнем интервью одному из местных изданий эксперт из РК Марат Шибутов негативно высказался относительно Бишкека, заявив, что вхождение Кыргызстана в состав таможенного объединения отразится на казахской экономике в плане увеличения уровня преступности, количества контрабандного товара, который потечёт через КР из Китая. Выразил опасения Шибутов и по поводу инвестиционной привлекательности Кыргызской Республики. Между тем, стоит отметить, что Кыргызстан вышел на относительно стабильный уровень развития: в стране значительно снизилось число митингов против действующей власти, существенно ослабла оппозиция. Наконец, в стране появились такие гиганты, как «Газпром» и «Роснефть», инвестировавшие российские финансы в покупку местных газовых и нефтяных объектов. Выход России на рынок КР уже позитивно отразился на стоимости газа для населения, которая упала с 16,5 до 13 сомов за кубометр. Впереди - реализация проектов по строительству каскада ГЭС на реке Нарын. Список, безусловно, будет расширяться. А насколько - зависит от того, как в ближайшие месяцы покажет себя официальный Бишкек.

Семён УРАЛОВ, шеф-редактор проекта «Однако. Евразия».
- Проблемы в экономике республики будут безотносительно к тому, вступит Кыргызстан в ТС или нет. Гражданам надо объяснить честно: наступают тяжёлые времена. Населению сегодня не нужно рассказывать о преимуществах Таможенного союза, изображая его как экономический рай. ТС - это всего лишь одна из форм экономической кооперации и возможность беспрепятственно доставлять продукцию из КР в Россию, Казахстан и Беларусь. И дополнительные возможности для граждан в плане перемещения, трудоустройства и просто открытия границ.

 - В действительности, экономическая модель Кыргызстана - ущербная и неустойчивая. Крах национальной валюты и банковской системы может случиться в любой момент, потому что финансовый рынок не опирается на производство. Следовательно, сом критически зависит от биржевых спекуляций и не имеет никакой реальной ликвидности. Спасает ситуацию то, что КР сможет продавать в первую очередь сельхозпродукцию в северные регионы Урала и Сибири. Параллельно надо запускать проекты новой индустриализации. От интенсивности евразийской интеграции Кыргызстана сегодня напрямую зависят интеграционные процессы Таджикистана. Такова политгеографическая реальность, поэтому кыргызстанцы должны понимать, что от них зависит не только их судьба, но и таджикистанцев.

Андрей ГРОЗИН, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ.
 - Де-юре Кыргызстан уложится в указанные Алмазбеком Атамбаевым сроки, а вот де-факто процесс растянется ещё на два-три года, в течение которых постепенно будет происходить углубляющееся присоединение Кыргызстана к Таможенному союзу. Требуется урегулирование комплекса вопросов, приведение в нормальный порядок инфраструктуры и т.д. Поэтому, полагаю, какое-то время после вступления границы Кыргызстана будут работать в прежнем, упрощённом режиме.

- Так, кстати, ранее некоторое время работало управление границами Казахстана, в течение переходного периода, занявшего, если не ошибаюсь, около полугода. То же самое, думаю, можно сказать и о лабораториях и договорённостях по нетарифному регулированию: стопроцентного и одномоментного перехода КР на стандарты ТС мы, наверное, не увидим - постепенно, с разной скоростью, но процесс окончательного, фактического вхождения Кыргызстана в континентальное интеграционное объединение займёт порядка двух лет. Раньше просто не получится, учитывая то, как много лет экономика и политическая система республики катились по наклонной плоскости.

Таможенный союз - торгово-экономическое объединение России, Казахстана и Беларуси, предусматривающее единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Начал функционировать на территории трёх государств с 1 января 2010 года.

Аргументы и факты-Кыргызстан, №48, 2014 год

Я рекомендую 2 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Андрей Русаков 

УРОКИ ГЕОГРАФИИ

2020 год стал не только високосным. Он, похоже, стал самым конфликтным на постсоветском пространстве за недавнее время.

 Владимир Банников 

ПОЛИТИКА, СМИ И РУССКИЙ МИР

Негативный образ РФ создают прежде всего сами российские СМИ изнутри, а всевозможные положительные вещи в ее образ привносят в медиапространство те русскоязычные издания, что находятся за рубежом

О стране

Российская Федерация (Россия) - страна в восточной Европе и северной Азии. Россия – правопреемник Союза Советских Социалистических Республик (СССР), который перестал существовать 26 декабря 1991. Имеет федеративное устройство.

В состав России входят 89 субъектов Федерации:

21 республика: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тува, Удмуртская, Хакассия, Чеченская, Чувашская.
1 автономная область: Еврейская.
10 автономных округов: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.
6 краев: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.
И 49 областей.

Столица – Москва.

Государственный строй

Россия — федеративная республика.
Глава государства: Президент, избираемый на основе всеобщих выборов на 4 года.
Глава правительства: Председатель правительства (премьер-министр.
Законодательная власть: двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная Дума из 450 депутатов, избираемых на 4 года. А так же Совет Федерации из 178 членов, по 2 представителя от каждого субъекта Федерации).

Территория России составляет 17 075 400 кв. км.

Официальный (государственный) язык на всей территории Российской Федерации - русский. Народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка.

Денежная единица — рубль

Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная, жители многонациональной России исповедуют также ислам, католицизм, иудаизм, буддизм.