Будут ли на саммите ОДКБ в Армении говорить о Киргизии, и что нужно для
принятия там решений о военной помощи этой стране?
Ответ на первый вопрос очевиден – да, независимо от формальной повестки дня от разговора такого
не уйти. Второй же вопрос – это немалая проблема для Организации договора
о коллективной безопасности.
В уставных документах ОДКБ — организации, которая призвана защищать
страны-участницы от внешних угроз — четко прописано, что она не
вмешивается во внутриполитические процессы в странах-участницах, а
миротворческие силы созданы для того, чтобы реагировать на угрозы, имеющие
внешний характер.
Что же случилось в июне этого года на юге Киргизии, и какие угрозы перед
нами – внутренние или внешние? По оценкам, которые можно услышать сейчас в
самой Киргизии, главными организаторами и финансистами июньских событий
являются бывший президент Киргизии Бакиев и его семья. Основным
генератором событий и одновременно главным финансистом считают прячущегося
в Великобритании сына бывшего президента Максима. Одними из главных
организаторов конфликта на юге Киргизии - братьев экс-президента Жениша и
Ахмада Бакиевых, которые находились непосредственно на юге республики.
В Киргизии считают, что июньские события были попыткой Бакиевых взять
реванш, еще больше дискредитировать в ходе беспорядков и без того слабое
временное правительство; убедить внешних партнеров, заинтересованных в
ситуации в Киргизии (Россию, США, Казахстан), в том, что с этим временным
правительством не стоит вести с дела; и вынудить обратиться к Бакиеву как
к якобы последнему законному президенту.
Считается, что помимо политической власти, клан Бакиева контролировал все
без исключения финансовые потоки в республике. В том числе наркотрафик,
проходящий через территорию республики. Этим, в частности, командовал брат
беглого президента Жениш, который к арелю этого года достиг почти
стопроцентного контроля. Еще в начале 2000 годов, в период президентства
Аскара Акаева, когда Курманбек Бакиев был премьер-министром, Жениш Бакиев
занимал должность начальника Управления милиции на транспорте МВД
Киргизской Республики. В то время в адрес президента Акаева поступало
около полутора десятков докладных оперативных документов из спецслужб,
свидетельствующих о том, что Жениш Бакиев "крышевал" наркотрафик. Позже это
подтверждал и сам Аскар Акаев. Но в силу определенной политической
конъюнктуры и наверное, излишней корректности Акаева, этим документам не
был дан ход.
Позже, после переворота 2005 года, когда был свергнут Аскар Акаев, Жениш
Бакиев – по многочисленным оценкам – практически монополизировал контроль
всех наркопотоков. Принимая во внимание эти обстоятельства, достаточно
легко объясняется участие таджикских (и не только таджикских) наемников в
киргизских событиях.
Чрезвычайно тесно семья Бакиева была связана и с другой категорией
транснационального криминалитета. При Бакиевых Киргизстан превратился в
гигантскую прачечную преступных финансов со всего света, в банковской
системе республики отмывались миллиарды долларов США.
Как заявил агентству ANSA прокурор Джанкарло Капальда, в марте 2010 года
прокуратура Рима предъявила ряд обвинений в рамках расследования одного из
крупнейших мошенничеств в национальной истории. Главным фигурантом, ордер
на арест которого выписал римский судья Альдо Морджини, был некто Евгений
Гуревич, гражданин США с 1990 года, являвшийся в этот момент доверенным
лицом калабрийской мафии и одновременно главным финансовым консультантом
(фактически финансовым менеджером) семьи Бакиевых. Через Гуревича и его
партнеров установились и тесные связи Максима Бакиева с беглым российским
олигархом Борисом Березовским и связанными с ним представителями чеченских
сепаратистов. Именно эти круги использовал для провокации межэтнического
конфликта на юге Киргизии Максим Бакиев, через них были организованы
наемники – выходцы из Чечни и Дагестана, латыши, украинцы, таджики… И об
этом можно прочитать не только в киргизских СМИ.
Связи Бакиевых с Исламским движением Узбекистана, представители которого
также участвовали в провокации межэтнического конфликта на юге Киргизии,
были установлены через партнеров Жениша Бакиева по контролю над
наркотрафиком. Прежде всего, это ряд бывших полевых командиров таджикской
оппозиции 1990-х годов. Если нестабильность в Киргизии станет перманентной
и будет продолжаться по афганскому сценарию, то три страны — Афганистан,
Таджикистан и Киргизия — объединятся в огромную конфликтную зону. Все
основные угрозы безопасности (наркотрафик, деятельность экстремистских
группировок, незаконная миграция) в этом случае через территорию
Казахстана приблизятся непосредственно к границам Китая и России.
А что же Узбекистан? В среде узбеков южной Киргизии (особенно в Оше), все
большее распространение получают разговоры о том, что когда их убивали, им
не помогли ни Узбекистан, ни Россия, ни ООН, ни кто-либо другой. Множатся
слухи о том, что Исламское движение Узбекистана придет для того, чтобы
отомстить за убитых мусульман-узбеков и установит справедливый исламский
порядок. Очень много молодых мужчин-узбеков сейчас бежит в Афганистан. И
велика вероятность того, что, пройдя подготовку в лагерях Исламского
движения Узбекистана, они вернутся на юг Киргизии.
С точки зрения стабилизации обстановки в Киргизстане роль полицейского
контингента ОБСЕ из 52 человек, не обладающих мандатом на применение
оружия, а направляемых только для мониторинга и консультирования, будет
невелика.
Все приведенные выше данные свободно циркулируют в СМИ. И если
действительно одним из главных факторов нынешних событий являются
международные наркокриминальные структуры, связанные с Бакиевыми, это
могло бы быть основанием для того, чтобы поставить вопрос о вводе
миротворческих сил ОДКБ в Киргизию.
Сейчас стоит вопрос об участии контингента ОДКБ в охране стратегических
объектов в Киргизии, поскольку существуют предположения (и наверное у
спецслужб стран-участниц ОДКБ есть информация на этот счет) о возможных
действиях сторонников Бакиева по совершению терактов на
гидроэнергетических сооружениях.
Конечно, у каждой страны-участницы ОДКБ собственные интересы. Для Армении
этот вопрос вообще посторонний. Таджикистан скорее не склонен вмешиваться:
сил недостаточно, чтобы как-то критически участвовать в этом. Узбекистан
не будет участвовать, поскольку узбеки являются одной из сторон конфликта.
Белоруссия в лице ее президента Александра Лукашенко в киргизском вопросе
поддерживает свергнутого Курманбека Бакиева и идею его возвращения в
Киргизию, что в принципе уже невозможно.
Остаются Россия и Казахстан. Казахстан является действующим председателем
ОБСЕ. Это обуславливает некоторую сдержанность Казахстана на киргизском
направлении. Что касается России, то с одной стороны, общественное мнение
в самой России достаточно противоречиво реагирует на разговоры об отправке
войск в Киргизию. С другой стороны, руководство России прекрасно понимает:
ввод одних только российских войск, пусть даже и под флагом ОДКБ, на
территорию республики повлечет и достаточно много негатива и будет не
полезен для российских интересов в регионе, не говоря уже о проблемах во
взаимоотношениях с другими мировыми державами.
При этом средства для осуществления миротворческих операций у ОДКБ есть. В
настоящее время продолжается укрепление коллективных сил быстрого
развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти
батальонов: три от России, два от Казахстана, остальные страны ОДКБ
представлены одним батальоном. Общая численность личного состава
коллективных сил — около 4 тысяч человек. Авиационная составляющая (10
самолетов и 14 вертолётов) находится на российской военной авиабазе в
Киргизии, в Канте. Они подготовлены для решения различных задач — прежде
всего подавления возможных выступлений террористических и радикальных
движений, и могут делать это весьма оперативно.
Комментарии