23-25 февраля Москве с рабочим визитом находится президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. На переговорах с российским руководством – президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным – он, среди прочего, намерен затронуть вопросы финансовой помощи, а также возможность и формат интеграции Киргизии в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.
В самой республике очень велики надежды на вступление в ТС – у населения почти не осталось надежды на выход страны из экономического коллапса самостоятельно.
И хотя уже подготовлен пакет, включающий более 120 законопроектов и подзаконных актов по присоединению Киргизии к Таможенному союзу, путь в него для Бишкека явно не будет усыпан розами. Достаточно послушать мнения соседей - казахстанских экспертов.
За искусственность нынешних границ постсоветских республик Центральной Азии надо «благодарить» вождей советского времени, которые устроили разграничения по собственным представлениям без учета многих значимых критериев. Но, как говорится, нет худа без добра.
Эти границы обуславливают невозможность существования без глубокой интеграции друг с другом, или, как писал один из идеологов евразийства Петр Савицкий, «евразийское «месторазвитие», по основным свойствам своим, приучает к общему делу».
Сохранение подобной взаимозависимости спустя 20 лет после развала СССР свидетельствует уже не о силе постсоветской инерции, а о необходимости следовать элементарным принципам географии.
Но зависимость Киргизии от России и Казахстана куда шире, чем только географическая привязка. На политическом уровне приглашение этой республики к интеграции было озвучено в 2011 году российским премьером Владимиром Путиным, что не вызывало возражений, по крайней мере, публичных, со стороны президентов Казахстана и Белоруссии.
А что думают в самом Казахстане? По мнению эксперта Ассоциации приграничного сотрудничества Марата Шибутова, у Киргизии налицо отсутствие базовых для Таможенного союза условий: способности контролировать свои границы, платежеспособного населения и значительного (с точки зрения стран-участниц) рынка для товаров.
Отдельным пунктом эксперт выделяет то, что относится к человеческому фактору: отвыкшее жить и работать в более или менее правовых условиях население Киргизии является весьма проблемным, а политическая элита не особо заботится о соблюдении принятых договоренностей с партнерами.
В Казахстане, по мнению Шибутова, это прекрасно понимают, понимают и политических характер сугубо российской заинтересованности в Киргизии. При этом, считает он, многие проблемы, возникающие с возможным приемом Киргизии в ТС, лягут на Казахстан.
Впрочем, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан Санат Кушкумбаев несколько под иным углом зрения смотрит на ход событий: «Особых издержек для Астаны в членстве Киргизии в ТС я не вижу, наоборот, могут появиться как выгодные сферы для приложения капитала, так и иные конкурентные преимущества. А вот насколько это сейчас выгодно самой Киргизии — вопрос. Политически решение Бишкеком принято, но выполнение соглашений и новых обязательств способны стать серьезной проблемой для экономики этой страны, где теневая часть является доминирующей».
Возможно, полагает эксперт, оптимальным было бы определить переходный и/или подготовительный период для Киргизии, с этапом «ассоциированного членства» с сохранением определенных преференций. Но пойдут ли на это другие страны-члены ТС?
«Как хорошо известно, даже согласование вопросов в формате трех стран требует колоссальных усилий и значительного времени. Подключение к процессу четвертой страны усложнит данный вопрос в несколько раз», — таково мнение известного казахстанского эксперта Рустама Бурнашева.
А авторитетный экономист Галина Нахманович дополняет: «Для Казахстана как ближайшего соседа Киргизии вступление экономически отсталой и политически нестабильной страны в Единое экономическое пространство несет определенные угрозы и риски: политического, общеэкономического, конкурентного, инфляционного и социально-нравственного характера».
В самой Киргизии, в той части предпринимателей, которые работают в правовых рамках, налицо устремления к вступлению в Таможенный союз. Но их энтузиазм упирается в политические вопросы.
Президент ассоциации рынков, торговли и услуг Сергей Пономарев уверен, что «бизнес-сообщество заинтересовано в такой интеграции при условии государственного регулирования, сглаживающего минусы и усиливающего плюсы (выгоды) при вступлении нашей страны в ТС».
Основным препятствием любым интеграционным процессам является доминирование внутренних эгоистических интересов. В Киргизии в «революционный» период ее новейшей истории, начиная с государственного переворота 2005 года, сформировались преимущественно теневые олигархические и финансово-промышленные группы, мотивация деятельности которых неадекватна национальным интересам.
Но именно они способны оказывать существенное воздействие как на политические пристрастия первых лиц, так и на политику государства в целом.
Теневой характер большинства секторов экономики Киргизии препятствует любым легальным интеграционным инициативам. И это — не говоря уже о глубокой криминализации финансово-экономической сферы, в которой денежная масса, получаемая от транзита наркотиков, значительно превышает, к примеру, денежные обороты сельского хозяйства или швейного производства.
А чрезвычайная ангажированность всех политических игроков, включая высших должностных лиц, ставит под сомнение их способность сделать какие-либо уступки в сфере властных полномочий в сторону наднациональных интеграционных органов.
Кроме того, действующая парламентская форма государственного управления позволяет путем стремительного импичмента легко оборвать любую инициативу президента или премьер-министра, если те и решатся уступить ряд полномочий органам ТС и ЕЭС.
Алмазбек Атамбаев находится в должности президента с 1 декабря, а разговоры об импичменте в парламенте уже звучали, и довольно громко. «Обращает на себя внимание, что Киргизия рассматривает только внешнюю сторону интеграционных процессов, оставляя без внимания внутреннюю глубинную интеграцию — формирование институциональной базы Единого экономического пространства, гармонизацию экономических и финансовых механизмов сотрудничества стран ТС, процесс движения от взаимодополняемости страновых рынков к взаимодополняемости национальных экономик», — полагает Галина Нахманович.
«Стратегия государственной экономической политики этой республики в области интеграционных процессов должна быть более системной и содержательной», - подчеркивает она.
Декларируемая сегодняшней киргизской политической элитой приверженность интеграции с Россией, Белоруссией и Казахстаном мотивируется в большой мере текущими потребностями в помощи со стороны стран-членов ТС.
Вот и на этот раз президент Атамбаев приехал в Москву, чтобы договориться, в том числе, о кредите из антикризисного фонда ЕврАзЭС в 106 миллионов долларов и сохранении льготных тарифов на ГСМ и посевные материалы.
А вот готовность соблюдать права российских, казахстанских или белорусских инвесторов, как того требуют условия участия в Едином экономическом пространстве, еще предстоит доказывать.
Казахстану как никому другому знакома ситуация, когда в Киргизии под разглагольствования типа «ни пяди родной земли» экспроприировалась или ввергалась в состояние неопределенности собственность казахстанских инвесторов.
Понимание того, что суверенитет, не обеспечивающий социально-экономического развития, не гарантирует будущего — с трудом приходит к некоторой части киргизской политической элиты.
Сохранение же реального суверенитета Киргизии, как, впрочем, и некоторых других ее соседей по Центрально-Азиатскому региону, требует ускоренной интеграции, которая дополняла бы недостаточность или несостоятельность экономик и дефицит политических ресурсов.
Комментарии