Последняя версия НК КР была принята в 2008 году. За это время в свод документов были внесены более 700 поправок, изменились рыночные реалии и ситуация в мировой экономике, Кыргызстан стал членом ЕАЭС. И теперь экспорте рам и импортерам, которые работают с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Россией, приходится нелегко. Поэтому в спешном порядке разрабатывается новая версия документа. Данное решение было принято на основании того, что поправок слишком много и проще создать абсолютно новый свод документов, чем перекраивать старый.
Над Налоговым кодексом КР – 2017, текст которого доступен на сайте как Минэконома, так и правительства, работает комиссия в составе 49 человек. Председателями рабочих групп назначены представители бизнес-сообщества. Принимаются от предпринимателей и инициативы по разработке НК - таковых поступило уже более 43. Подать свое замечание и предложение может любой предприниматель: от торговца тюльпанами с рук до владельца ТРЦ. Однако на деле не все так просто. Чтобы провести принятие документа, нужно было подготовить его анализ и провести обсуждение с заинтересованными сторонами, для чего и собрались члены Национального делового клуба вместе с профильными органами. «Задним числом» провести анализ предприниматели отказались наотрез. Что же смущает их в новой «экономической Конституции»?
Правовые дебри
Прежде всего, выяснилось, что бизнесмены разного уровня не всегда имеют представление о том, какие регламенты действуют в ЕАЭС и в какие сроки они начинают распространяться на территории КР. Нет разъяснения на государственном уровне или хотя бы общедоступной информации о том, где можно получить консультацию - это при том, что предприниматели для развития бизнеса должны не только знать законодательную базу, но и понимать механизмы ее действия, чтобы ориентироваться в перспективах. На практике же выясняется, что, например, один международный пищевой продукт регламентируется 5 документами плюс двумя разделами специальных требований. Так же он должен быть протестирован на стандарты ЕАЭС (где - тоже большая загадка) и договоры о поставках на территорию стран ЕАЭС заключаются иначе - обо всем этом среднестатистический предприниматель КР узнает, только набив шишек самостоятельно и понеся определе нные убытки. И если ЕЭК дала тайм-аут для предпринимателей, которые не успели подготовиться ко вступлению в силу 18 техрегламентов в 2017 году, и разобраться в них время еще есть, то в многочисленных поправках в законодательстве КР ориентироваться сложно.
- Безусловно, изменения в НК КР нужны - к ним ведут и вступление в ЕАЭС, и иные факторы. Но, к сожалению, мы не видим в проекте уче та существующих проблем, ликвидации тех грабель, на которые мы наступаем сегодня. Например, сопроводительные накладные, минимальный уровень цен… Можно было бы заложить основные фрагменты кодекса, опираясь на подзаконные акты, и сделать вариант, приемлемый для всех. К тому же, это в интересах бюджета - государство защитит налогоплательщиков, а мы сможем больше отдать в бюджет! Хотелось бы больше взаимопонимания: Минэконом нас понимает, но антимонопольный орган не очень, есть вопросы и противоречия и с ГПС, и с налоговой службой, - говорит Гульнара УСКЕНБАЕВА, президент Ассоциации поставщиков КР. - Противоречия, которые помог бы разрешить новый вариант кодекса - все на виду. Например, в регионах есть вопросы по электронным счет-фактурам по НДС, администрированию и нагрузке на бизнес по части проверок. Я посетила пять областей вместе с представителями Минэконома - от Иссык-Куля до Таласа предприниматели возмущаются налоговыми проверками и отче тностью. В Таласе даже согласны платить больше налогов, только бы сократить количество бумаг! Бухгалтера, бывает, ошибаются, путаются, а ответственность несут бизнесмены, которые не могут понять, в че м ошибка в документах. Либо отче тность должна быть понятна и предпринимателю, чтобы он не был зависим настолько от некомпетентности бухгалтеров, либо нужно менять количество бумаг - это просто крик души бизнеса регионов! Кроме того, последние поправки говорят о том, что финотчетность мы должны подавать и в налоговую службу. Это дублирование функций Госфиннадзора. Если мы оставим дублирование - это противоречие законодательству КР, где дублирование отче тностей по госорганам запрещено.
Петля НДС
Есть и другие спорные моменты. Например, предлагается убрать систему патентирования.
- Патентная система появилась в 1996 году. Она носила временный характер, но сейчас мы видим, что многие страны мира все так же работают на патенте на основе взаимной выгоды для государства и бизнеса, особенно малого - можно не держать бухгалтера и не испытывать дополнительной финансовой нагрузки. Проект Налогового кодекса в 407 статье предусматривает пункт о том, что если физлица занимаются внешнеэкономической деятельностью, достигают порога НДС в 50% - в 4 млн, то они не имеют права на экспортную деятельность. А это достаточно большая армия людей. Если они не смогут работать на привычной основе, то потеряют конкурентоспособность. Самый ближний и простой конкурент - алма-атинский торговый комплекс «Барахолка» - как его называют в народе. Как только мы изменим налоговое администрирование, вырастет себестоимость товаров и казахстанцы - основные покупатели - прекратят приезжать к нам, а поедут на более дешевую «Барахолку». Кризис не миновал, особенно в малом бизнесе. И, исходя из того, что экономическое положение и отсутствие достаточного числа предпринимателей, согласных работать по новому виду администрирования заставляют думать о том, что цели, закладываемые в новое законодательство, недостижимы. И при попытке их реализации они приведут к катастрофическим последствиям для предпринимательской деятельности и увеличению коррупционной и теневой деятельности, - опасается президент НДК Сергей ПОНОМАРЕВ.
Налог на добавочную стоимость в новой редакции документа к слову в данной версии НК вообще выглядит как инструмент давления на бизнес. Предполагается, что каждый плательщик НДС должен внести депозит в 1 млн сомов на счет ГНС. Также порог НДС в 8 млн сомов при нынешнем курсе доллара заставляет предпринимателей мухлевать, при достижении его бизнесмены предпочитают регистрировать второе, третье или пятое ОсОО, нежели нести убытки. Поэтому бизнес предлагает пересмотреть порог НДС, с 8 до 16 млн сомов. Это поможет не только сократить коррупцию, но и частично выйти из тени - аналогичная мера по снижению НДС при создании прошлой версии НК помогла увеличить поступления по этой статье почти на 30%.
- Как минимум патентную систему надо оставить в существующем виде. Сейчас формальной альтернативы для малого бизнеса нет – если ее нет в других странах, то там и упрощается налоговое администрирование. Либо проверка происходит раз в году, либо как в Монголии - по принципу «если малый бизнес себя кормит, то и ладно, не надо им ничего отчислять в виде пособия по безработице». Поэтому прежде, чем отменять патент, надо предложить какую-то простую систему, чтобы не ломать людям их бизнес и не создавать дополнительную административную нагрузку, - считает Ускенбаева.
Филькина грамота
Административная нагрузка создает и еще одну головную боль для бизнеса: судебные процессы для решения налоговых споров между государством и налогоплательщиком. Прецеденты возникают, поскольку в КР со временем утрачен институт официальных разъяснений и толкований нормативно-правовых актов. Его функции по поводу решений, проводимых Минфином Минэкономом и другими профильными ведомствами, перешли к ГНС, что привело к игнорированию некоторых решений уполномоченных госорганов. Поскольку бизнесмена незнание закона не освобождает от ответственности, спорные вопросы сразу передают в суд. Возможное по закону досудебное решение спора ГНС практически не использует, предпочитая все дела передавать в суды, где почти в 100% случаев решение принимается в пользу государственного бюджета, а не в пользу налогоплательщика. В большинстве случаев судья оказывается в положении свиньи в апельсинах, то есть полностью некомпетентен в экономических вопросах и предмете иска. К тому же определе нный процент при «удачном» для ГНС решении может попасть и к нему в карман, потому игнорируются любые доказательства со стороны ответчика. И опротестовать решение фактически невозможно.
- К сожалению, открытая статистика по результатам рассмотрения налоговых споров отсутствует, но некоторые косвенные признаки свидетельствуют о том, что в этой сфере имеются большие проблемы. Количество доначислений на одну налоговую проверку растет, как в рамках выездных проверок, так и по камеральным проверкам, - констатирует председатель правления ОО «Палата налоговых консультантов» Татьяна КИМ.
Поэтому участники встречи предложили в числе прочих рекомендаций в новую версию НК КР заложить законодательную основу для деятельности специализированного Налогового суда, который уже зарекомендовал себя в США, Испании, Германии и ряде других стран мира. Все рекомендации переданы на рассмотрение межведомственной рабочей группе, занимающейся разработкой кодекса.
Кстати: Новый Налоговый Кодекс КР содержит 222 страницы вместо прежних 194. В его российском аналоге 910 страниц, в белорусском - 538, в Налоговом Кодексе Казахстана - 441 страница.
Аргументы и факты-Кыргызстан, № 14,2017 год
Комментарии