На минувшей неделе на общественное обсуждение поступил законопроект «О защите здоровья граждан КР от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма (аэрозоля)». Его инициаторы – Алмазбек Токторов, Айнуру Алтыбаева, Асылбек Жээнбеков, Нурбек Алимбеков, Таабалды Тиллаев, Жыргалбек Турускулов, Дуйшон Торокулов, Канат Керезбеков, Аида Исмаилова, Карамат Орозова, Айнура Осмонова и Махабат Мавлянова – собираются радикально бороться с табачным змием в лице сигарет, сигар, табачных смесей для трубок, электронных сигарет, вейпов и кальянов. И запретить кыргызстанцам курение во всех общественных местах, кроме личной жилплощади ( плюс личные балконы в квартирах и личные дворы в частном секторе).
Однако, если вчитаться в документ, то становится очевидным: законопроект больше популистский, нежели реально полезный для граждан страны. Парламентарии его не доработали, оставив в нем ряд белых и серых пятен. И не провели все необходимые экспертизы для оценки того, насколько он приживется в реалиях Кыргызстана и к чему при реализации может привести.
Благими намерениями…
Во-первых, по неизвестной причине, правила продажи табака и всего, что с ним связано, оказались составлены так, что фактически вносят продажу в разряд запрещенных в КР действий. Они почему-то не регламентируют списка разрешенных для торговли этим товаром мест. Зато, согласно законопроекту, его нельзя будет продавать в зданиях, сооружениях, помещениях, где предоставляются услуги населению. Помещения жилищные, гостиничные, бытовые, по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, торговли, общественного питания и рынков и помещения, расположенные в нестационарных торговых объектах, тоже станут зоной, на 100% свободной от торговли данным товаром…В то же время и четкого утверждения о том, что теперь табак, жижа для вейпа и электронные сигареты со товарищи стали товарами вне закона, в документе не найти, хотя его содержание к этой мысли и подводит. Фактически «сухой закон» может привести к контрабанде и расцвету черного рынка этих товаров – свидетельством тому мировая практика. Во-вторых, разработчики законопроекта вводят новый налог для курящих. Это 1 тыйын с каждой сигареты, но за счет табачных компаний – по сути, дополнительный акциз. Но, в отличие от акцизного налога, средства в размере как минимум 40 млн сомов уйдут в некий специальный фонд, с помощью которого будут проводиться антитабачные кампании и мероприятия, с помощью которых курильщикам поведают о вреде табака. Кому именно будет подконтролен фонд, кто сможет пользоваться его средствами и насколько будет прозрачна отчетность по их использованию? Тоже вопросы любопытные, а четкого ответа на них в документе нет. Наконец, у законопроекта не был полноценно проведен анализ регулятивного воздействия (АРВ). Согласно постановлению правительства КР от 2014 года № 559, это - основной инструмент экономической, правовой и антикоррупционной экспертизы. В данном случае, АРВ формально был проведен, но часть его заключений не соответствует реальному положению дел. По словам эксперта антикоррупционного совета при правительстве КР Артура Ташибекова, законопроект прошел процедуру с грубейшими нарушениями – в частности, в нарушение закона о нормативно-правовых актах из него исключили замечания Евразийской экономической комиссии, Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг, Международного делового совета, Торгово-промышленной палаты, Ассоциации поставщиков к проекту закона.
«В справке-обосновании отсутствуют какие-либо причины, почему проигнорировали эти замечания. Это наталкивает на мысль, что разработчики заинтересованы не в выработке оптимального решения, а в ухудшении условий для ведения бизнеса в стране» , - отмечает эксперт. - «… В справке-обосновании Минздрав пишет, что в законопроекте нет коррупционных факторов. Мы же усматриваем в документе явные коррупционные зоны. Принятие его в таком виде будет способствовать значительному росту нелегального рынка сигарет и не сократит число курильщиков, а наоборот, сделает более доступными в обороте контрафактные табачные изделия. Законопроект нужно вернуть на доработку АРВ с учетом отзывов ритейлеров и госорганов».
Устами бизнеса
У предпринимателей свои доводы к тому, почему проект надо отозвать и вернуть на доработку – они уже попросили об этом. По словам Сергея Пономарева, президента Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР, документ не только безграмотен, и не способен усилить стремление к борьбе с курением у рядового кыргызстанца. Но и содержит ряд коррупционных рисков – тех, что уже имели место ранее в иных аналогичных законопроектах в КР и с которыми бизнес-сообщество республики уже пыталось бороться.
«В этом законопроекте наступили на старые грабли. Налицо нарушение процедур принятия закона, и любой студент-юрист вам скажет, что если они нарушены, то происходит откат назад и вся процедура должна начаться сначала. Как минимум он имеет ряд корявых формулировок и недоработок. Потом – «стометровка» для продажи сигарет. По идее разработчиков законопроекта, стометровка – барьер для несовершеннолетних, чтобы они не курили. Это несерьезно. Она устанавливается не от здания к зданию, а от забора к забору, и не учитывает время работы организаций, от которых установлена. То есть, к примеру, если ночной клуб расположен в ста метрах от детского садика, то в ночном клубе продавать сигареты будет нельзя, хотя садик закрывается в шесть вечера, а клуб открывает двери в девять вечера. Но и это еще полбеды. Законопроект касается огромного количества предприятий торговли, в «стометровку» попадают 80% магазинов, которые сегодня существуют в Бишкеке. Каждый магазин имеет порядка 30% выручки от табачных изделий. И при этом в проекте прописывается, что он «не несет никаких негативных последствий и коррупционных рисков»! Мы не согласны с такой постановкой вопроса. В 2014 году была такая же проблема: «стометровка» по алкоголю существовала и ранее, но за исполнением этой нормы в 2014 году начали активно следить. До ужесточения «стометровки» алкоголя была зона коррупции – запрет был, но все торговали, потому что «отмечались». После ужесточения – за несколько месяцев бюджет недосчитался 454 млн сомов. Мы с парламентариями разбирали закон и убрали алкостометровку, но оставили положение о том, чтобы субъект, продавший несовершеннолетнему алкоголь, первый раз платил штраф в 10 тысяч сомов, второй раз – 15 тысяч, а на третий раз терял право на реализацию алкоголя вообще. И сейчас эта проблема практически ушла, при том, что бизнес не пострадал, бизнес-интересы, интересы государства и интересы общества были соблюдены» , - отмечает он.
Лазейкой для коррупции в данном случае могут стать и новые штрафы за курение в неположенных местах ( 28 тысяч сомов для простых физлиц, для бизнеса - 100 тысяч сомов, авт.). Ответ на вопрос о том, что делать: доказывать свою правоту, отдать проверяющему или инспектору в карман энную сумму в разы меньше штрафа или плюнуть и заплатить штраф за нарушение ( которое, возможно, вовсе и не твое), чтобы они ушли в некий непонятный фонд, крайне спорный. Выходит, либо законотворцам выгодно создавать коррупционно-питательную среду, либо они не очень разбираются в том, над чем работают?
Сели на шею
Еще одно слабое место законопроекта – его издержки, которые ложатся на бизнес-сообщество – хотя в самом документе можно увидеть, что их якобы нет. Речь идет о запрете открытой выкладки сигаретных пачек на витринах магазинов. Но оплачивать новые витрины, которые будут соответствовать реализации законопроекта, предприниматели должны будут из своего кармана, а обойдется новшество в миллионы сомов. Никакой компенсации им за эту «благотворительность» не предусмотрено.
«Нужно будет переделывать витрины – за свой счет, хотя это нужно государству. По Бишкеку порядка 30 тысяч предпринимателей работает в торговле в магазинах категории B и более высокого уровня, и для них переделка витрин – большие издержки. Мы уже один раз проглотили обиду, когда нам ставили ККМ-онлайн за наш счет – в той же России их ставили бизнесменам в счет налогов или за счет государства. И вот эта привычка инициировать перемены, которые нужны государству, но за которые должен платить бизнес из своего кармана – нарушение закона о защите прав предпринимателей. У нас в этом отношении есть хорошие законы, которые, как вы видите, на практике не работают. Почему бизнес должен платить за интересы государства из своего кармана в это непростое время? Прирост ВВП в 2018 году составил всего 3, 5 % - может быть, где-то это и хорошо, но для развивающейся экономики молодой страны это очень немного. Этого нельзя делать, это нарушение законов, которые написали сами же депутаты. И это плохая практика, когда люди, которые должны попасть под новый закон, осознают, что для одних их сограждан закон не писан, а для других закон написан и они его должны соблюдать. Хватит. Давайте будем от этого уходить. Мы – участники крупнейших бизнес-ассоциаций страны – обращались в секретариат торага ЖК, говорили, что все что не проходит АРВ, или проходит с нарушениями АРВ, торага просто должен отправить в комитет по регламенту. И законы, и нормативно-правовые акты в обязательном порядке по закону должны проходить АРВ. Есть три метода мышления, описанные в учебниках по менеджменту. Метод интуиции как метод мышления неприемлем для властей, трудно представить, чтобы 120 депутатов на уровне интуиции принимали какие-то законы. Метод эмпирический, метод сравнения, тоже спорный, так как все течет, все изменяется. Третий метод, который работает во всем мире – метод рационального мышления. По методологии он идентичен анализу регулятивного воздействия, где определяются пути, масштабы, характер и решение проблемы. Отсюда и должен появляться проект закона. Но как мы видим, часто властями принимается решение, когда не видна цель, не видны пути решения задач – зато есть мероприятие, которым непонятно чего достигают. Надо понимать, что управление государственной машиной – сложнее, чем управление автотранспортным средством. Для того, чтобы управлять авто, мы учимся водить и проходим ряд комиссий, почему же государственной машиной могут управлять дилетанты?» – недоумевает Сергей Васильевич. - Это еще более опасно и может иметь более опасные последствия и масштабные проблемы. Потому мы требуем соблюдения законов для всех – и для бизнеса, и для простых граждан, и для работающих на бизнес людей. Мы просим создать рабочую группу анализа регулятивного воздействия, в которой необходимо соблюсти баланс интересов и государства, и бизнеса, и населения. Кроме того, не так давно Национальный деловой клуб и Национальный альянс бизнес-ассоциаций обратились к парламенту и правительству за тем, чтобы поднять закон об оптимизации предпринимательской деятельности. И оценить все, что было направлено на АРВ, за последние 10 лет. Оценка прописана, в сущности, во всех учебниках менеджмента – все, что было в целях, должно в конце цикла дойти до оценки и мониторинга. Если цели не достигнуты в частном бизнесе – управлением меняются цели и вносятся корректировки, в госуправлении же это будет сделать гораздо сложнее».
Источник: еженедельная газета "Московский Комсомолец-Азия", № 11, 2019 год
Фото:pixabay.com
Комментарии