Накануне, 31 января, в Казахстане завершился форум «Digital Almaty: цифровое будущее глобальной экономики». По традиции, заложенной три года назад первым президентом республики Нурсултаном Назарбаевым премьер-министры стран ЕАЭС – Казахстана, России, Кыргызстана, Армении, Беларуси – вместе с ведущими экспертами в сфере IT и ведущими CEO собрались, чтобы обсудить достижения и перспективы в направлении построения устойчивого развития объединения на основе Big Data и искусственного интеллекта. Каждый из них отчитался о том, что в отношении реализации глобальных трендов и противостояния глобальным вызовам цифровизации делается в его стране.
В Центральной Азии от мировых тенденций не отстают. Так, у Казахстана в активе за 2019 год появился инновационный IT – университет, развивается международный технопарк IT-стартапов Astana Hub, на базе которого функционирует IT школа программирования «Аlem», готовится к запуску на базе МФЦ «Астана» Центр Четвертой промышленной революции ВЭФ. В экономическом выражении для Казахстана эффект от применения искусственного интеллекта и инноваций в Казахстане может составить около 25 млрд долларов США в год. У Кыргызстана успехи пока более скромные, но не менее значимые – продвигаются реформы законодательства, необходимые для внедрения цифровой экономики, заложен договорной фундамент под возведение в ближайшие пять лет в республике первого крупного Data-центра при поддержке Всемирного банка, постоянно проводятся мероприятия, связанные с работой с данными, появляются новые курсы и тренинги для программистов и журналистов, которые потом смогут работать с данными... Но дальше всех партнеров, включая и Белоруссию, и Армению, и центральноазиатские страны-члены ЕАЭС, в этих направлениях шагнула Россия: там цифровизация уже практически становится неотъемлемой частью жизни практически каждого россиянина. Опыт своей страны, готовность им делиться и видение того, каким должно быть цифровое будущее ЕАЭС для успешного развития объединения, представил в своем докладе «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта» председатель правительства РФ Михаил Мишустин .
«Цифра» в экономике
Мишустин обозначил социально-экономические перемены, связанные с цифровым развитием экономики, которые происходят в мире и затрагивают и ЕАЭС.
«Цифровизация сегодня приводит к исчезновению целых секторов экономики вместе с предприятиями и рабочими местами. Она изменяет социальное поведение людей, воздействует на трудовые отношения, на отношения собственности. Наконец, размывает налоговую базу и создает определенные угрозы существованию регуляторов, в том числе общественных и государственных институтов. Термин «экономика совместного потребления» формирует сегодня новую конкурентную среду, где нет места посредникам, а взаимоотношения между продавцом и покупателем часто не видны для наших регулирующих органов. Бизнес-модели цифровых платформ строятся сегодня на основе сбора глобальных пользовательских данных, что позволяет улучшать контент, совершенствовать сервис, привлекать еще больше пользователей и быстро наращивать капитализацию при помощи прорывных технологий, в том числе искусственного интеллекта. При этом владельцами данных становятся глобальные, большие цифровые компании, а товаром часто является не конкретно услуга, предоставляемая такими платформами, а сами данные. И это обуславливает исчезновение денежных потоков из этих отношений. Цифровому бизнесу требуется минимум материальных активов. На первый план выходят талант и знания, интеллектуальная собственность, если хотите, нематериальные активы, которые обладают стоимостью, способной с легкостью пересекать государственные границы. В результате страны теряют свои права на получение прибыли от этой стоимости, которая была создана на их территории. И сегодня многие международные институты переосмысливают процессы распределения мировой прибыли», – отметил чиновник.
Российский опыт
Наглядное выражение цифровая трансформация имеет на российской территории. Есть опыт и по формированию единой системы электронного документоооборота между госструктурами, и электронного правительства, и электронной системы налогового администрирования. Последняя, к слову, в 2019 году пополнилась системой бесконтактного налогового администрирования для самозанятых в виде мобильного приложения. После его скачивания и простой регистрации в налоговой системе гражданин фактически избавлен от бюрократии и хождения по госструктурам, и тем более от сидения в очередях и необходимости попадать в коррупционные схемы. Есть внушительные достижения и жизнеспособные устойчивые разработки и во многих других направлениях. Ими Россия готова поделиться с партнерами по ЕАЭС для достижения общего выигрыша объединения в глобальной конкуренции.
«Цифровая трансформация требует вообще переосмысления роли государства и организации работы федеральных и других органов власти.Россия обладает прорывными технологиями для реализации самых смелых задач в области цифровизации. У нас есть собственные лидеры цифрового бизнеса, создающие глобальные экосистемы, развивающие направления, которые в самое ближайшее время будут изменять наш мир. Например, это беспилотные автомобили. При этом мы не только обладаем передовыми разработками, но и активно внедряем их в повседневную жизнь. Более 100 миллионов человек у нас имеют собственные онлайн-аккаунты и пользуются услугами «электронного правительства». Для обмена данными между государственными учреждениями успешно действует система электронного документооборота. Наша система налогового администрирования предлагает целую линейку цифровых сервисов, которые уже стали частью жизни наших людей и востребованы в мире. Уровень развития сервисности и цифровой инфраструктуры в нашей стране позволяет говорить о возможности создания единой государственной цифровой платформы. Мы к этому уже приступили. Цифровое развитие нашей страны пойдет путем встраивания в цифровую экосистему жизни наших людей и компаний и бесконтактного обеспечения их удобными услугами. При этом государство сможет быть уверенным, что его никто не обманывает, а экономическое и социальное развитие не сдерживается административными барьерами. Россия как лидер в области цифровых технологий готова делиться самыми прорывными инновациями с партнерами по ЕАЭС. У нас должна быть общая повестка в этой сфере, поскольку, как я уже сказал, «цифра» стала ключевым элементом глобальной конкуренции, и эту глобальную конкуренцию мы должны не просто выдерживать, а выигрывать», – подчеркнул Мишустин. – «Четыре общие основные свободы Союза – это движение рабочей силы, движение капитала, движение услуг и товаров – должны быть подкреплены общей цифровой платформой. Уже очень многое сделано. Мы вместе решаем сложнейшие проблемы унификации системы трудоустройства, создания экосистемы цифровых транспортных коридоров, системы прослеживаемости и маркировки товаров, электронного информационного обмена по таможенным, налоговым и банковским вопросам, промышленной кооперации, оборота и защиты данных, а также создания систем регуляторных «песочниц». Более того, мы вместе работаем над созданием единой информационной интегрированной системы».
Новые задачи
Что же еще можно сделать для того, чтобы четыре общие основные свободы ЕАЭС не оставались на бумаге и на мониторах чиновников? Мишустин привез в Алматы четыре предложения по этому поводу, исходящие от России.
«Цифровизация стала ключом глобальной конкуренции и достижение лидерских позиций требует от наших стран постановки более амбициозных задач по созданию лучших условий для жизни людей и ведения бизнеса. Я их коротко перечислю. Первое – это формирование единой системы цифровой идентификации в нашем Союзе. Соответственно, унифицированные защищенные виртуальные проекции людей и, если хотите, компаний на всем пространстве ЕАЭС послужат отправной точкой для создания нашей совместной цифровой платформы. Естественно, мы должны вести речь о признании электронной цифровой подписи на всем пространстве Союза. Об этом нужно серьезно поговорить и принять соответствующие решения. Второе, это важнейший элемент любой информационной системы, – защита данных. Весь электронный документооборот необходимо вести в доверительной универсальной межгосударственной среде, которая будет работать на общих стандартах, и о них договориться. Иначе мы просто перестанем распознавать друг друга и средства кросс-цифровизации не будут работать уже в ближайшее время. А это угроза дезинтеграции. Третье. Мы должны продолжить работу над системой документальной физической прослеживаемости движения товаров и услуг, которая будет базироваться на общей цифровой платформе. Для этого сделано уже очень много. Четвертое. Для стимулирования цифрового развития мы должны провести инвентаризацию всех наших технологических ресурсов и возможностей, открыть совместные центры компетенций в области технологий. Ведь у нас до сих пор в ЕАЭС нет ни своего программного обеспечения, ни своих процессоров, ни своей собственной системы цифровой безопасности. И, конечно, нам необходимо формировать условия, которые позволили бы нашим талантам создавать и развивать цифровые стартапы на территории Союза», – подытожил глава российского правительства, выразив надежду, что страны объединения смогут «вместе найти ответы на все вызовы цифровизации и построить Союз с самыми современными информационными технологиями для лучшей жизни людей».
Фото на превью: government.ru
Комментарии