Долгожданные выборы в парламент седьмого созыва 4 октября для республики стали действительно историческими. За семь дней после оглашения результатов митингующие успели разгромить Белый дом, освободить ряд заключённых, посадить одного из них в кресло премьера, запугать последних инвесторов, ещё не передумавших вложиться в Кыргызстан, а также ввести экономику страны в состояние почти полного паралича. Всё это произошло из-за недовольства населения итогами выборов, которые ЦИК и международные наблюдатели признали состоявшимися, демократичными и чистыми.
Несмотря на многочисленные нарушения, зафиксированные и в день выборов, и в процессе агитации, ни одна из партий – крупных нарушителей с гонки снята не была. Что и вызвало народные протесты. Неделю всю страну лихорадило. «АиФ-Кыргызстан» собрал главное.
Бой с тенью
После объявления итогов возмущенные представители 12 партий, которые не прошли в парламент, вышли на площадь Ала-Тоо на бессрочный митинг. «Бир Бол», «Чон Казат», «Республика», «Мекенчил», «Реформа», «Ыйман Нуру», «Ата Мекен», «Мекен Ынтымагы», «Ордо», «Политическая партия ветеранов войны в Афганистане и участников других локальных боевых конфликтов», и «Социал-Демократы» просили ЦИК аннулировать итоги выборов до полуночи 5 октября. А МВД и Генпрокуратуру – расследовать многочисленные нарушения со стороны политических объединений «Биримдик», «Мекеним Кыргызстан» и «Кыргызстан». К недовольным проведением агитации и выборов присоединилась и «Бутун Кыргызстан». Пришли на мирный митинг и обычные граждане, возмущённые до крайней степени инертностью ЦИК и МВД и их лояльностью к партиям-нарушителям. Незадолго перед выборами к 1 октября ЦИК сообщила, что поступило 86 обращений о нарушениях за время подготовки к выборам и агитации. Самые частые из них – подкуп избирателей (40 жалоб), злоупотребление административным ресурсом (27 жалоб). Кроме того, подделывались избирательные документы, нагло нарушались условия предвыборной агитации. Массовые нарушения – от подкупа избирателей до агитации, вбросов бюллетеней, нападений на журналистов – происходили по всей стране и в день выборов. Их фиксировали на телефоны и камеры журналисты, наблюдатели, гражданские активисты и простые избиратели. В правоохранительные органы, call-центр по проведению выборов и в координационные группы оперативного реагирования ЦИК поступили в день выборов в общей сложности более 100 жалоб. Но нарушители не были наказаны никак. Наоборот, партии, на которые жаловались, оказались в числе победителей.
Начало конца
Изначально протест в Бишкеке 5 октября задумывался как мирный: кыргызстанцы даже убирали за собой мусор, вставали на скамейки на площади без обуви, вытесняли из толпы провокаторов. Тем не менее, пережившие две революции владельцы ТЦ и магазинов города начали вывозить товар, закрывать торговые точки, усиливать охрану. И не зря. К ночи провокаторы активизировались: начались столкновения с силовиками, нападения на экипажи скорой помощи… Для разгона толпы милиция применила водомёты, резиновые пули, светошумовые гранаты. В ответ в силовиков летели камни, брусчатка и всё, что попадалось под руку. Появились первые раненые среди всех сторон конфликта. И первый погибший – 19-летний Алтынбек уулу Умутбек, уроженец Баткена: ему в ноги попала граната, травмы были не совместимы с жизнью. Сотовые операторы отключили мобильный интернет, затем пропала и сотовая связь «Мегаком», «О!» и «Билайн». Снизилась скорость и у стационарных интернет-провайдеров. В неизвестности прошли несколько часов. К утру 6 октября Белый дом был взят, подожжён и разгромлен. А из следственных изоляторов и колоний протестующие освободили бывшего президента Алмазбека Атамбаева и его ближайших сторонников, ряд чиновников, осужденных по «делу энергетиков» и другим вопросам. Вышел на свободу досрочно благодаря протестующим и оппозиционный Атамбаеву Садыр Жапаров. Сторонники привезли его в центр Бишкека и стали требовать, чтобы его назначили премьер-министром страны.
Сутки безвластия
После новостей из Бишкека митинги и люстрация прокатились по всем областям: полпреды массово начали подавать в отставку, кроме полпреда в Джалал-Абадской области Нурболота Мирзахмедова, отказавшегося покинуть пост. Закрылись на несколько дней частные предприятия, банки, госучреждения. Начались силовые захваты кресел мэров городов и акимов районов, должностей в министерствах, попытки рейдерских захватов предприятий и погромы объектов горнодобывающей промышленности, куда был вложен иностранный капитал. Погромы и поджоги произошли в тот день на втором по размерам после Кумтора в стране золоторудном месторождении Джеруй с российским капиталом, на месторождениях Бозымчак и Жамгыр с казахскими инвестициями и на Иштамберди и Кичи-Чаарате с китайскими инвестициями. Никто за это до сих пор ответственности не понёс.
Оппозиционные политические силы создали Координационный совет, однако на этом моменте произошёл раскол. Политиков старого поколения вроде Омурбека Бабанова, Алмазбека Атамбаева или Адахана Мадумарова видеть молодое поколение оппозиции не захотело и создало своё объединение. Пока оппозиционеры решали, кому и с кем дружить и как пытаться завершить революцию по закону, вечером того же дня в отеле «Достук» нардепы встретились и выбрали нового премьера вместо подавшего в отставку Кубатбека Боронова. Им стал Садыр Жапаров, который до 5 октября отбывал наказание в колонии по делу о захвате заложников в 2013 году во время митинга в Иссык-Кульской области. 6 октября после его фактического побега Верховный суд внезапно вынес решение о пересмотре дела и аннулировании решений судов предыдущих инстанций. Во время голосования Жапаров остался подследственным, а ряд положений Конституции был нарушен, но это никого не смутило и у страны появились и и.о. премьера и новый спикер. Дастанбека Джумабекова сменил Мыктыбек Абдылдаев. Жапаров получил не только должность, но и охрану, и служебное авто.
К ночи 7 октября стало известно и то, что ЦИК аннулировала итоги выборов. Патрулировать Бишкек и другие города республики вышли тысячи дружинников – простые горожане, готовые защитить и дома, и бизнес от мародеров и рейдеров.
Последний писк
Многие из партий-оппозиционеров были несогласные с назначением Жапарова и 7 октября собрались на тайную встречу в отеле «Жаннат», в ходе которой более 30 человек обсудило не только вопрос с премьером, но и импичмент Сооронбаю Жээнбекову. Между тем в Бишкек прибывало все больше сторонников Жапарова к Дому правительства. Вечером 8 октября он сделал заявление, где упомянул, что оппонентам в лице Атамбаева, Бабанова и других надо угомониться, он «три дня ждал, что они образумятся» и занимался «стабилизацией обстановки». В ночь на 9 октября глава государства сам заговорил о своём уходе: он согласен покинуть пост, когда ситуация в стране вернется в правовое поле. После чего глава государства Жээнбеков отправил в отставку правительство и главу ГКНБ.
Источник: АиФ-Кыргызстан
Комментарии