суббота, 23 ноября 2024
БЕЗ ПРАВ, НО С ОБЯЗАННОСТЯМИ — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Елена КоротковаRSS

БЕЗ ПРАВ, НО С ОБЯЗАННОСТЯМИ

БЕЗ ПРАВ, НО С ОБЯЗАННОСТЯМИ

08 декабря 2020 10:20    Просмотров: 6608

Сообщество юристов Кыргызстана провело анализ проекта новой редакции Конституции, которая сейчас находится на общественном обсуждении. А так же сравнительный анализ действующей и предлагаемой Конституции: их разделяют 61 поправка и правовая пропасть. Основное ядро новой Конституции – смена госустройства с парламентской республики на президентскую с почти что неограниченными полномочиями президента, но без его личной ответственности.

Юристы обеспокоены: если Конституционное совещание, которое вносит поправки в уже представленный на обсуждение документ, оставит его без изменений, то у президента может появиться желание узурпировать власть, а у других стран мира – сократить партнерство с страной, которая не выполняет международных обязательств по соблюдению прав человека. Ряд из этих базовых прав просто выпал при написании новой версии Конституции ее авторами. Государственное устройство Кыргызстана и жизнь в нем должны выглядеть по версии авторов документа следующим образом.

Все в руках президента

Полномочия президента практически неограниченны, без сдержек и противовесов. Эти полномочия частично прописаны будут в Конституции, часть из них добавят в законы республики – после принятия Конституции, поэтому полный список их кыргызстанцы могут лишь предполагать. Под президентом окажется вся исполнительная власть и ряд иных полномочий, что создает все условия для узурпации власти. Кроме того, на момент переходного периода, пока законодательство Кыргызстана будут перекраивать под новую Конституцию, фактически любой указ президента будет иметь силу Конституционного закона.

Ключевые полномочия президента по проекту Конституции -2020 сводятся к тому, чтобы:

•    инициировать и отзывать самолично любые законы;

•    издавать указы, имеющие силу закона, назначать референдумы;

•    назначать и увольнять главу правительства и его заместителей, всех министров, главы госкомитетов, руководителей иных органов исполнительной власти, глав местных государственных администраций;

•     формировать Совет безопасности, Службу государственной охраны, Национальную гвардию и свою администрацию ( администрация президента теперь займется работой правительства);

•    назначать глав дипмиссий Кыргызстана за рубежом, единолично формировать внутреннюю и внешнюю политику страны, подписывать все международные договоры от имени страны;

•    формировать Конституционный суд, у которого будет исключительное право толкований Конституции и право Конституционного суда признать не соответствующим конституции любой закон и любой нормативный акт.

При этом нигде не прописана персональная ответственность президента, а объявить ему импичмент практически невозможно. Для этого понадобится заключение генпрокурора и членов Конституционного суда (всех их назначает президент) и заключение спецкомиссии парламента. 

Почти бесполезный парламент

Депутатов станет меньше: вместо 120 человек всего 90. По какому принципу их избирать будут, непонятно, в тексте проекта об этом ни слова (отмечено, что регулировать систему выбора нардепов будет Конституционный закон – вероятно, тот, что подпишет президент в  переходный период). Не будет и оппозиции: что именно считать оппозицией, будет регулировать специальный закон. При этом нигде не говорится, что мнение, не соответствующее доминирующей идеологии, будет защищаться.

Большая часть полномочий парламента будет сводиться только к тому, чтобы инициировать законы и принимать их большинством от числа присутствующих депутатов (46 человек) простым голосованием. Как и в случае с президентом, у парламента будут какие-то неясные полномочия. Которые будет регулировать не только Конституция, как было раньше в ее версии от 2010 года, но и законы — какие полномочия предлагается включить в законы, опять же не указывается. Юристы считают, что скудные полномочия, что оставили парламенту, по Конституции, ограничивают права избирателей, чьи интересы представляют нардепы.

Государство – с риском  потери суверенитета и без верховенства права

Авторы новой версии основного закона страны почему-то лишили Кыргызстан права на исключительную власть и политику на своей же территории.

«Исключено положение о том, что «Кыргызская Республика обладает полнотой государственной власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику»... Конституция должна предусматривать, что полнота власти в Кыргызской Республике должна и может принадлежать только Кыргызской Республике, и только Кыргызская Республика может осуществлять внутреннюю и внешнюю политику! Это один из важнейших признаков суверенитета и независимости. Исключение данного положения подрывает основы суверенитета страны», – предостерегают юристы.

В новой версии Конституции Кыргызстана больше нет понятия «верховенство права», нет положений о приверженности народа Кыргызстана целям построения свободного и независимого демократического государства. А без верховенства права, прописанного в Конституции, закон в стране может окончательно стать не единым для всех. Выпал из новой Конституции и ряд обязанностей государства. Исходя из новой версии Конституции, которую сейчас редактирует Конституционное совещание, Кыргызстан больше не обязуется в обязательном порядке:

•    создавать условия для того, чтобы разные социальные группы населения могли работать в госорганах и органах местного самоуправления и участвовать в принятии решений. Квоты уберут (женщины, ЛОВЗ, лица иной, чем кыргызская национальности, и другие группы кыргызстанцев  не смогут защищать свои права);

•     разрабатывать социальные программы для достойных условий жизни и свободного развития граждан. Вместо этого новая Конституция предлагает сосредоточиться на охране социальных и экономических прав трудовых мигрантов за рубежом;

•    поощрять добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

•    сохранять  исторические памятники и объекты культурного наследия;

•    охранять законом чужую интеллектуальную собственность. При этом республика имеет членство в Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности и является участницей ряда международных соглашений, связанных с этой основой государства и общества;

•    поощрять жилищное строительство на уровне государственного и местного самоуправления;

•    повышать профессиональную квалификацию граждан;

•    предоставлять политическое убежище. Хотя это и противоречит международным договорам, которые республика подписала за время независимости;

•    гарантировать максимальную продолжительность рабочего времени, минимальный еженедельный отдых и оплачиваемый ежегодный отпуск. Кыргызстанцев фактически лишают трудовых прав.

И не только их – кыргызстанцам авторы законопроекта вообще предлагают ограничить целый ряд прав, в том числе и тех, что Кыргызстан обязался соблюдать, подписав ряд международных соглашений. Основное из них – право на доступ к информации. Республика подписала ряд международных договоров, которые это право гарантируют, и это удар по репутации страны. Под запретом оказываются:

•    получение и доступ к информации (право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом);

•     ознакомление в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе;

•    получение информации о работе госорганов и органов местного самоуправления. То есть граждане больше не смогут вообще никак контролировать госорганы и органы местного самоуправления, а еще не смогут участвовать  в формировании бюджетов на местном и республиканском уровнях и узнавать, куда и сколько средств ушло;

•    право на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны предоставить обоснованный ответ на вопрос.

Так же в новой Конституции авторы решили, что гражданам не нужны гарантированные основным законом страны права на:

•    участие в культурной жизни и доступ к ценностям культуры (это поможет кыргызскому обществу регрессировать и снизить свой культурный уровень);

•    обращение в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод. Это еще одно нарушение международных обязательств Кыргызстана;

•    повторное рассмотрение уголовного дела вышестоящим судом. Это тоже  нарушение фундаментальных прав человека. Также задержанные теряют право на медосмотр и помощь врача в СИЗО и ИВС;

•    двойное гражданство. Положения, которое раньше было основой для признания за гражданами Кыргызстана принадлежностью к гражданству другого государства в новой редакции Конституции нет.

•    свободные въезд и выезд из страны. Положение, гарантирующее гражданам Кыргызской Республики право свободного выезда и беспрепятственного возвращения в республику, исчезло.

«Формулировка данного права в Новой Конституции сохранилась, но сказано, что данные права могут ограничиваться на основании закона. Данное дополнение может привести к тому, что путем принятия законов будут вноситься ограничения на выезд и на возвращение граждан в страну (например, въездные и выездные визы). Такая практика существовала в советских странах», – отмечают в Сообществе юристов Кыргызстана.

•    свободу слова. Вводится запрет на печатные издания, противоречащие нравственным ценностям, традициям, международным стандартам.

«Распространение в СМИ сведений, наносящих вред нравственности и культуре народа Кыргызстана, ограничивается или запрещается. Данное положение ограничивает свободу слова и приведет к преследованиям и за инакомыслие», – прогнозируют юристы.

А еще в Кыргызстане закон сможет иметь обратную силу: исключено положение, освобождающее граждан от ответственности за действия, которые на момент их совершения не признавались правонарушением.

Часть преступлений – вне запрета Конституцией

Еще один любопытный момент – из проекта основной Конституции исчез ряд запретов на действия, которые несут за собой уголовную ответственность, нарушают внутренние законы или международные обязательства КР или грозят стране нестабильностью. «Случайно выпали» в сравнении с прошлой версией Конституции конституционные запреты на следующие деяния:

•    передача государственных пастбищ в частную собственность;

•    рабство и торговля людьми;

•    детский труд. Исключено и положение, где говорится, что в Кыргызстане действует «принцип обеспечения наилучших интересов ребенка». Учитывая, что республика участница ряда международных договоров в области прав человека и ребенка, и ратифицировала ряд конвенций по правам человека и ребенка, это нарушает ее международные обязательства;

•    уголовное преследование за распространение информации, порочащей честь и достоинство личности без четких критериев того, что считать порочащей информацией;

•    принятие решения об изменении границ страны во время чрезвычайного или военного положения. То есть теперь  президент, парламент, премьер, Конституционный суд, Верховный суд cмогут принять такое решение, и либо отдать часть своей земли, либо захватить спорный участок земли, например, с Таджикистаном и объявить его своим;

     бесчеловечные, жестокие или унижающие достоинство виды обращения. Исключены и гарантии права каждого лишенного свободы на гуманное обращение и уважение человеческого достоинства.

«Вместо этого положения часть 3 Статьи 46 Новой Конституции предлагает следующее: «Ограничения, касающиеся физической и моральной неприкосновенности личности, допустимы только на основании закона по приговору суда как наказание за совершенное преступление. Ни один человек не может подвергаться пыткам, истязаниям или антигуманным унизительным наказаниям». Таким образом, новая Конституция допускает физические и моральные ограничения на основании закона или приговора суда», – беспокоятся юристы.

Новшества в понятиях, правах и обязанностях

Вместо исчезнувших норм и положений Конституции кыргызстанцам составители новой редакции Конституции предложили ряд новых терминов и положений, чреватых негативными последствиями.

•    Понятия народовластие, идеология, общечеловеческие моральные принципы, верховенство нравственных ценностей, традиции, заветы предков и Манаса Великодушного. При этом четких трактовок каждого из понятий не прописывается. Это может прописать указом, имеющим силу Конституционного закона президент. Кроме того, введение идеологии в Конституцию и вовсе грозит, по мнению юристов, диктатурой.

«Введение в Конституцию «идеологии и мнений» приведет к установлению доминирующей идеологии группы лиц, которые смогут преследовать и карать всех несогласных с этой идеологией, мнениями, нравственными принципами», – отмечают составители анализа проекта.

•    Право государства ограничивать права и свободы – «в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности, защиты прав и свобод других лиц». Что является для них угрозой, прикоторой должна сработать эта самая защита – четких критериев нет.

•    Право государства ограничивать размеры земли, находящейся в частной собственности. Критерии ограничений и нормы их для каждой категории лиц не прописаны. То есть, это право  может стать ограничителем частного бизнеса и инвесторов и орудием вымогательства.

•  Государство вводит новый орган с неясными полномочиями. Высший совещательный, консультативный и координирующий орган народовластия Народный курултай, в который войдут Народный курултай и местные курултаи. Его обязанности – заслушивать отчеты торага парламента, президента, торага Народного курултая, и по необходимости советовать снять с должности того или иного члена правительства. При этом Народный курултай не входит в перечень органов, которые могут выступать от имени народа, его решения носят только рекомендательный характер, то есть реально этот орган ничего не сможет изменить. А собирать его может лишь президент. Откуда будут финансировать этот орган — не прописано.

•    Право прокуратуры вести следствие и уголовное преследование не только чиновников, но и простых граждан.

•   Право президента, главы правительства, Верховного суда и Конституционного суда выдвигать свои законы. Раньше это право было только у парламентариев и у группы кыргызстанцев в 10 тысяч человек.

•  Обязанности граждан  помимо соблюдения всех изменившихся требований основного закона страны и остальных законов пополнятся. Новая редакция Конституции обязывает детей заботиться о нетрудоспособных родителях, а каждого гражданина заботиться о близких родственниках.  Участвовали эти близкие родственники или родители в жизни человека или нет, били его, оскорбляли или насиловали – неважно.

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Елена Короткова 

ВЕТЕР КОНСТИТУЦИИ

Вторая версия Конституции Кыргызстана должна поступить в парламент, но ряд юристов считает: документ еще сырой и это опасно

 Андрей Русаков 

А ЧТО ВЫБИРАЕМ?

Как ни удивительно, но предстоящие выборы президента Кыргызстана не представляют большой интриги...

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.