Трагедия произошла почти через три года после другого громкого похищения с целью вступления в брак и убийства украденной девушки. В мае 2018 года страну потрясло похищение и убийство похитителем в здании милиции 19-летней Бурулай Турдалиевой. В апреле 2021 года жертвой аналогичного похищения и последующего убийства стала 27-летняя Айзада Канатбекова. Обе девушки были знакомы с похитителями, обе девушки жаловались на преследование ими. Обе девушки могли остаться в живых, если бы не халатность милиции и не молчаливое одобрение обществом похищений для принуждения к браку – ала качуу. По сути – одобрения тяжкого преступления, похищения человека.
«Будете гулять на свадьбе»
27-летнюю уроженку Балыкчи Айзаду Канатбекову в Бишкеке 5 апреля похитили примерно в 7 утра несколько мужчин. Похищение, похитители и госномер машины попали на камеры видеонаблюдения кафе сети «Фаиза», а свидетельница преступления обратилась в милицию. После в УВД Первомайского района обратилась с заявлением мама девушки Назгуль Шакенова, когда стало известно, что Айзада не пришла на работу. По словам уже экс-начальника ГУВД Бишкека Бакыта Матмусаева, тогда к поискам привлекли более 150 сотрудников ведомства и передали сигналы о похищении в области, параллельно родственники и коллеги девушки начали поиски сами.
В тот же день около 18:00 Айзаде удалось позвонить тете и поговорить с мамой. Она сообщила, что ее похитили, сначала везли в Ош, а потом сменили направление и везут ее в сторону Кара-Балты. Во время разговора у девушки отняли телефон, он отключился. Но родственники узнали, что похитил девушку Замирбек Тенизбаев, мужчина 36 лет, который ранее преследовал ее. Шакенова рассказала «Азаттыку», что тогда она позвонила в милицию следователю, который занимался досудебным производством о похищении девушки. Но тот сказал, что милиция «работает» и предложил женщине успокоиться – ответил «А что вы переживаете? Ждите сватов, скоро на свадьбе будете гулять». Тогда родственники и коллеги решили начать поиски через группы в соцсетях и мессенджерах, оттуда информация о похищении попала в СМИ.
Спустя два дня после похищения, 7 апреля, пока милиция говорила родственникам, что ищет украденную девушку, в правоохранительные органы обратился пастух. Он заявил, что обнаружил на поле между селами Арашан и Чокморова машину, в которой находятся трупы мужчины и женщины. Со слов пастуха, авто стояло там 5 и 6 апреля, но он думал, что машина застряла и за ней вернутся, и только на третий день заподозрил неладное и решил подойти поближе. Прибывшая милиция установила, что останки принадлежат Канатбековой и ее похитителю. По предварительной версии, Замирбек Тенизбаев сначала задушил девушку, а потом покончил с собой. Перед этим он отправил прощальное сообщение своей семье, на заднем фоне которого был слышен голос Канатбековой, она еще была жива.
Вечером того же дня милиция задержала одного из подозреваемых в пособничестве к похищению, на следующий день, 8 апреля – еще троих. Им избрали меру пресечения в виде содержания в СИЗО-1 до 7 июня.
Родственники и близкие убитой рассказали журналистам, что Тенизбаев познакомился с своей жертвой некоторое время назад. Вскоре после знакомства она начала сомневаться в его психическом здоровье и попыталась прекратить общение.
«Дочка сказала, что, когда она гуляла с подругами, этот парень ее выследил. Они познакомились по телефону, но вскоре он стал везде ходить за ней. Айзада сказала, что он, наверное, маньяк. А я попросила ее держаться от него подальше. Но парень говорил, что любит ее и жить без нее не может», – рассказала «Азаттыку» мать убитой.
Тенизбаев преследовал девушку, нашел ее в Бишкеке и даже пытался ее похитить – спас начальник, который догнал машину и отбил Айзаду. В интервью кыргызской редакции BBC ее коллега рассказала, что Канатбекова собиралась уехать в Турцию на заработки, надеясь там скрыться от преследователя, и уже купила билет, но не дожила до вылета чуть больше недели. По данным ГУВД, Тенизбаев в последние месяцы работал таксистом, жил в машине. Он был трижды судим в России за кражу, грабеж, разбой и вымогательство. В 2017 году его депортировали в Кыргызстан после освобождения, а летом 2020 года ему запретили въезд в РФ. Знала ли о его уголовном прошлом Канатбекова, неизвестно.
Не традиция, а преступление
В первые два дня первые лица страны молчали о похищении девушки в столице. Вечером 7 апреля, когда тело Айзады и ее похитителя нашли, в соцсетях зазвучали требования уволить главу МВД и ГУВД Бишкека, а жители Бишкека и Оша начали планировать мирные митинги. Только тогда премьер-министр Улукбек Марипов в своем Facebook выразил соболезнования семье Айзады и ее близким. И высказался о том, что ала качуу должно оцениваться именно как преступление, а не как «традиция».
«Похищение девушек с целью принуждения к браку – это преступление, за которым должно следовать неотвратимое уголовное наказание. Это действие против личности, и этому нет никакого оправдания», – написал он, добавив, что «общество должно выработать тотальное чувство нетерпимости к подобным случаям» и что «все виновные понесут справедливое и жесткое наказание».
«Только действуя вместе, мы сможем противостоять дискриминации базовых прав женщин, ала качуу – это не традиция, это уголовно наказуемое преступление и мы обязаны донести это до каждого человека в нашей стране», – заключил он.
Днем 8 апреля, после того, как Бишкек и Ош вышли на акции протеста, в своем Facebook высказался о случившемся и президент Садыр Жапаров. Он выразил соболезнования родным и близким похищенной и убитой девушки.
«Таких случаев не должно быть. Похищение и принуждение к браку против воли должно строго караться по закону и не должно быть прощения тем, кто способствует похищению и насильственному удержанию людей», – сказал он.
Президент напомнил, что «закон и порядок в нашем обществе должны быть превыше всего».
«Трагический случай с Айзадой Канатбековой, с которой так жестоко расправился похититель, должен стать последним в истории краж невест. В современном обществе такое не должно быть допустимым. Наказание за такие преступные деяния должны нести все. Случай с Айзадой Канатбековой беру под свой личный контроль. Это дело должно быть доведено до конца, наказание будет неотвратимо», – заверил Жапаров, призвав тех, кто видит похищение девушек, не оставаться в стороне и помогать предотвратить такие преступления.
Кадыр Маликов, специалист по шариату, профессор, доктор политических наук, заместитель муфтия Духовного управления мусульман так же выступил с осуждением случившегося. Он напомнил, что для мусульман ала качуу «большой грех и тяжкое преступление».
«Ислам запрещает те обычаи, которые посягают на свободу, жизнь, честь и достоинство другого человека. Особенно это касается «обычая» ала качуу, похищения девушки и насильного принуждения ее к браку. Верующие мусульмане, практикующие свою религию, зная о запрете и греховности данного действия перед Всевышним, осуждают данный обычай, который противоречит самому духу ислама, шариату. Поэтому муфтият ранее запретил проведение обряда нике ( и с несовершеннолетними, и без предоставления документов из ЗАГСа о заключении брака, – ред.), считая его недействительным. Сколько трагедий еще должно произойти, чтобы это мракобесие ушло в прошлое?», – возмутился он в своем Facebook.
По мнению Маликова, решить эту проблему в кыргызском обществе можно не только ужесточением наказания. Но и «путем разъяснения и просвещения среди молодежи, изменения ментальности, правильного понимания национальных обычаев и традиций».
Виновата…бюрократия?
Экс-начальник службы криминальной милиции ГУВД Бишкека Улан Айтбаев после трагедии на брифинге 8 апреля пожаловался журналистам, что много времени заняла установка личности похищенной, получение санкций на установку местонахождения ее телефона, установка личности подозреваемого и его сообщников и другие нюансы работы. По его данным, на следующий день, 6 апреля, около 16: 10 милиция дозвонилась до Тенизбаева и попыталась вести с ним переговоры. На слова оперативников о том, что с родней украденной девушки уже договорились о свадьбе и все будет в порядке, он отключил телефон снова. После дозвонились и до похищенной.
«Оперативники тоже дозвонились до Айзады, она сказала: «Вы не лезьте, это наши отношения, я сама разберусь», и выключила телефон. Мы начали проводить дальнейшие оперативные мероприятия. Примерно в 2 часа ночи 6 апреля женщина (мать девушки, – ред.) позвонила сотрудникам милиции и сообщила, что дочь не вернулась», – сообщил Айтбаев.
Утром 8 апреля милиционеры дали пресс-конференцию по факту убийства и похищения девушки. Большую часть пресс-конференции руководство Бишкекского ГУВД занималось тем, что оправдывало действия милиции и отвергало критику в свой адрес. Тем временем в Оше и Бишкеке прошли мирные митинги: участники акций протеста требовали отставки глав ГУВД Бишкека и МВД за бездействие сотрудников милиции, не приложивших достаточно усилий для поиска похищенной, пока она была жива. Кроме того, возмутило людей и то, что с места обнаружения тел Канатбековой и Тенизбекова произошла утечка оперативных данных. Фото тел и похитителя и жертвы, пролежавших в машине некоторое время, оказались в Instagram и в разных Telegram-каналах, на лентах некоторых информагентств.
Позже МВД заявило, что провело служебное расследование в отношении сотрудников ОВД Первомайского района Бишкека, ГУВД города Бишкек и ГУВД Чуйской области. По его итогам 12 милиционеров лишились кресел, 27 человек получили предупреждение о неполном служебном соответствии, еще 5 человек получили строгий выговор. В частности, были уволены начальник ГУВД Бишкека Бакыт Матмусаев, его заместитель Эрлан Атантаев, начальник следственной службы ГУВД Бишкека Нурлан Утемисов, начальника УВД Первомайского района Акылбек Казакеев. Глава МВД остался в кресле.
При этом замглавы МВД Нурбек Абдиев 13 апреля в парламенте признался, что на преступление… не обращали должного внимания.
«Сейчас ведется разбирательство в отношении сотрудников милиции. Следствие ведет ГКНБ. Со своей стороны мы будем уделять более пристальное внимание такого рода преступлениям. Возможно, мы не особо обращали внимания на ала качуу, и это наше упущение», – отметил он.
Абдиев сказал, что «нужно время, чтобы поменять менталитет».
«Это действительно дикость и преступление», — заключил он.
Сейчас по истории Айзады Канатбековой досудебное производство идет по трем делам – одно дело об убийстве девушки находится в производстве Следственной службы Аламединского РОВД Чуйской области, другое дело о похищении с целью вступления в брак ведет ГУВД Бишкека. Третьим делом о халатности милиционеров из УВД Первомайского района занимается ГКНБ.
«Предлагают компромиссы»
Меж тем вокруг расследования случившегося с Канатбековой и действий милиции уже начались споры. Защищать права семьи убитой девушки вызвался Нурбек Токтакунов, один из самых известных в Кыргызстане адвокатов. Он заявил о том, что через 5 дней после обнаружения тел сторона потерпевшей не была допрошена и вообще оказалась выключена из следственных процессов по двум из трех дел.
«У нас есть определенные сомнения относительно задержанных лиц и такое игнорирование следователем прав потерпевших, не развеивает эти сомнения», – рассказал Токтакунов в своем Facebook.
По словам юриста, милиция начала заниматься совсем другими действиями.
«Пока мы знаем, что милиция, не по месту совершения преступления, а по месту жительства мамы, уже после обнаружения тел, ходит по соседям и спрашивает «а не такая ли она сякая» (то есть не могла ли похищенная и убитая Айзада спровоцировать своим видом или поведением на преступление – ред). Кроме того, они приглашают на разговор родственников и предлагают различные компромиссы, чтобы мы помалкивали о халатности милиции. Поэтому, обращаюсь к следователям, ведущим дело по убийству и дело по халатности милиции. Давайте работать по УПК, соблюдайте права потерпевших и мои права адвоката, давайте работать на взаимоуважении», – призвал он.
В ГУВД Бишкека почти полностью опровергли слова Токтакунова. Ведомство сообщило журналистам, что все следственные мероприятия идут как надо, и призвало «отдельных лиц» не распространять недостоверную информацию. В ГУВД напомнили, что за распространение ложных сообщений предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством. Но признали, что мать Канатбековой и ее родных и близких сразу допрашивать не стали.
«Учитывая состояние матери, переживания родных и близких, а также занятостью организацией похорон, проведение допроса, признании ее потерпевшей и законным представителем по делу о похищении, исходя из человеческих побуждений, было отсрочено», – заявили в ГУВД.
Слова на бумаге
Несмотря на слова Жапарова о том, что похищение с целью принуждения к браку Айзады Канатбековой должно стать «последним в истории краж невест» в стране, девушек и женщин продолжают похищать. Попытки похитить девушек с целью насильственного вступления с ними в брак произошли за это время в Жайыльском районе Чуйской области, в Сузакском районе Джалал-Абадской области и даже в Бишкеке. Это только те случаи, о которых стало известно журналистам, и в которых милиция задержала подозреваемых.
В связи с этим в правительстве первый вице-премьер-министр Артем Новиков 13 апреля провел совещание по вопросу насилия в отношении женщин и детей. Он подчеркнул, что «на бумаге разработаны многие вещи: стратегии, концепции, планы, но в реалии они не работают». По словам Новикова, нужно менять само законодательство.
«Необходимо ужесточить законодательство в области реагирования на случай ала качуу, прировняв его к похищению человека. Надо усилить профилактику преступлений и семейного насилия, в том числе увеличить сроки административного ареста, а также запретить выезд граждан из страны без официального оформления временной опеки над детьми на срок более 30 дней», – отметил Артем Новиков.
Сейчас в действующем Уголовном кодексе Кыргызстана ала качуу – похищение с целью вступления в брак – не входит в категорию «Преступлений против личности», его относят к «Преступлениям против семейного уклада и интересов несовершеннолетних». По статье 175 «Похищение лица с целью вступления в брак» уголовная ответственность предполагает от 5 до 7 лет лишения свободы. Та же статья за похищение несовершеннолетних предусматривает лишение свободы сроком от 7,5 до 10 лет и штраф в размере 200 тысяч сомов.
По данным, которые озвучил до увольнения экс-глава следственной службы ГУВД Бишкека Нурлан Утемисов, за 2020 год в Бишкеке было зарегистрировано 92 досудебных производства по факту похищения девушек. Из них 75 дел были прекращены, а 9 дел еще расследуют. По данным же, которые озвучил на профильном заседании в парламенте генпрокурор Курманкул Зулушев, в Кыргызстане за 2020 год в целом было зарегистрировано 210 фактов похищения девушек с целью вступления в брак. Только 11 дел дошли до суда, по 15 фактам ведется следствие, 182 дела прекращены.
Нередко дела прекращают потому, что похитители договариваются со стороной защиты девушек или угрожают им и те забирают заявление. Либо же они смиряются с произошедшим преступлением, забирают заявление и выходят Примирение сторон успешно работает в уходе от наказания и за другие преступления, связанные с детьми и женщинами в Кыргызстане. Поэтому Новиков озаботился тем, чтобы эту лазейку из законов убрали.
«Соответствующие государственные органы совместно с депутатским корпусом, должны проработать вопрос ужесточения законодательства в отношении защиты прав детей и женщин, подвергшихся насилию. Мы должны исключить уход от ответственности по этим фактам за примирением сторон. Кроме того, следует разработать алгоритм реагирования на похищение людей по камерам «Безопасного города», чтобы патрульная милиция оперативно пресекала подобные случаи и исключить бюрократию в этом вопросе», – заключил он.
Фото на превью: Айбек Бийбосунов, RFE/RL
Источник: МК-Азия
Комментарии