Кыргызстан начал осваивать приобретенные в декабре 2021 года турецкие ударные беспилотники «Байрактар ТБ-2». Они участвуют в специальном тактическом учении «Калкан-2022» в Иссык-Кульской области на базе учебного центра «Эдельвейс» Министерства обороны. Главнокомандующий и глава государства Садыр Жапаров лично посетил «Калкан-2022».
«Основная цель учения – отработка слаженности действий силовых структур Кыргызской Республики по уничтожению условного противника, совершившего прорыв на участке государственной границы. В учении принимают участие подразделения Государственного комитета национальной безопасности, Министерства обороны, Министерства чрезвычайных ситуаций и Министерства внутренних дел», – отмечают в пресс-службе главы государства.
Ударные беспилотники впервые принимают участие в таких учениях за все время истории независимости страны. Их появление у Кыргызстана – часть стратегии глобального обновления вооружения, о котором осенью 2021 года заявил президент Садыр Жапаров.
Почему Кыргызстан обновляет военную технику?
Толчком к обновлению и ревизии военной техники республики стали события 2021 года. Тогда в конце апреля произошел самый крупный из конфликтов на кыргызско-таджикской границе за историю независимости обеих стран, который привел к эвакуации десятков тысяч человек по обе стороны границы и десяткам смертей. Он начался близ водозабора «Головной» на спорной территории 28 апреля. Перепалка жителей при установке системы видеонаблюдения, переросла в драку, затем последовало применение оружия. Со стороны Кыргызстана за несколько дней погибли 36 человек, 154 человека получили ранения. Таджикская сторона сообщила о 19 погибших и 87 раненых. Среди погибших есть как пограничники, так и мирные жители, и дети.
1 мая 2021 года кыргызская и таджикская стороны договорились прекратить огонь и отвести войска. Генпрокуратура Кыргызстана назвала произошедшее «военной агрессией» и возбудила уголовные дела. Позже кыргызские юристы и активисты подали обращение в Международный уголовный суд с просьбой проверить действия таджикских военных на предмет возможных военных преступлений по Римскому статуту. Генпрокуратура Таджикистана после конфликта на границе так же завела уголовные дела на кыргызстанцев и тоже расценила произошедшее как акт агрессии. Вскоре после этого кыргызско-таджикская граница «до решения проблемных вопросов» была закрыта с кыргызской стороны, а представители профильных комиссий по делимитации и демаркации границ начали работы по сокращению спорных территорий. Однако с того времени произошло еще несколько столкновений – тоже на спорных территориях Кыргызстана и Таджикистана.
Вскоре произошло еще одно событие, способное отразиться на безопасности Кыргызстана и региона в целом: 15 августа афганский Кабул и сам Афганистан полностью перешли под контроль запрещенного в России и ряде стран мира террористического движения «Талибан». Эксперты предполагают, что уже совсем скоро представители и запрещенного движения, и других МТО могут начать расширение своего влияния через границу с Таджикистаном в ГБАО – тогда под угрозой вторжения окажется и Центральная Азия в целом, и Кыргызстан в частности.
Кто уже оказал военно-техническую поддержку Кыргызстану?
В конце мая 2021 года Кыргызстан получил пополнение военной техники и технического имущества от от Народно-освободительной армии Китая. Тогда пресс-служба Министерства обороны Кыргызстана заявила, что помощь безвозмездная, и что она – часть реализации подписанных ранее договоренностей между Вооруженными силами двух стран. Стоимость военно-технической помощи, которая пришла 26 мая, не была озвучена.
В конце октября 2021 года Кыргызстан получил 40 единиц бронетехники, большая часть новых машин отправилась в Баткен. На церемонии передачи техники ПС ГКНБ 21 октября присутствовал президент Садыр Жапаров. Тогда он и анонсировал инвентаризацию и обновление военной техники к весне 2022 года. Замглавы кабмина и председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев на церемонии передачи техники ПС ГКНБ 21 октября сказал, что машины закуплены в Дубае, и на них потратили около 300 млн сомов из республиканского бюджета. Так же Ташиев заявил, что Кыргызстан намерен закупить беспилотники «Орлан-10E» у России и «Байрактар ТБ-2» у Турции. «Байрактар ТБ-2» поступили в Кыргызстан в декабре 2021 года. Турецкие беспилотники могут нести 4 снаряда и улетать до 150 км, они могут пробыть в воздухе более 12 часов. «Байрактары» взяли для вооружения Пограничной службы ГКНБ Кыргызстана за счет республиканского бюджета. Сколько беспилотников и по какой цене было приобретено – не известно. Информации же о покупке «Орланов» Кыргызстаном в открытых источниках больше не появлялось.
Зато Кыргызстан закупил в России 50 новых КАМАЗов и 55 единиц бронетранспортеров «Тигр». Их привезли в республику и передали Погранслужбе ГКНБ 25 марта. Глава государства на церемонии лично протестировал характеристики спецмашины «Тигр», сев за руль и проехавшись по центральной бишкекской площади «Ала-Тоо». Во время церемонии Садыр Жапаров назвал сумму расходов на укрепление военной мощи Кыргызстана. По его словам, на технику в 2021 году выделили 7,5 млрд сомов из госбюджета, а в 2022 году на эти цели оттуда выделят около 3 млрд сомов.
Что говорят о военной мощи Кыргызстана аналитики?
По данным на январь 2022 года, в международном рейтинге «Global Firepower» Military Strength Ranking республика находилась на 90-м месте по соседству с Грузией, Замбией, Гватемалой и Угандой. Кыргызстан держится в первой сотне Military Strength Ranking уже более пяти лет.
В целом в рейтинге 142 страны мира. «Global Firepower Index» высчитывается из более чем 50 показателей: от географического расположения страны, ее приблизительной обнародованной численности солдат, офицеров, резервистов, военной техники и военного бюджета до ее энергонезависимости.
Фото на превью: пресс-служба президента КР
Комментарии