Начало года в Центральной Азии выдалось жарким: регион оказался на грани очередного военного приграничного конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном. Проблема тянется ещё с советских времён: национально – территориальное размежевание республик, образовавшихся из дореволюционного Туркестана, провели неаккуратно. И три анклава – узбекские Сох и Шахимардан и таджикский Ворух, которые должны были стать частью Таджикистана и Узбекистана, остались на территории Киргизской ССР. Конфликтов в Союзе на национальной почве не было, земельных претензий у соседей друг к другу не возникало – были лишь незначительные трения по поводу поливной воды, которой не всегда хватало. Но все вопросы регулировались относительно мирно. Когда население анклава Ворух стало увеличиваться и новым гражданам потребовалась земля, тогда и началась череда столкновений между жителями Баткенской и соседней Исфаринской областей (1982, 1988 и 1989 годы...).
Независимость республик не решила проблемы: главам государств было не до границ. И в течение 20 лет на территории Баткенской области вспыхивали мелкие и крупные беспорядки на земельно-водной и бытовой почве, происходили стычки пограничников. Наконец, после последних волнений в декабре 2013 года была создана Межправительственная комиссия по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской границы. 9 января 2014 года она приняла документ, регламентирующий деятельность обеих сторон до окончательной делимитации и демаркации спорных участков. Предполагалось, что патрулировать территорию КР и РТ должны совместно, пресекая все возможные конфликты между жителями на почве перемещений по спорным участкам, возведения жилищ и хозпостроек. Патрулям было запрещено применять оружие. Отдельным пунктом по договору предполагалось прекращение строительства кыргызской стороной автодороги Кок-Таш-Ак-Сай в объезд анклава Ворух.
Однако через несколько дней обе стороны нарушили договор, что закончилось кровопролитием. 11 января кыргызская сторона возобновила строительство дороги, а таджикские военные вторглись на территорию, числящуюся за Кыргызстаном. Дальше версии событий расходятся.
По версии, озвученной Токоном МАМЫТОВЫМ, вице-премьером по обороне и безопасности КР, командир соседних пограничников был пьян. И повёл себя неадекватно: в грубой форме попросил прекратить работы и приставил пистолет к виску заместителя начальника погранотряда Пограничной службы КР. Когда же другой пограничник, старший лейтенант Изат Буйлашев, сделал ему замечание, таджиский коллега выстрелил ему в живот, началась стрельба. Огонь таджикские военные открыли не только из огнестрельного оружия, но и из миномётов. На месте военных действий были обнаружены шесть воронок и одна неразорвавшаяся мина. Шестеро кыргызстанских солдат и двое таджикистанских попали в больницу. В тот же день состоялась встреча между начальниками Региональных пограничных управлений по Баткенской области Кыргызстана и Согдийской области Таджикистана, чьи пограничники своей вины не признали.
- Есть установленные нормы общения между представителями пограничных служб разных стран, - заявил на следующий день Мамытов, комментируя журналистам произошедшее. - Считаем, что это была заранее спланированная акция со стороны Таджикистана. Нас возмущает факт, что велся минометный огонь, это нарушение Конвенции ООН. Военная прокуратура все задокументировала, возбуждено уголовное дело.
Куван БЕКТЕМИРОВ, независимый политический и экономический правозащитник:
- Это очередная провокация со стороны власти, где царят чехарда и «временщики». Они добились того, что политический вес Кыргызстана в Центральной Азии упал. Наша республика не такой «тяжеловес», как Казахстан и Узбекистан, и равен Таджикистану. Внутренними распрями и междоусобицами мы истощили страну. Потенциальные партнёры перестали с нами считаться, - сказал он в беседе с корреспондентом News-Asia. – Любое государство заботится о расширении своей территории. Те земли, которые бросили наши граждане, уезжая в Россию или Бишкек на заработки, приобретали жители Таджикистана…
Лично я считаю конфликт вполне логичным. Нам в наследство от СССР досталось разделение согласно декрету Ленина и ЦИК о национально-территориальном размежевании на Туркменистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизию, Узбекистан…Оно делалось без учёта мнения народа, который проживал на территории бывшего Туркестана. Изменить эти границы сложно, поэтому проблема приграничных зон в регионе всегда была, есть и будет!
По заявлению МИД Таджикистана, границу нарушили…кыргызстанцы.
- Заметив факт нарушения государственной границы, пограничный наряд Республики Таджикистан потребовал от нарушителей приостановить строительные работы. В ответ на требование кыргызские пограничники в количестве 20-ти военнослужащих сначала обругали представителей таджикского пограничного наряда нецензурной бранью, а затем без предупреждения открыли целенаправленный шквальный огонь, в результате которого двое военнослужащих пограничных войск РТ получили ранения и в настоящее время находятся в госпитале, - говорилось в сообщении, распространённом в день перестрелки. - В целях защиты своих жизней и здоровья таджикские пограничники были вынуждены открыть ответный огонь.
Через день, 13 января, на пресс-конференции Шариф КУРБОНОВ, прокурор Согдийской области сообщил о возбуждении военной прокуратурой уголовного дела, по статьям «Покушение на убийство» и «Незаконное пересечение границы Таджикистана».
- Я был на месте происшествия. Бесспорно, перестрелка произошла на территории Таджикистана. Конфликт возник после того, как вооруженные кыргызские пограничники, без разрешения, перешли через мост и оказались в таджикском селе Ходжаи Аъло. Когда таджикские пограничники попросили их вернуться назад, в ответ кыргызские военнослужащие, нецензурно выражаясь, первыми открыли огонь. Таджикские военные вынуждены были защищаться,- заявил правоохранитель.- Мы не хотим обострять конфликт, потому что с помощью оружия невозможно решить приграничные проблемы.
Словом, началась информационная война, где каждый из участников конфликта пытался очернить оппонента. Меж тем простые граждане эвакуируются из приграничных поселений. По слухам, таджикская сторона готовит мобилизацию населения, стягивает к границе войска и бронетехнику. И кыргызская сторона отвечает тем же. Когда официальный Душанбе призвал прекратить строительство дороги, угрожая применением силы, кыргызские погранвойска приготовились к обороне. Однако главам погранслужб в ходе переговоров удалось договориться о мирном дипломатическом решении вопроса о строительстве дороги. 14 января Бишкек отозвал своего посла Урмата Саралаева из Душанбе для консультаций, и, как было заявлено на следующий день, возвращение главы дипмиссии на место службы будет возможным только после окончательного разрешения ситуации.
На следующий день в таджикской Исфаре состоялась встреча делегаций КР и РТ. На встрече кыргызскую сторону представляли заведующий отделом обороны и правопорядка при Правительстве Кыргызской Республики генерал-майор Алик Мамыркулов, начальник Главного штаба Государственной пограничной службы полковник Искендер Мамбеталиев и командование Регионального пограничного управления ГПС КР по Баткенской области. Таджикистан представляли Секретарь Совета безопасности Республики Таджикистан Абдурахим Кахаров, командующий Пограничными войсками ГКНБ генерал-лейтенант Раджабали Рахмонали, заместитель министра внутренних дел генерал-майор Искандар Раджабов, а также командование Регионального пограничного управления по Согдийской области. В ходе переговоров было принято решение: убрать спецформирования и дополнительные пограничные подразделения из приграничья во избежание конфликтов и продолжить совместное патрулирование границы согласно первому договору.
Наступило затишье. Однако виновные в конфликте ещё не выявлены. Экспертная комиссия не вынесла окончательный вердикт. Не высказалась по поводу случившегося и ОДКБ. Хотя обе страны - члены организации, и конфликт между ними противоречит положению о неприменении оружия друг против друга . По словам представителя пресс-службы ОДКБ, генсек Николай Бордюжа уже провел телефонные переговоры с главами КР и РТ, но официального заявления сторон пока не последовало.
Перспективы же у следующего аналогичного вооружённого столкновения не радужные. Перед глазами у Кыргызстана пример Южной Осетии и Грузии. О таком варианте конфликта предупреждал в середине 2013 года Мавлян АСКАРБЕКОВ, председатель молодежного политического движения «Эркин Эл» на круглом столе, посвящённом годовщине трагических событий в Южной Осетии.
- Началом конфликта между Грузией и Осетией послужили приграничные проблемы и мелкие конфликты. К сожалению, мы все понимаем, что такие же проблемы есть и у нас, - признался тогда лидер «Эркин Эл». - Последние инциденты на границе - обстрел местных жителей, конфликты между пограничниками, доходящие до убийства, - это доказывают. И мне бы хотелось получить опыт других стран в решении приграничных конфликтов, чтобы избежать их. Потому что в нашем случае это будет конфликт не только двух стран, но и всего региона, всей Центральной Азии и проблема для Российской Федерации. Поэтому нам было бы полезно узнать, каким образом в Осетии сегодня решают спорные приграничные вопросы. Это важно для нашей страны, и общества.
За Осетию вступились российские войска, здесь же вмешательство третьих сил будет неправомочно в рамках ОДКБ. К тому же, Кыргызстан ещё не получил обещанного РФ в 2014 году вооружения по контракту. Поэтому предугадать исход возможной битвы нетрудно. Но, по мнению Андрея КРУТЬКО, Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в КР, военное противостояние вряд ли возможно.
- Вопрос о границах большей частью двусторонний, чем входящий в компетенцию ОДКБ, только если исходить из того, что и Киргизия, и Таджикистан - её участники, - считает он. - Иногда соседи спорят, но они обречены на общежитие и добрососедство и я надеюсь, что руководство обоих стран мудро и в ближайшее время закроет и решит этот вопрос. Думаю, что возможные военные действия - скорее спекуляция со стороны обоих государств. Поэтому не допускаю исхода событий в виде военного конфликта.
Комментарии