Мальчик или девочка? Вопрос, который мучает будущих родителей и разрешается лишь с появлением на свет малыша. Но иногда ответ на него можно получить лишь через многие годы. В мире растёт количество врождённых аномалий мочеполовых органов, которые затрудняют определение истинного пола дитяти. А в некоторых же случаях ребёнок с уже определённым полом оказывается буквально не в своём теле - транссексуалом . Будучи физически мужчиной, он чувствует себя женщиной и наоборот.
Исправляют такие ошибки природы по всему миру хирурги. Проводятся операции по коррекции пола и исправлению патологий и на территории Республиканского Научного центра урологии Национального госпиталя при Министерстве здравоохранения Кыргызстана. Акылбек УСУПБАЕВ, директор центра, доктор медицинских наук, профессор, главный уролог Министерства здравоохранения республики, рассказал о том, как проводятся подобные операции в Кыргызстане и что нужно подготовить тем, кто решил перевоплотиться, начать новую жизнь с другим именем и судьбой.
Многоступенчатый комплекс обследования
Основной профиль центра – патология и аномальное развитие. Чаще всего урологам приходится иметь дело с врождёнными отклонениями. Экология в республике ухудшилась, и стало больше рождаться детей без прямой кишки, яичек, с недоразвитыми половыми органами или, наоборот, с гермафродитизмом - когда присутствует набор и мужских и женских органов. Последнее заболевание требует операции, и зачастую она связана со сменой пола. Недостающие органы формируются из тканей, взятых со спины, бёдер, плеч, участков кишечника, полового органа.
- Чаще всего такие дети рождаются девочками. А в возрасте полового созревания - около 15-16 лет - осознают, что хотят быть другими. Если в их организме больше мужских гормонов, например, тестостерона, то проявляются мужские признаки, - рассказывает профессор. - Меняется характер, поведение, появляется излишнее оволосение, тело перестраивается по мужскому типу. В этом случае мы проверяем кариотип. Это набор хромосом «икс» и «игрек», который уникален у каждого человека, независимо от пола. Определив к какому типу - мужскому или женскому - принадлежит человек, мы исправляем неточности, допущенные природой. Но не все соглашаются на коррекцию. Например, у одного парня с гермафродитизмом проверка показала: превалируют женские гормоны. Но от превращения в женщину он категорически отказался, заявил, что хочет быть только мужчиной. И мы удалили ему все женские органы, создав из сигмовидной кишки «мужское достоинство» и мочеиспускательный канал.
Гендерная дистрофия
Недавно Акылбек Усупбаев провёл первую в республике операцию по полной смене пола. История транссексуала Ариадны типична для любой азиатской страны. Многодетная семья, строгий отец и полное неприятие того, что сын хочет стать женщиной. В Узбекистане, всё, что связано с трансгендерностью, не одобряется. Получить новый паспорт можно только после операции, и проводить её разрешено в стране, но узбекские хирурги боятся - получается замкнутый круг. К тому же, «новым гражданам» запрещено усыновлять детей, а сами они бесплодны. Да и общество их осуждает. Осуществить мечту парню удалось только после смерти главы семьи: получил согласие домашних, собрал все необходимые документы, прошёл экспертизы, прибыл в Бишкек…Операция прошла успешно, и сейчас Ариадна уже дома, вернулась к привычной работе медсестры.
- Сначала кроме мамы, меня никто не понимал и не поддерживал. Потом окружающие и коллеги приняли мою сторону, - поделилась она с корреспондентом «АиФ» в ходе телефонного разговора. - Операция была моим осознанным выбором. Если у человека сильный характер, то он выдержит всё, чтобы прийти к своей цели. У меня получилось.
Таких, как Ариадна, в Узбекистане много. Кто-то ездит делать операцию за рубеж, кто-то так и остаётся «не в своём теле» на всю жизнь.
Ариадна мечтает создать организацию, которая поддержала бы транссексуалов.
- Народ у нас более примитивный, придерживающийся традиций, и не одобрит их появление. А они нужны: у нас есть секс-меньшинства, которые не знают о своих правах, не могут воспользоваться ими, есть транссексуалы… В нашей стране движение ЛБГТ под запретом, а транссексуалы не преследуются законом, но боятся объединяться. Поэтому моя мечта помогать таким же, как я адаптироваться в обществе, устраиваться на работу, общаться с людьми. При этом планирую и дальше работать в медицине. Меня мало кто поддерживает: даже близкие друзья и подруги, услышав о моей инициативе, говорят: «Ты что, в тюрьму захотела?». Поэтому я хочу уехать в Москву. Там тоже есть транссексуалы, которым нужна помощь. И возможности в России больше, чем в Узбекистане!
Со схожей проблемой сталкиваются и кыргызстанские «трансы». Они или страдают, опасаясь общественного мнения, или уезжают за рубеж, где общество более терпимо к ним. Основное опасение - показаться в глазах окружающих больными. Но транссексуализм не болезнь.
- Раньше состояние, при котором человек ощущает себя принадлежащим к другому полу, называлось болезнью, но после проведения исследований за рубежом этих людей считают здоровыми. Официально транссексуальность - диагноз, который устанавливается после психологического и сексологического обследования по критериям МКБ-10. Несмотря на это, лечить пациента не нужно. Надо «поправить» тело, а не душу, - отметил профессор. - Некоторые наши граждане уезжают для проведения операции за рубеж, делают это тайно, боясь позора и осуждения. А многие так и не решаются на оперативное вмешательство. Виноват наш менталитет: узнают - начинают высмеивать. А ведь у кыргызов есть такое понятие «кыз-теке» («девушка - козёл», прим. авт.), которое прошло через века. Этим словом раньше называли тех людей, которые психологически были и мужчинами, и женщинами одновременно...
После успешной операции, которая в Кыргызстане стоит намного дешевле, чем за рубежом, по словам профессора, несколько наших сограждан, желающих пройти аналогичную процедуру, уже изъявили желание. Правда, не за свой счёт, а за государственный. Но чиновники не оказывают поддержки транссексуалам.
Отметим, что право выбора половой принадлежности у кыргызстанцев есть: статья 38 закона «Об охране здоровья граждан КР», принятая в 2005 году, её гарантирует.
Провести операцию по смене пола сразу же нельзя. Показания к хирургическому вмешательству:
- невозможность адаптации больного в обществе при сохранении биологического пола. Человек избегает любых социальных контактов, не имеет друзей, работы
- наличие суицидальных идей. Из-за непринятия обществом транссексуалы часто готовы покончить с собой.
- отсутствие психических заболеваний. Некоторые психологические отклонения могут провоцировать желание сменить пол.
- отсутствие гомосексуальности как причины смены пола
- возникновение симптомов транссексуальности в возрасте 5-7 лет
- достаточная социальная зрелость. Желающий лечь на операцию должен быть старше 21 года, чтобы решение было осознанным.
Тактика реабилитационных корригирующих мероприятий включает несколько этапов:
- психическая экспертиза, проводимая стационарно, согласно заключению которой, проводится смена паспортного пола.
-изменение гражданского пола со сменой всех документов и гормональная терапия.
-хирургическая коррекция морфологического пола, наружных гениталий.
Аргументы и факты-Кыргызстан, 2014 год
Комментарии