Более полувека искусствоведы, блюстители порядка и фанаты стрит-арта спорят о том, что же такое граффити: искусство или всё же вандализм? Нужно ли в большом городе разрисовывать безликие дома надписями, фигурами, узорами или же всё должно быть одинаково серым?
На эти вопросы единого ответа нет. Чтобы развеять заблуждения, узнать больше про культуру граффити, мы отправились к Евгению МАКШАКОВУ (CHERVI), самому известному граффитчику республики.
Травой и углем
По словам Евгения, сначала всё было как у всех: детство в микрорайонах, школа по соседству… Интерес к культуре возник под влиянием моды начала девяностых. Хип-хоп и брейк-данс были увлечением многих его сверстников. Туда же входило и граффити. Первые рисунки создавались интуитивно, потому что кроме редких передач и журналов для подростков вроде «COOL!» и «До 16 и старше» о движении граффитчиков не давалось никакой информации. Да и денег даже на самую простую краску не было: рисовали травой и углем.
- Самая простая идея граффити - написать своё имя максимальное количество раз. Мы этого не знали и каждый раз ломали голову над тем, чтобы такое написать или нарисовать. Доходило до того, что некоторые ребята просто рисовали кошку и рядом писали «cat», - смеётся он. - А первой серьёзной работой можно назвать граффити на школьной стене - название района. Я был автором эскиза, а воплощали идею в жизнь другие. Волновался: казалось, что краски потекут, что получится криво…
Но опасения оказались напрасны. Граффити удалось, а классный руководитель отнёсся к увлечению ребят с пониманием. И по его ходатайству в школе даже выделили под роспись стены! В одном из журналов Макшаков прочитал про московского граффитчика WORM («ЧЕРВЯ», прим. авт.) и решил взять похожий псевдоним себе. Думал, что «Червём» будет только первое время, а потом подыщет себе другое имя. Ренейминг произвести не получилось: работы Евгения стали выделяться, имя - звучать за пределами республики и «Червь» превратился в «CHERVI». Наконец, Макшаков с другом решили освоить новую для республики специальность - «графический дизайн». Но доучиться - не хватило желания: специальность ожиданий не оправдала. И вот уже много лет Евгений работает тату-мастером, периодически выполняя какие-то граффити-заказы. И на достигнутом не останавливается.
- Я постоянно чем-то недоволен. Удовлетворён только работами, рисуя которые, чувствую, что удалось научиться чему-то новому, перейти на уровень выше. Пусть это не всегда заметно со стороны.
Очень помогают произведения других художников, - отмечает Макшаков. - Хороших авторов сейчас очень много, отслеживаю интересные работы через «Фейсбук» и «Инстаграм». К примеру, испанский граффитчик ARYZ, молодой, но создающий классные работы. Или MORIK из Новосибирска, в миру - Марат Данилян. Сказать, что мода на хип-хоп, рэп и граффити ушла - нельзя. Хотя в Кыргызстане - это возможно. Но если выехать в другие страны, в ту же Россию, посетить Красноярск, Липецк, Барнаул, то можно увидеть там многих ребят, горящих этими идеями. Я же далёк от них, ближе нахожусь к самому искусству граффити. Рисую, но не особенно борюсь за хип-хоп.
Время создания одной работы - обычно два-три часа. Если нужно раскрасить стену с большой поверхностью - то 5-6 часов. Жаль, что оформление в стиле граффити заказывают нечасто. Выполнить его нелегко. Обыватели за подобные услуги платят небольшую сумму. Думая, что нескольких баллончиков краски и свободного пространства для счастья райтеру вполне достаточно. Да и заказывают в основном стереотипные бабочки и цветочки, которые рисовать не очень-то и приятно из-за их однообразия. Поэтому хлеб с маслом Макшакова - татуировки. Он считается одним из квалифицированных мастеров в республике, и часы его приёма буквально расписаны заранее.
Дома к такому образу жизни уже привыкли. Родители, жена и маленькая дочь помогают чем могут: поддерживают морально, готовят работы к выставкам. А сам художник собирается попробовать свои силы ещё и в музыке.
- Сейчас пытаемся с ребятами запустить новый музыкальный проект в жанре американского хардкора. Ниша эта пока не занята. В основном современные музыканты в Кыргызстане создают группы, исходя лишь из текущих потребностей слушателей. Мне же хочется создать свою культуру, своё движение в музыке.
Горы - не предел
А недавно CHERVI провел первую персональную выставку из 50 работ разных лет в столичном лофте «Цех». Её посетила практически вся молодёжь Бишкека. Воображение гостей поразила фантасмагория из образов граффити, портретов героев комиксов, росписей скейт-досок, черепов в самом неожиданном исполнении и целой галереи… свиней. От отдельных деталей в виде ушей и пятачков на разных полотнах до человекоподобных поросят.
- Кто-то выбирает в граффити для себя направление теггинга (написания своего имени, прим. авт.). Я же взял для себя направление - черепа и свиньи. Свиньи и свинина - своего рода символ запрета, чего-то недозволенного. Сейчас часто считают, что если ты свинину не ешь - ты классный! Меня всегда удивляет то, что человек может пить, курить и материться, но если он при этом не ест свинину - ему всё прощают, - поясняет он. - У меня есть идея организовать тематическую выставку, связанную исключительно с поросятами или новыми супергероями.
Множество публикаций в СМИ, перепостов фотографий с выставки с изображением творений Евгения в Сети - всё это признаки успеха. Но сам Макшаков относится к экспозиции критически.
- На локальном, республиканском уровне, она прошла неплохо. Нечасто какое-то околокультурное мероприятие собирает стольких людей! Но хотелось бы, чтобы пришли и представители традиционных школ живописи, молодые художники, которые смогли бы увидеть, что есть в искусстве и другой путь. Не менее востребованный современным обществом. Не только рисование гор и пейзажей. Ведь для собственного развития нужно открывать для себя что-то новое в искусстве. Я открывал эту выставку с целью продвижения своих работ в ближнем зарубежье, России. Чтобы был какой-то материал для презентации там. И пока мне трудно сказать, принесла ли она пользу или нет.
Пока же Евгений плодотворно сотрудничает только с алматинцами. Клуб граффитчиков «Repas» помогает всем: от красок до приглашений на международные фестивали.
Воспитать - значит показать пример
В Кыргызстане до этого пока далеко. Ребята приходят в культуру, срисовывают рисунки из Сети. Так проходит пять-шесть лет. Потом зачастую понимают: стремиться им некуда. И меняют своё хобби на что-то более перспективное, доходное. А ведь государство могло бы создать с их помощью новый туристический бренд!
- В нашем маленьком городе можно соорудить стрит-арт площадку, - размышляет Макшаков. - И подключить к этому местные власти: они разрешают использовать на фестивалях только листы ДВП. А по всему миру отдают каждому художнику по фасаду от дома в определенном квартале. Понятие о граффити у нас размытое, и сейчас сказать однозначно, куда будут двигаться наши граффитчики - сложно. Но площадка для развития у них есть всегда!
Аргументы и факты-Кыргызстан, №21, 2014 год, фото Ксении ТОЛКАНЁВОЙ
Комментарии