Ежегодно на две недели в середине лета Кыргызстан становится центром мирового ремесленничества. В республике проходит международный фестиваль ремёсел «Оймо». Ремесленники Центральной Азии, Китая, Индии, Афганистана и других стран традиционно представляют на суд покупателей товары, которыми славятся их страны.
На выставках-ярмарках в Бишкеке и Чолпон-Ате можно купить практически всё: от простой бижутерии и мелочей для интерьера до целых юрт, которые изготавливают по той же технологии, что и много веков назад. Мы узнали, что же толкает людей 21 века вернуться к наследию предков, и почему изделия ручной работы пользуются спросом и по сей день.
Как это было
Впервые фестиваль решили провести в 2005 году, сразу же после первой «народной революции». С помощью ярмарки ремёсел организаторы надеялись привлечь туристов, напуганных мартовскими событиями. И доказать: республика может быть не только «островком демократии» и «колыбелью революции». Сами кыргызстанцы отнеслись к начинанию Ресурсного центра Центральноазиатской ассоциации в поддержку ремёсел «CACSARS», Ремесленного совета и министерства культуры, туризма и информации республики скептически. Но с годами на «Оймо» стали приезжать ремесленники из Таджикистана, Узбекистана и других стран. А отовариваться у них по традиции экологически чистыми платьями, посудой и украшениями в конце июля стало всё больше и больше туристов.
- Фестиваль «Оймо» стал за годы своего существования весомым, международным и ежегодным мероприятием, - отмечает Айнура ТЕМИРБЕКОВА, заместитель министра культуры, туризма и информации КР. - Благодаря ему, за это время о Кыргызстане с положительной стороны узнали во многих странах. «Оймо» внёс большой вклад в нашу историческую и культурную жизнь, а ремесленники, которых нужно благодарить за их труд - вклад в экономическое развитие местных сообществ. Фестиваль мы планируем проводить и дальше. И сколько бы ни прошло лет, из года в год и из поколения в поколение на его площадке будут передаваться от семьи к семье, от страны к стране наши традиции, обычаи и истинные ценности.
Организаторы делают каждый год мероприятия по-своему незабываемым, придумывая новые элементы программы. Особенностью девятого по счёту «Оймо-2014» стала культурная программа «Ыйык мурастары» («Священное наследие», прим. авт.). Гостям продемонстрировали вековые традиции кыргызского народа: «Кыз куумай», «Кыз узатуу», «Келин алуу», «Чач орууаземи», «Орлуктоо», охоту с тайганами. Но, безусловно, главными героями фестиваля стали всё-таки ремесленники и их изделия. Расписные бухарские и риштанские керамические блюда, ткани, платки, тонкие и лёгкие шерстяные шали, бухарский каракуль, батик, авторские комплекты украшений и одежды в этностиле, вышивка, картины и сувенирные игрушки из войлока, ювелирные украшения, кожаные ремни, сумки, браслеты, плетёная мебель, платья из натуральных тканей, национальные игрушки, натуральные отрезы хлопка, льна и особой шёлковой ткани кетени - вот неполный список того, что можно было приобрести на выставке-ярмарке «Оймо-2014».
Хрупкий бизнес
Традиционно ремесленниками рождаются: секреты производства передаются из поколения в поколение и в них не посвящают посторонних. К одному из ремёсел, требующих преемственности, относится обработка стекла и искусство витража. Ими в Кыргызстане на профессиональном уровне занимаются немногие. Один из них - Камиль ГАСПАР, мастер в салоне «Nissa art» . Его семья работает в хрупком бизнесе уже много лет, и посторонним в их мастерские вход воспрещён, как и ученикам «со стороны». Начиналось же всё как простое увлечение.
- Моя мать очень любит графику стекла и однажды решила попробовать поработать с этим материалом сама. С трудом достала первые краски для стекла и начала творить. Потом, поездив по миру и по выставкам, познакомилась с другими мастерами, нашла экспортёров хороших материалов из Европы, которыми мы пользуемся, и поставила бизнес на поток. Мы закупили технику, разработали собственные технологии: методом проб и ошибок за 10 лет создали 15 способов обработки стекла. Так хобби и стало семейным бизнесом. Довольно доходным: хватает и на жизнь, и на хлеб с маслом! Поначалу я не хотел этим заниматься, несмотря на своё художественное образование. Но после того как женился, витражным искусством и работой со стеклом увлеклась жена, а за ней и я!
Ремесло это крайне непростое. Даже для маленького кулона из цветного стекла требуются три стадии обжига, остывание и сушка в особых условиях. Чуть нарушишь технологию - изделия можно будет только выбросить. Отсюда и цены на продукцию: простой маленький кулон в зависимости от дизайна обойдётся моднице примерно в 500 сомов. Тем не менее, заказы не переводятся. Чаще всего просят сделать авторскую посуду, витражи и мозаики в домах и ресторанах. Самым ярким и запоминающимся заказом в мастерской Гаспара стала люстра для известного этнокомплекса «Супара» - 154 плафона плюс большое панно. На неё ушло четыре месяца.
На достигнутом останавливаться предприниматели не собираются. Впереди и запуск новых изделий, и выход на международный рынок. И продолжение традиции: одного из своих будущих детей Камиль обязательно собирается приобщить к ремеслу.
Гражданин Азии
Однако всё чаще и чаще к ручной работе обращаются те, чья профессия далека от национальных традиций в целом и творчества в частности. По этому пути пошёл Азиз УБАЙДУЛЛАЕВ, предприниматель из Узбекистана. Успешный юрист и не помышлял о рукоделии, пока его друг не попросил найти покупателей для нескольких изделий народного промысла. Заинтересовался, решил попробовать сам, но хобби «затянуло» и стало доходным делом. Вот уже десять лет фирма Азиза занимается изготовлением аксессуаров для дома, ковров, подушек, разнообразных изделий из кожи, дневников и блокнотов в технике скрапбукинга. Живёт между несколькими странами региона, договариваясь с клиентами и контролируя бизнес. Но и о творчестве не забывает.
- Работаю наравне со всеми: так же собираю блокноты, придумываю эскизы для кошельков и сумок… За эти годы выработал свои технологические секреты, которыми не делюсь, - рассказывает он. - Творчество стало моим стилем жизни. Могу проснуться ночью и работать над новой идеей, которая пришла в голову, не обращая внимания на время. Это сложно описать! Покупается расходный материал, а потом из-под рук выходит уже готовое изделие. Всё получается само собой! Идеи витают вокруг, и материал порой определяет изделие сам. Например, как только в руки попадает кожа, она начинает диктовать будущую вещь, её форму. Творческий процесс иногда бывает таким, что заканчиваешь вещь и понимаешь, что ей недоволен. Есть возможность переделать уже имеющуюся или сделать абсолютно новую модель кошелька, блокнота. Этим меня и привлекают ремёсла: нет чёткой структуры действия и каждый день необязательно заниматься одним и тем же. Кроме того, вещи не повторяются: каждая из работ - уникальна, даже если и кажется, что у них один фасон, один узор.
Но мастер, по мнению Убайдуллаева, должен обладать и коммерческой жилкой. Иначе успеха ему не добиться.
- Талант продавца - 50 % успеха ремесленного бизнеса, - открывает он свой секрет . - Можно выставить на продажу прекрасные вещи и не продать почти ничего, а можно привезти не очень качественный товар и у тебя купят всё. Знаю очень многих талантливых людей с уникальной продукцией, которые просто не умеют представить себя. Не могут сняться с места и поехать на выставки торговать. Или хотя бы кому-то доверить товар под реализацию. Они сидят у себя в регионах, и их мастерство угасает вдалеке от жизни. Я же успешно представляю и свою фирму, и свою продукцию, но не могу точно сказать, где же мой дом - живу между несколькими странами и чувствую себя гражданином Азии. Не каждому это дано, не каждый на это пойдёт, это тяжкий труд!
Справка: Ремесленники и ремесло пользовались уважением, и множество пословиц в фольклоре разных народов посвящено именно им. На Руси говорили: « Ремесло - кормилец», «Не учи безделью, а учи рукоделью», «Ремесло за плечами не висит (не тяготит)». В Казахстане - что джигиту и семь ремёсел знать мало. В Таджикистане считали, что знания и ремесло красят человека. В Узбекистане же полагали, что учиться ремеслу тоже нужно уменье, но знали: искусный мастер никогда не останется голодным.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №33, 2014 год
Комментарии