Светлый праздник Рождества Христова православная община Кыргызстана отметила не только праздничными богослужениями, благими делами, но и Рождественским балом. Он собрал всех желающих облачиться во фраки, костюмы и женственные бальные платья и закружиться в танце под классическую музыку.
ТАНЦУЮТ ВСЕ!
История проведения на Руси Рождественских балов ведёт начало от времён Петра l. Царь-реформатор в принудительном порядке насаждал среди бояр Москвы европейскую традицию «ассамблей», которая стала для подданных действенным стимулом стать культурнее, образованнее и чище. Для участия в торжествах им пришлось не только в обязательном порядке обрить бороды и влезть в тесные чулки и напудренные парики, но и обучиться танцам, хорошим манерам и начать изучать иностранные языки, чтобы общаться с заграничными гостями из Европы и налаживать деловые связи: бал стал своеобразным «университетом общения». Позже балы превратились в неотъемлемую часть аристократического быта, самыми многолюдными и пышными были новогодние и рождественские собрания. Для старшего поколения они служили местом проведения деловых переговоров и встреч с родственниками, для молодёжи - шансом встретить свою судьбу: большинство знакомств и романтических отношений завязывалось именно с помощью бальных танцев. Регламент вечера позволял юноше не только подойти к понравившейся девушке, чтобы познакомиться, но и оценить её уровень образования и интеллекта с помощью умения поддержать во время танца непринуждённую светскую беседу. Танец помогал и девушке: выполняя замысловатые фигуры, она успевала оценить уровень культуры и воспитания партнёра, его манеры и способность владеть собой, держаться в рамках приличия. Устраивать балы стали не только вельможи, но и купцы, и мелкопоместные дворяне. После Октябрьской революции, гонений на религию и насаждения новых традиций проводить их стало уже некому, и балы были забыты до распада СССР. Возродили их бизнесмены, финансовая и политическая элита России - как способ приблизиться к мировой культуре и вспомнить русские традиции семейных масштабных мероприятий, которые разительно отличаются от поп-культуры во всех её проявлениях. В последнее двадцатилетие традицию проведения Рождественских балов подхватили и при епархиях, школах и университетах.
МАЛЕНЬКОЕ ЧУДО
В Кыргызстане дела обстояли хуже. Потомки переселившихся сюда во времена Российской империи офицеров, дворян, чиновников, купцов и сосланных позже в республику аристократов либо покинули её в девяностые, либо не имели никакого интереса к историческому прошлому. Кыргызстанскую же бизнес-элиту и политиков возрождение традиций, тем более чуждых им, не волновало, ибо обогащения принести не могло и грантами не подкреплялось. Помогло маленькое чудо. Несколько лет назад сан священника принял отец Василий, в миру - тренер по спортивным бальным танцам. И прежний епископ Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий благословил его на работу с православной молодёжью в этом направлении, рассудив, что хореография и хорошие манеры, необходимые для танцев - не грех, а очень даже полезны. Еженедельно танцоры собирались при епархии на молодёжную беседу и двухчасовые занятия и обучались вальсам, полькам, полонезу, чарльстону… Первые балы - Рождественский и Пасхальный - показали: многовековая культура не чужда молодёжи. После чего было решено III Рождественский бал сделать открытым для всех желающих до 35 лет - нужно было только приобрести пригласительные билеты и уметь немного танцевать хотя бы простой вальс. Так же необходимо было подготовить соответствующий наряд: бальный костюм, парадный мундир для юношей, бальное или вечернее платье ниже колена с закрытыми плечами и спиной для девушек: в этот раз темой вечера были XVIII и XIX века.
- Этот бал был организован для молодёжи. Его цель - приобщить парней и девушек к классической музыке, научить их танцевать классические бальные танцы, культуре общения. Ребята должны иметь представление о том как жили наши предки, чем увлекались. Парни и девушки покажут свои артистические таланты, исполнят венский вальс, танго и другие танцевальные композиции, выглядя соответственно эпохе, - рассказала одна из организаторов - Марина МАКАРОВА, руководитель отдела образования и катехизации Епархии. - К тому же, мы хотим показать, что православные христиане не закрыты от мира и общения, не только ходят в храм и молятся: на праздники, как например, Рождество Христово или Пасха, нам не чуждо веселье, принятие угощения - культурно и в меру. На этот раз мы сделали бал доступным для всех желающих по пригласительным билетам, средства от их приобретения направили на помощь воспитанникам Беловодского детского дома. 150 человек окунутся в дружелюбную и праздничную атмосферу.
ВАЛЬС, ПОЛЬКА, ПОЛОНЕЗ …
Начался бал в 16.00 Рождественским молодёжным богослужением, после которого епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила поздравил с праздником молодёжный отдел Епархии. Затем собравшиеся переместились в конференц-зал Духовно-просветительского центра Свято-Воскресенского кафедрального собора, где уже всё было готово к проведению торжества.
Как и полагается, открыл бал полонез под аккомпанемент струнного квартета. Хозяин и хозяйка бала; по традиции, они весь вечер развлекали гостей, и следили, чтобы в развлечениях участвовали все пришедшие на мероприятие. Их стараниями никто не сидел на месте: вальсы, польки, мазурка, танго, чарльстон, белый танец, мелодичные попурри сменяли друг друга, и пары кружились по залу всё быстрей и быстрей. Тех, кто танцевал немного слабее, обучали на лету более опытные партнёры. Силы восстанавливали лёгким фуршетом со сладостями, чаем и кофе. После чего начались салонные игры, которые можно увидеть и на обычной вечеринке. Например, королевские фанты, где, вытянув фант, хозяйка бала загадывала желание. Его нужно было исполнить тому или иному гостю: спеть колядку, прочитать стихотворение, отводить хоровод или станцевать какой-либо из танцев. Не давали заскучать и конкурс масок, полька-тройка на внимательность и скорость, и народная игра «Ручеёк», во время которой не смогли усидеть на месте даже зрители - родственники, которые привели самых юных участников бала.
Расходились гости усталые, но довольные и с блеском в глазах. Им, как и всем желающим поучаствовать в следующем танцевальном вечере, уже стоит начать подготовку к Пасхальному балу, который состоится в первое воскресенье после Пасхи - 19 апреля. Он будет посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Участникам нобходимо облачиться в одежду 40-х годов XX века.
Самый приближенный к историческим реалиям - бал, организуемый Санкт-Петербургской Академией Русского балета имени А. Я. Вагановой совместно с Петербургским Суворовским военным училищем. Традиции проведения объединённых танцевальных вечеров будущих звёзд балета и кадетов удалось пережить Октябрьскую революцию и просуществовать до 1979 года. Возродили её лишь в 2007 году под названием «Бал Традиция». Обязательные условия участия в вечере - не только умение танцевать бальные танцы (вальс, мазурку, полонез, польку и другие), но и знание этикета. Юношам разрешено облачаться только в парадные мундиры, а девушкам - исключительно в платья, сшитые строго по моде XVIII - XIX века.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №3, 2015 год, фото Антона Селова
Комментарии