В последнее воскресенье февраля клуб «Штурмовик» для любителей скорости и экстрима провёл автомобильную Масленицу. Необычная встреча весны, специально подготовленная, обновлённая трасса и захватывающие заезды не оставили равнодушными ни зрителей, ни участников мероприятия.
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Мода на внедорожники и гонки по трассам трудной проходимости появилась в республике всего несколько лет назад. Объединил любителей тяжёлых машин народный клуб внедорожного движения «Штурмовик». Первый заезд осенью 2013 года в пригороде Бишкека привлёк, несмотря на холодную погоду, несколько тысяч человек и множество участников, желающих покорить трассу. Вдохновлённое успехом руководство клуба в лице президента Дмитрия Мамутова и вице-президента Александра Сальникова решило ввести новые испытания. С открытием сезона - 2014 прошёл заезд в формате GPS-ориентирования. Для участников были подготовлены трассы различной степени сложности от 80 («Спорт») до 150 километров пробега («Стандарт»), на которых разместили в труднодоступных местах зашифрованные кодовые точки, где нужно было сфотографироваться и прибыть к месту старта. Джипперы пробирались по непролазным дорогам, поднимали машины лебёдкой до заданной навигаторами точки, исправно тонули в грязи и иле целый день. Победители получили памятные призы. Летом состоялся первый в республике биатлон для внедорожников, где необходимо было не только пройти наибольшее количество кругов трассы, но и попасть в цель из рогатки. А годовщину создания клуба отметили «Большими внедорожными гонками» в селе Озёрном - на соревнования даже прибыли участники из Казахстана и России.
Озёрное было выбрано и для открытия сезона - 2015. Полигон расположен под Бишкеком, неподалёку от кыргызско-казахской границы, и окрестная природа идеально подходит для проведения офф-роад - соревнований: повсюду непролазные грязь и глина, кочки, болотца да редкая растительность. Даже проехать на место состязаний было нелегко - асфальт заканчивался в нескольких километрах от въезда на полигон. В глубокой «няше» могли завязнуть не только «легковушки», но и бусики. Но подобные трудности любителей «грязных игр» и желающих полюбоваться на необычную технику в полевых условиях не пугали: зрители приезжали даже на велосипедах, объезжая коварную дорогу по полям.
ЮВЕЛИРНАЯ ТОЧНОСТЬ
Участником заездов мог стать любой желающий. Необходимо было оплатить взнос, зарегистрировать своего «железного коня», указав все его технические характеристики, пройти тест на алкогольное опьянение - при самом небольшом содержании спиртного в крови экипаж снимался с трассы. После внедорожнику присваивался бортовой номер и определялась категория выступления. Затем - обязательный инструктаж. Все участники состязаний - не новички, но трассу на этот раз подготовили не из лёгких - проехать по ней максимальное число кругов за отведённое время - задача для самых опытных пилотов. Стоит отметить, что разработка подобного маршрута занимает около недели - роются рвы, изготавливаются насыпи, измеряется ширина пути, просчитываются наиболее оптимальные места для зрителей, ставится ограждение. Чтобы освежить память конкурсантов, президент НКВД «Штурмовик» лично проинструктировал гонщиков и провёл их по трассе пешком, чтобы они смогли с ювелирной точностью просчитать маршрут.
- Если машина задевает ленточку, жюри не засчитывает один круг, - пояснил Дмитрий МАМУТОВ, президент клуба. - Порванная лента - добавляет экипажу 30 секунд. Столкновения и помощь зрителей запрещены, за это грозит дисквалификация - подсобить могут только другие участники заезда. Выбил колышек - нужно вернуться и поставить его на место, даже если проехал уже несколько метров, иначе штраф - дополнительная минута плюс то время, которое теряется на возвращение и установку. Если вдруг экипаж выехал за пределы ограждения, он обязан вернуться на трассу в том же месте, где пробил брешь.
Пока пилоты, штурманы, организаторы и журналисты лазили по буеракам, зрители могли сфотографироваться с диковинной техникой и огромным чучелом Масленицы.
НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ…
Наконец, объявили десятиминутную готовность. Дебютантами стали 10 машин в категории ТR-1. На их долю выпали простые рытвины и горки, преодолеть которые водителю, знакомому с бишкекскими и пригородными дорогами, не составляло труда. Затем их сменили TR-2 - семи экипажам предстояло преодолеть не только насыпи, крутые спуски и подъёмы, а также «ловушки» из разбросанных автопокрышек. На этом этапе кросс превратился в битву, и правоохранители не смогли удержать большое количество зрителей за ограждением, желающих наблюдать за происходящим с близкого расстояния. Мужчины и женщины, подростки и маленькие дети подходили к заглохшим и завязшим экипажам практически вплотную, снимая процесс прохождения сложных участков на телефоны и видеокамеры. Когда же авто трогались с места – едва успевали отбегать от движущихся внедорожников... Затем на трассу вышли квадроциклисты и любители багги. Им достался заводнённый участок, и к окончанию заезда все водители были по уши в грязи, но счастливые и улыбающиеся.
Закрывали день «динозавры» - внедорожники TR-3 - их заезд продолжался час. А чтобы зрители не уставали и не мешали готовиться к выступлению экипажам, между заездами на импровизированной сцене на колёсах играли столичные группы «Свободный режим», «Кальмар Иннокентий» и «Одри». Проголодавшиеся гости мероприятия могли перекусить в походной кухне, а те, кто устал наблюдать за гонками - поучаствовать в весёлых конкурсах от ассоциации творческого развития «BOOM-Studio» и получить памятные призы.
После награждения победителей заезда, кульминацией праздника стало сожжение Масленицы – воскресный день удался на славу.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №09, 2015 год. Фото Антона СЕЛОВА
Комментарии