22 марта таксисты всего мира отмечают свой профессиональный праздник - Международный день таксиста. В преддверии праздника наш корреспондент решила узнать, как часто, садясь в такси, кыргызстанцы задумываются о том, кто находится за рулём таксомотора, каково техническое состояние транспортного средства. А также что больше всего раздражает клиентов и как навести порядок в сфере частного извоза.
Первые таксисты в мире появились в британской столице в начале ХХ века. Оплату за проезд высчитывал счётчик-таксиметр Вильгельма Брюна (от французского «tax» - «плата»). Он и дал название новому транспорту, без которого нельзя представить сегодняшний город. В России первыми такси стали «Форды» предприятия «Санкт-Петербургский Таксомотор», открывшегося в 1910 году. Позже их сменили чёрные «Renault» с жёлтой полоской на кузове и детища советского автопрома ГАЗ-А. А после войны частным извозом занимались «Победы» и ЗиС-110, имеющие светлый верх и серый низ с шашечками, затем ГАЗ-12, «Москвич-402», «Волги» ГАЗ-М-21 и «Волги» ГАЗ-24, имеющие радиотелефонную связь с диспетчером, шашечки на борту и безупречное техническое состояние. Отбору подвергались и водители - в таксопарк попадал далеко не каждый выпускник автошколы, знающий родной населённый пункт. Для таксистов устраивали постоянные испытания, курсы повышения квалификации, а участие даже в мелком ДТП означало потерю работы.
В1991 году государственные такси с едиными стандартами качества были ликвидированы, и с тех пор каждая из постсоветских стран установила свои порядки на рынке перевозок. Практически никто не контролирует, в каком состоянии водитель и его машина выехали на линию. «Позавчера вынужден был воспользоваться услугой такси. Уже в машине заметил, что водитель неадекватный, обкуренный, наверное. Кто-нибудь их в таксопарке проверяет?», «Иногда, вызывая машину в центре города, её приходится дожидаться минут 15-20. Плюс после сообщения о прибытии машины, ждёшь ещё какое-то время», «Наведите порядок среди бортов, заставьте водителей соблюдать ПДД. Иногда едешь и не знаешь, доставят ли тебя до места назначения в целости и сохранности», «Всегда в растерянности, какое такси вызывать. Фирм много, а сервис ниже среднего. Машины старые, салоны грязные, водители плохо город знают… » - подобными сообщениями кишат кыргызские социальные сети и форумы. В список жалоб входят и накрутка счётчиков, и отказ давать сдачу, и даже мелкие кражи вещей… Как же защитить свои права?
Пассажирские перевозки - достаточно прибыльный бизнес, поэтому чиновники из года в год предлагают взять его либо полностью под государственный контроль, либо подчинить единым правилам, которые бы регламентировали качество и стоимость услуг.
Не миновало подобное стремление и кыргызских законотворцев. Наиболее совершенным стал вариант поправок к закону «Об автомобильном транспорте», предложенный ар-намысовцами Турсунбаем Бакир уулу и Нуркамилом Мадалиевым в октябре 2014 года. Помимо глубокой проработки вопроса, проект имеет и ещё одно достоинство: не требует финансирования на реализацию и привлекает средства в госбюджет за счёт штрафов.
- Законопроектом вводится лицензирование деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, - указывается в документе. - Так, в целях идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам предъявляются следующие обязательные требования: иметь на боковых поверхностях светографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; соответствовать единой цветовой гамме; иметь на крыше опознавательный плафон оранжевого цвета; средство должно быть оборудовано таксометром. Кроме того, в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси водитель должен иметь водительский стаж не менее трёх лет, подтверждённый документами, предусмотренными трудовым или гражданским законодательством, либо общий водительский стаж не менее пяти лет.
Предполагается и новшество, связанное с перегруженностью дорог.
- В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения, оптимизации транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть, исходя из численности населения административно-территориальной единицы, уровня обеспеченности населения услугами общественного транспорта, законопроектом предлагается уполномоченному органу в области автомобильного транспорта и дорог устанавливать максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории, соответствующей административно-территориальной единицы. При этом максимальное количество легковых такси не может быть менее количества действующих по состоянию на 1 января 2015 года разрешений. Ели количество поданных заявлений на выдачу лицензий превышает максимальное количество легковых такси, то выдача разрешений осуществляется по результатам аукциона, - гласит проект поправок.
За несоблюдение новых норм должны полагаться штрафы в размере от 200 до 1000 сомов и лишение водительских прав сроком до года с конфискацией авто. Однако законопроект до сих пор находится на общественном обсуждении. Как и инициатива о введении обязательного маршрутного листа, поступившая от министра транспорта и коммуникаций Калыкбека Султанова, призванная определить количество занятого в перевозках транспорта по всей республике.
Сказать, что компании-перевозчики не пытаются взять в свои руки контроль над тем, что происходит в их автопарках, нельзя. Работают телефоны доверия, но пока не все службы такси поворачиваются к клиентам лицом.
Интересно: Самое дорогое такси в мире - знаменитые «black cab» Лондона. В муниципальной службе такси британской столицы числится около 25 тысяч машин в идеальном состоянии. Каждая из них может взять на борт до 5 человек, имеет детское автокресло, а также места для инвалидных колясок и особо ценного хрупкого багажа. «Визитной карточкой» кэбмэна считается безупречное знание города, всех его многочисленных достопримечательностей, торговых центров и переулков - после собеседования водитель, желающий работать на благо пассажиров и имиджа Лондона, даже обязан сдать специальный экзамен.
Тагир НУРДИНОВ, исполнительный директор службы такси «37»: Жалобы на наших сотрудников поступают практически каждый день. Клиентов возмущает отсутствие сдачи, грязная машина, незнание города водителями. Мы принимаем меры, проводим разъяснительные беседы, увольняем нерадивых работников. Вынужден признать, что сейчас большая часть таксистов в городе - это ребята, приехавшие из пригородов, поэтому часто они не очень хорошо ориентируются в столице. Таких учим работать с картой. Отсутствие сдачи - вина как водителя, так и самого пассажира, не предупредившего заранее о том, что у него нет мелких купюр для расплаты. Жалоб на грязную машину предъявляют меньше всего: сейчас в городе много автомоек, которые предоставляют таксистам скидки. Относительно грубости: клиенты тоже бывают разные - находясь в нетрезвом состоянии, начинают распускать руки, нецензурно выражаться, а то и отказываются платить… Мы вынуждены были создать свою службу безопасности, сотрудники которой выезжают по сигналу тревожной кнопки на помощь. Это альтернатива защитным решёткам для таксистов, которые предлагали поставить на все машины такси сотрудники ДПС. Подобная защита не всегда себя оправдывает: отгораживаешь водителя от пассажиров, а некоторые из них, воспользовавшись этим, выходят из такси, не заплатив за поездку.
Что касается поправок в закон о транспорте, то я поддерживаю положение об обязательном стаже за рулём более 3 лет. А перекрашивать свой автомобиль не всякий человек захочет, так как это его частная собственность! Если чиновники хотят организовывать государственное предприятие - пускай покупают машины одного цвета и марки. У частников они разные - минивэны, джипы, малолитражки… Кроме того, введение запрета на использование праворульных автомобилей в службе такси может вызвать социальный взрыв, практически 80 процентов таксистов останутся без работы. Таксист, как представитель среднего класса, просто не сможет купить себе хорошую машину с левым рулём.
Ещё я поддерживаю поправки в закон о том, что шофёр такси должен проходить перед выходом на маршрут элементарный медицинский осмотр на предмет употребления алкоголя и наркотических средств. Проверять необходимо и техническое состояние автомобиля.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №12, 2015 год
Комментарии