Ежегодно в Кыргызстане проходит Международный фестиваль «Джаз_Бишкек», который знакомит бишкекчан и гостей столицы с культурным наследием человечества и современными достижениями музыкантов со всего света: от соседей по центральноазиатскому региону из Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана до джазменов из Турции, Австрии, Германии, Швейцарии и Америки.
МОСТ МЕЖДУ КУЛЬТУРАМИ
«Джаз - музыка не для всех!» - могут сказать некоторые поклонники этого направления или ценители клубной электронной музыки. Действительно, ещё каких-то 30-40 лет назад так и было. Инструментальную импровизацию и изощрённые ритмы мог воспринять далеко не каждый человек. В современном же мире с джазом сплетаются многие стили: от классической музыки до панк-рока и ска. И некогда «элитарная» музыка теперь доступна всем желающим её постигнуть. Процесс демократизации джаза затронул и Кыргызстан. В 2006 году фонд «Центральная Азия-Арт-Менеджмент» (CAAM) под руководством Каныкей Мухтаровой и Кенешбека Алмакучукова открыл первый джазовый фестиваль «Джаз_Бишкек_Весна». Девиз мероприятия - «Музыка без границ». Организаторы решили проводить его дважды в год: весной и осенью. Весенний праздник музыки приходился на апрель - международный месяц джаза, осенний - на сентябрь - октябрь. С каждым годом всё больше дипмиссий государств, расположенных в республике, соглашались оказать содействие в приобщении кыргызстанцев к мировой музыкальной культуре. К участию приглашались все коллективы центральноазиатских стран, проходившие тщательный отбор: репертуар должен быть качественным и оригинальным, музыканты - иметь хорошую репутацию. Однако простым выступлением групп дело не ограничивалось: все участники садились за стол переговоров, где обсуждали особенности и перспективы развития джаза в регионе. Изюминкой фестиваля стал этноджаз - синтез джаза в классическом его понимании и традиционной народной музыки, своеобразный мост между культурами. Диски с этими своеобразными мелодиями можно было приобрести благодаря CAAM и фонду Кристенсен. Так прошло почти десять лет, за это время фестиваль нашёл своего зрителя и ценителя, став визитной карточкой культурной жизни столицы.
ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ
Юбилейный фестиваль было решено провести на нескольких площадках. В «Студии 247» состоялся концерт австрийцев «The Merry Poppins», полюбившихся кыргызстанцам с их первого визита в 2013 году. Приняла площадка и джем-сейшен. Двери Республиканской библиотеки для детей и юношества имени К.Баялинова открылись, чтобы провести первую музыкальную конференцию «Этноджаз в Центральной Азии и за её пределами». Известные музыковеды из России, Китая, Нидерландов, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана обсудили проблемы и перспективы развития джаза в регионе. Площадкой же для концерта джазменов стала сцена Кыргызской национальной филармонии им. Т. Сатылганова. За два дня перед зрителями выступили одиннадцать коллективов из разных стран. Как и на предыдущих фестивалях, зрителей было много: влюблённые пары, дружеские молодёжные компании, родители с детьми, меломаны в возрасте, почётные гости и представители прессы. Звучала русская, кыргызская, английская, немецкая речь, что лишний раз доказало - музыка не имеет границ и возрастов. Однако имеет своеобразные рамки восприятия, выход за которые, как показал фестиваль, может стоить музыкантам слушателей.
СОЧЕТАНИЕ НЕСОЧЕТАЕМОГО?
Открывали «Джаз_Бишкек_ Весна» - 2015 кыргызстанцы - коллектив Викрама Рузахунова. Исполнив несколько композиций, они пригласили на сцену Марину Набокову и мистера Оскара. Затем выступили гости из Германии - «Passacaglia» в своей манере вариаций на различные темы в сочетании с джазом. Евгений Бациян продемонстрировал виртуозное владение виолончелью, показав, что на ней можно играть не только смычком, но и пальцами рук. К ним вскоре присоединились манасчи Самат Кочорбаев и комузист Руслан Жумабаев. Под аккомпанемент традиционных джазовых европейских музыкальных инструментов и кыл-кыяка они исполнили отрывок из «Манаса». Его зрители сначала восприняли с восторгом, но затем стали откровенно выражать нетерпение и недовольство. И после антракта часть кресел в зале оказалась пустой. Старые знакомые из «Ауры» в сочетании с нежным вокалом Салтанат Ашировой и бархатным соло Оскара и гости из Казахстана «The Magic of Nomads» смогли немного разрядить обстановку и вызвать у гостей фестиваля восторженные аплодисменты, крики «браво!», желание записать оригинальные мелодии на диктофон и камеру сотового телефона. Завершала первый день вторая за историю фестиваля экспериментальная «Этноджаз-лаборатория». Под руководством российского саксофониста с мировым именем Алексея Круглова на сцену вышли ещё 14 музыкантов из центральноазиатских коллективов. Они исполнили единую музыкальную композицию, при этом каждый играл на своём инструменте под аккомпанемент из отрывков произведений классиков кыргызской литературы Алыкула Осмонова и Чингиза Айтматова. Итог работы лаборатории в виде синтеза звучания саксофона-тенора, зурны, кларнета, домбры, комуза, фортепиано, бас-гитары, ударных и прочих инструментов был воспринят зрителями крайне неоднозначно, и они начали массово покидать зал, не дожидаясь окончания номера.
ПЕРЧИК НА ДЕСЕРТ
Второй день собрал несколько меньше слушателей, чем первый. Но они не расходились, наслаждаясь музыкой каждой клеточкой. Классический джаз коллективов Нурайым Рыспековой и воспитанницы Александра Юртаева Нургизы Чекиловой, гости из Таджикистана «Avesto» с восточным джазом и весёлые австрийцы «The Merry Poppins », трио гостей из итальянского кантона Швейцарии Frank Salis H3O под управлением Франческо Салиса… Порадовали и «Солёные орешки» своим исполнением Баха с помощью вибрафона и маримбы. Завершали фестиваль делегаты Узбекистана с импровизационным проектом «Калемпир», взявшим название у сорта остро-горького перца, растущего в Азии.
На следующий день швейцарцы посетили Токмак, где выступили во Дворце культуры им. Н. Байтемирова абсолютно бесплатно. Когда же ждать кыргызстанцам следующей встречи с джазом? К сожалению, меценатов, желающих способствовать развитию культуры в регионе, достаточно мало, и потому, по словам Каныкей Мухтаровой, «Джаз_Бишкек», скорее всего, вынужден будет проходить один раз в год - весной.
Штефан Лаас, сотрудник МИД Федеративной Республики Германия, почётный директор фестиваля «Джаз_Бишкек»: Я покинул Кыргызстан семь лет назад, и мир очень сильно изменился за это время. Джазовый фестиваль стал значимым событием на культурной карте Бишкека - это маленькое чудо и большая радость для организаторов, спонсоров, музыкантов, слушателей, любящих джаз. В 2006 году он прошёл впервые под девизом «Музыка без границ». Цель - возведение мостов между народами с помощью музыки и сегодня не утратила актуальности. Кажется, что наш мир сошёл с рельс: повсюду - борьба за влияние и доминирование в мире, рост националистических тенденций. Мы обращаем больше внимания на противоречия, разделяющие государства, народы и культуры, видим мир только в белом и чёрном цветах, верим в теории заговоров и не воспринимаем других людей, потому что у них иное происхождение, другая религия или просто потому, что им нравятся те, кто не противен нам...И возводить мосты понимания между народами во имя дружбы и диалога - так же актуально, как и в 2006 году, когда мы собрали на одной сцене музыкантов Центральной Азии, России, Западной Европы, США. Этот фестиваль празднует саму жизнь, такую же яркую, как краски джаза и разнообразную, как наши музыканты и зрители. Нас всех объединяет любовь к музыке, хотелось бы процетировать Уильяма Шекспира: «Если музыка - пища любви, играйте её!»
Аргументы и факты-Кыргызстан, №16, 2015 год
Комментарии