В минувшую пятницу, 8 мая, в Москве на заседании Высшего Евразийского экономического союза был подписан ряд документов, связанный с долгожданным вхождением Киргизии в Евразийский экономический союз. Согласно им, с 29 мая республика станет полноценным членом объединения, сможет обеспечить свою экономическую безопасность и относительную независимость, наладить собственные производства, её граждане получат новые хорошо оплачиваемые рабочие места .
Казалось бы, целесообразность подобного шага очевидна. Но насколько выгодно вступление в ЕАЭС Киргизии другим странам-участницам – России, Белоруссии, Казахстану, Армении? И с какими крупными проблемами столкнётся сама Киргизия, войдя в очередной экономический союз? Попробуем разобраться.
Ближайший сосед республики - Казахстан. Страна оказывает Киргизии значительную поддержку в интеграционных процессах. В частности, для поддержки соседней республики из казны РК выделено 100 миллионов долларов США, которые пойдут на усиление таможенных постов, установление лабораторий для проверки продукции на соответствие нормам, и другие нужды. Но экономически этот шаг Казахстану не выгоден. Во-первых, увеличится поток контрабандистов с киргизско-китайского участка границы. Возникнет риск проникновения террористов на казахскую территорию через слабо охраняемую киргизско-таджикскую и киргизско-узбекскую границы. Во-вторых, придётся отказаться от периодически вводимых экономических санкций в адрес Киргизии по мясомолочной продукции, которая составляет достойную и весомую конкуренцию казахским фермерам. Есть и другие недостатки присоединения. Ещё в середине 2014 года казахстанский политолог, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов заявил о том, что самым оптимальным вариантом было бы, чтобы республика вообще никогда не вступала в ТС и ЕАЭС.
- Для Казахстана это большая проблема, которую непонятно как решать. На мой взгляд, оптимально будет, чтобы Кыргызстан в ТС не вступал никогда. Что для этого нужно? Необходимо продолжать настаивать на выполнении первоначально озвученных требований - построить бесплатно несколько заводов, сделать «Дордой» свободной экономической зоной, требовать гранты на 1,5 миллиардов долларов. Ну и, разумеется, не выполнить «дорожную карту». Последствия от присоединения Кыргызстана к ТС для Казахстана - это усиление конкуренции на рынке труда, увеличение преступности, проникновение контрабанды. Кыргызстан, как рынок для товаров, довольно маленький и особенных прибылей Казахстану не даст, - отмечал он на онлайн-пресс конференции с читателями ресурса «StanRadar.com» .
Однако к мнению политолога и его соратников официальная Астана не прислушалась.
Россия - самый заинтересованный во вступлении Киргизии в объединения игрок. Она заплатила за это недёшево. Так, в 2009 году Россия выделила Киргизии кредиты на сумму около двух миллиардов долларов и безвозмездный грант - 150 миллионов. А в 2012 году был списан долг Киргизии перед Россией в размере почти 500 миллионов долларов, после чего и было принято решение о продолжении пребывания на территории российской базы в Канте и выводе американского контингента с ЦТП «Манас». Взамен Россия усиливает своё присутствие на границах с Китаем и Таджикистаном. Таким образом, можно будет взять под контроль наркотрафик из Афганистана, идущий через Таджикистан, и остановить китайскую экономическую и социокультурную экспансию. Однако за это придётся платить. На модернизацию четырёх таможенных пунктов до 7 мая Москвой уже было выделено 1, 5 млрд. долларов США - сумма, равная примерно четверти ВВП Киргизии за год. Кроме того, Россия - самый финансово обеспеченный член ЕАЭС, потому наибольшая нагрузка в помощи интеграции Киргизии уже после подписания документов ляжет именно на российский бюджет. Киргизия станет вторым Северным Кавказом: дотационным и нестабильным регионом. Подобный сценарий развития событий предполагает и киргизский политолог Марс Сариев.
- К весне-осени 2016 года люди поймут, что бизнес в России носит такой же хищнический характер, как и во всём мире. Поэтому, чтобы избежать социальных проблем, России придется дотировать КР до тех пор, пока у нас не начнёт развиваться собственный бизнес. Она будет вынуждена содержать республику, точно так же, как содержит Северный Кавказ, чтобы избежать масштабного социального взрыва, вызванного резким ухудшением экономического положения граждан, - отметил он на недавнем круглом столе «За полшага до вступления в ЕАЭС: с чем Кыргызстан пришел к важному этапу интеграции?» . - Наши бизнесмены не предприниматели. Им придётся тяжело, соответственно у олигархов появляется почва для националистических выступлений как раз к 2016 году. Это трагическая для нас дата, на подобных исторических событиях уже сыграли на Украине. Противники ждут, что пройдёт год и начнётся отрезвление. Нужно все это предусмотреть. Важную роль в этом вопросе должна сыграть Россия.
У Белоруссии - свои причины не желать пополнения рядов ЕАЭС и ТС. Они связаны с требованиями руководства республики и правоохранительных органов экстрадировать семью экс-президента Курманбека Бакиева, попросившего политического убежища после событий апреля 2010 года . Глава государства Александр Лукашенко ежегодно оставляет без ответа требования о выдаче брата экс-президента - Жаныбека Бакиева, обвиняемого в различных преступлениях. Отношения между республиками значительно накалились в связи с убийством в Минске в феврале 2015 года находящегося в международном розыске криминального авторитета Алмамбета Анапияева. Но даже после официального заявления главы государства Алмазбека Атамбаева, распространённого пресс-службой, где он открыто обвинил в убийстве Жаныбека Бакиева, экстрадиция не была совершена.
Кроме Киргизии, экономический союз в 2015 году пополнила ещё одна страна. Со 2 января 2015 года в интеграционное пространство России, Белоруссии и Казахстана вошла Армения. Но полноправное членство и использование всех его привилегий ей пока не грозят, к чему не мешало бы присмотреться и Киргизии. Во-первых, до конца 2015 года, пока не закончится срок полномочий действующих членов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Армения будет представлена в исполнительных органах в урезанном составе. Во-вторых, существуют вопросы, которые Армения хотела бы решить со странами союза. Например, с той же Россией о поставке в Азербайджан оружия, ведь, согласно заявлению главы государства Сержа Саргсяна, «армянский солдат на границе понимает - его пытаются уничтожить именно этим оружием». Однако переговоры по спорным вопросам никак могут начаться. На часть мероприятий, проходящих с участием лидеров стран-участниц объединения, армянский президент просто не приглашается. В частности, Саргсяна не оказалось на встрече глав государств-членов ЕАЭС, прошедшей 20 марта в Астане. Согласно официальному заявлению для СМИ пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова , встречу в Астане не стоило расценивать как саммит ЕАЭС и обсуждаться на повестке дня должны были исключительно отношения между тремя государствами, двусторонние связи и региональные проблемы. Для всего остального существуют заседания Высшего Евразийского экономического совета. Однако фактически были затронуты не только трёхсторонние отношения между странами, но и глобальные вопросы: преодоление кризиса в экономиках стран-участниц объединения, торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, а так же озвучена возможность формирования единого валютного союза. Армянский лидер тоже смог бы принять участие в части обсуждений, однако приглашён не был, чем не замедлила воспользоваться армянская оппозиция, дав резкую негативную оценку действиям стран - «старожилов».
- Для лидеров России, Беларуси и Казахстана Сержа Саргсяна не существует, - секретарь фракции оппозиционной партии «Армянский национальный конгресс» Арам Манукян. - Наше руководство говорит, что три лидера обсуждали внутренние проблемы, а у Армении нет проблем ни с одной из стран ЕАЭС. Но не может быть проблем, скажем, между Россией и Беларусью, которые бы не касались нас.
Тем не менее, Саргсян посетил первый саммит ЕАЭС. Правда, оппозиция республики осталась недовольна итогами визита, полагая, что организация оказывает их стране недостаточную помощь и поддержку. Что можно расценивать как доминирование более влиятельных членов объединения, и игнорирование интересов Армении как недостаточно весомого участника.
Вступление же Киргизии в ЕАЭС мало затрагивает Армению, исключая вопрос с распределяемыми таможенными пошлинами от ввоза товаров на территорию ЕАЭС. Доля Армении оказалась несколько меньше рассчитываемой изначально - всего 1,13 процента. Притом доля Белоруссии сократилась с 4,7 до 4,65 процентов, Казахстана - с 7,3 до 7,25 процента, России - с 88 до 86,97 процента. При вступлении в объединение Киргизии доля Армении станет ещё меньше. На базе статистических данных ООН по торговле товарами «Комтрейд ООН» за два года эксперты Национального института стратегических исследований провели подсчёты нормативов распределения ввозных таможенных пошлин. На долю Армении приходится 1,1%, Киргизии - 1,9%, Беларуси – 4, 70 %, Казахстана – 7, 33 %, России – 87, 97 %. Однако стоит отметить, что если бы расчёт нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин производили только на основании статистических данных Национального статистического комитета КР, то доля КР и поступления в бюджет были бы меньше, а значит, теоретически на Армении вступление республики практически никак не повлияет.
О том, что членство в ЕАЭС - не манна небесная, и что положительных результатов интеграции придётся ждать достаточно долго, в отличии от той же Армении, в Киргизии понимают. В республике существует объединение, ведущее борьбу против вступления Киргизии в ТС и ЕАЭС. «Кыргызстан против Таможенного союза» появился практические сразу после озвучивания окончательного решения главы республики о вхождении в объединения. Активисты в течение двух лет ведут в социальной сети «Facebook» страницу, где публикуют статьи, которые призваны донести до граждан КР то, что от интеграции стоит ожидать не только радужных надежд и обогащения населения. Безусловно, есть среди противников ТС и ЕАЭС и откровенные националисты, и прозападно настроенные граждане, но их объединяет вполне благородное желание снять розовые очки с глаз киргистанцев, и продемонстрировать, что в членстве в ЕАЭС и ТС будет и множество минусов.
Первый - рост цен на товары, импортируемые из третьих стран, фактически являющийся негласным запретом на реэкспорт. А Киргизия, благодаря своему географическому расположению, жила на реэкспорте товаров из Китая и Турции среднего и низкого качества более двадцати лет. На самом большом центральноазиатском рынке «Дордой», вошедшем в десятку крупнейших торговых комплексов мира и на множествах мини-рынков и базарчиков сформировался целый класс предпринимателей - перекупщиков и реализаторов, работающих на них. Благодаря правилам союза, китайский и не только реэкспорт, на котором они кормились, проводя по подсчётам зарубежных аналитиков, перепродажу на 10 миллиардов долларов США в год, может сократиться. Причина - в расценках: крупнейшие импортёры в республику вынуждены будут считаться с новой ставкой таможенной пошлины по весу товара, а не по его стоимости. И до того, как на базе крупнейших рынков, возможно, появится зона свободной торговли, произойдёт уменьшение занятости киргизстанцев в оптовой торговле, рост безработицы, и сокращение количества поступлений в бюджет. Этот вариант событий прогнозировала в своём исследовании «Социальные аспекты вступления Кыргызстана в Таможенный Союз» и заместитель директора Национального института стратегических исследований Чинара Эсенгул.
Однако существует и альтернативный вариант, гораздо менее болезненный для предпринимателей. Экс-лидер НОД, оппозиционер Равшан Жээнбеков в марте 2015 года предложил свой путь выхода из государственного кризиса – программу «Прагматичность и терпимость». В ближайшие несколько лет её реализация поможет увеличить ВВП страны, снизить инфляцию, уровень безработицы, сформировать независимый кредитный рейтинг республики, увеличить объём экспорта и поднять позицию республики в мировых рейтингах. Она будет происходить за счёт выделения донорскими странами и организациями, в частности, Всемирным банком и Международным валютным фондом, кредитов и грантов в виде траншей по механизму стэнд-бай в зависимости от процесса реформирования. Киргизстанцы получат рабочие места в качестве эмигрантов в Европе и США – 100 тысяч человек в год могут быть заняты в сфере сельского хозяйства, услуг и строительства. Обещают составители программы так же сократить расходы на содержание президента, аппарата правительства и депутатов Жогорку Кенеша в три раза. Уменьшить административное давление на бизнес, провести реформы в МВД по европейскому образцу и открыть Институт изучения ислама в республике, а так же обеспечить защиту иностранных инвесторов, столь необходимую, как показала история с «Кумтором».
Следующая проблема - слабость аграрного сектора: несоответствие качества и продуктов, вырабатываемых в Киргизии, техрегламентам и требованиям объединения. Перемены в аграрном секторе в виде наращивания оборотов предприятий по переработке фруктов и овощей, увеличения посевных площадей и рынка сбыта экологической продукции - один из крупных козырей вступления в объединения. Но то, что аграрный сектор ещё не готов к переменам в виде вступления в ЕАЭС – признают и сами фермеры, и чиновники. Проблем достаточно: от нехватки удобрений и поливной воды до отсутствия системы стратегического планирования и прогнозирования, подготовленных аналитиков и экспертов, способных спрогнозировать процессы в отрасли сельского хозяйства и вести работу с населением о целесообразности выращивания в том или ином регионе республики определённых сельскохозяйственных культур или пород скота. А первые плоды работы Национальной стратегии устойчивого развития с 2013 по 2017 годы, направленной на ликвидацию этих недостатков, будут видны только через несколько лет.
Ещё одна опасность - своего рода «внешнее управление»: наднациональная политика организации, требующая, согласно многочисленным приложениям к Договору о ЕАЭС, ряда единых экономических, валютных, финансовых, агропромышленных, промышленных и прочих реформ и информационного взаимодействия между странами. Многим она напоминает СССР, и вызывает мысли о потере республикой суверенитета, который останется только на бумаге.
- Вступление Киргизии в ЕАЭС можно приравнять к утрате независимости. Это потеря суверенитета, и с каждым днем это становится все более очевидно. Доминирующей страной будет, конечно, Россия, - предполагает общественный деятель, экс-глава Министерства экономического регулирования Эмиль Уметалиев.
Аналогичного мнения придерживается не только приличное количество местных общественных деятелей и экспертов, но даже и глава Узбекистана Ислам Каримов . Под «утратой независимости» в случае Киргизии понимается не столько утрата целостности государства и перехода его на внешнее управление, сколько возможное создание определённой единой идеологии и следующее за ним сведение к нулю демократических достижений, наработанных многочисленными НПО республики за многие годы и полное отсутствие диалога о целесообразности интеграции с народом.
Не были просчитаны до конца и экономические риски, которые теоретически могут привести к дестабилизации обстановки извне и народным возмущениям, перерастающим в очередную революцию. В связи с этой непродуманностью шага в сторону интеграции в минувшем году глава партнёрской группы «Прецедент» Нурбек Токтакунов даже подавал в суд на правительство республики, полагая подписание «дорожной карты» незаконным. Суд он проиграл.
Этот же неблагоприятный исход событий предвидит и Национальный институт стратегических исследований республики. При проведении SWOT- анализа присоединения/неприсоединения Киргизии к Таможенному союзу специалисты высчитали наиболее вероятные угрозы для республики, в случае, если интеграция пойдёт не по идеальному и прописанному, озвученному много раз сценарию. Анализу подверглись три ключевых параметра : безопасность , экономическое и социально-культурное развитие Киргизии.
- Из-за излишне быстрого, неподготовленного и непродуманного вступления в ТС, а также в случае медленного реагирования государственных органов на ухудшение ситуации, могут возникнуть разрушительные социальные конфликты, произойдёт дестабилизация политической и экономической ситуации, - говорится в части документа, посвящённой анализу экономических показателей в случае присоединения/неприсоединения к объединению. - Из-за недостаточного проведения мер по борьбе с коррупцией, слабости институтов, негативного влияния политической нестабильности правительство не сможет провести модернизацию экономики и обеспечить высокие темпы роста. Недостатки в системе управления могут быть использованы для реализации сценариев дестабилизации ситуации в КР внешними игроками. Внешние силы, учитывая стратегическое местоположение КР, реализуя свои геополитические стратегии, используя отдельные внутренние конфликты, осуществляют меры по ослаблению КР, чтобы не допустить достижение КР своих целей в развитии экономики. Для этого могут быть использованы различные клановые и региональные интересы отдельных групп политиков, а также бизнес-структур, в том числе иностранных. В этих же целях могут быть задействованы последствия возникающих пограничных конфликтов и обострение межстрановых противоречий с соседними странами (например, Таджикистан, Узбекистан).
Одним словом, минусов для Киргизии в ЕАЭС едва ли не больше, чем плюсов. И уже очевидно, как отразятся интеграционные процессы, геополитически выгодные властям республик, на жизни простого киргизстанца. Тем не менее, Киргизия своего мнения не изменила даже после отставки кабмина. Документы уже подписаны, и республика с конца мая станет пятым колесом в возу Таможенного союза и ЕАЭС.
Материалы по теме: Киргизия в ТС: сплошные плюсы
Комментарии