У всех видов транспорта в городе есть собственная инфраструктура: для автомобилистов - проезжая часть дорог и парковки, для пешеходов - тротуары и переходы, у общественного транспорта - городская трасса и остановки. И только велосипедистам передвигаться по городу весьма трудно.
Ежегодно с наступлением тепла поездки в автобусах, троллейбусах, маршрутках и личном авто превращаются для горожан и гостей столицы в настоящую пытку. Именно в это время жители мегаполиса пересаживаются на экологичный вид транспорта - велосипед.
За последние несколько лет велосипедное движение стало частью общего движения. Люди реализуют потребность в перемещении разными способами: в Бишкеке всё больше горожан пересаживаются на двухколёсный транспорт. Точки проката появились не только в спортивных магазинах, но и в излюбленных местах отдыха горожан - на Южных воротах, на площади Ала-Тоо и бульварах. Аренда обходится от 100 сомов в час до 700 в день. Цены на приобретение велосипедов варьируются в среднем от 200 долларов США за китайскую или корейскую модель на форумах и рынках столицы. Приобретение же необходимой экипировки и более качественного транспортного средства в специализированном магазине обойдётся в более чем 500 долларов. Но на покупку велосипеда решаются не все граждане из тех, кто мог бы себе это позволить. Причины очевидны: нет ровных дорог, как в Европе, охраняемых велопарковок, а главное - возможностей ездить по правилам ПДД, потому что велодорожки в городе отсутствуют. К тому же, нередко велосипедисты становятся жертвами нарушителей-автомобилистов. Случаев ДТП с летальным исходом практически нет, однако ремонт покорёженного «вела» и лечение его хозяина оплачивать виновники аварии не торопятся.
Как же навести порядок на столичных дорогах, и обеспечить приемлемые условия для велосипедистов? Решение этой и других насущных проблем пытаются найти представители НКО «Городские инициативы» на встречах под названием «Городские разговоры», куда приглашаются не только все желающие изменить жизнь к лучшему бишкекчане, но и представители мэрии и госструктур, способные разрешить наболевшие вопросы. Первое заседание под названием «Велотранспорт - спасение для Бишкека?» посетили представители Агентства развития столицы, неправительственных организаций, ДПС МВД КР, велолюбители. Многие из желающих принять участие в мероприятии приехали на авто или пришли пешком - пробраться в час пик к месту встречи на велосипеде было достаточно рискованно.
Ключевая проблема - в увеличившемся количестве машин, которым и без велосипедов тесно на дорогах, что с прискорбием констатируют сотрудники ДПС. Сами велосипедисты считают: несмотря на это, можно выделить на дорогах для их нужд специальную полосу. Предлагали и другие варианты решения проблемы. Например, приспособить уличную дорожную сеть под велосипедистов или создать отдельные велодорожки. А чтобы на них не парковались автолюбители, отгородить их бортиками. Закрыть части городских улиц для проезда автомашин, и организовать для бишкекчан и гостей столицы возможность гулять и ездить на велосипедах, роликах и самокатах по центру города по выходным.
Со стороны мэрии на встрече присутствовал Азамат УСУБАЛИЕВ, глава Агентства развития города Бишкек. Выслушав негодующих велосипедистов и рациональные предложения, он высказал позицию властей мегаполиса.
- В нашем городе серьёзные перспективы для того, чтобы использовать велосипедный транспорт. В Голландии, если я не ошибаюсь, 30% пассажирских перевозок на небольшие расстояния происходят на велотранспорте. Даже для мелких грузов используют. Наш город расположен очень компактно, езда на велосипедах по логике должна быть популярной. Но нет условий для того, чтобы велосипеды стали массовым видом транспорта. Значит, экономически и по другим причинам выгоднее использовать другие средства передвижения, - отметил чиновник. - Однако мы прилагаем усилия для развития города в этом направлении. При помощи наших друзей из ОО «Велосообщество» проложили маршрут, который начинается в 12-м микрорайоне и заканчивается на старой площади без использования специального дорожного полотна. Для этого мы использовали газон на бульваре Дзержинского, проложив особую сетку для велодорожек.
Кроме того, по словам чиновника, в ближайшее время могут появиться и перехватывающие велопарковки. Цель создания такого паркинга - соединить существующую транспортную сеть с велосипедным движением: можно будет пересаживаться с велосипеда на общественный транспорт, оставляя «двухколёсного» под охраной, и наоборот. В данный момент проект находится на рассмотрении Управления муниципальной собственности при мэрии города Бишкек.
- Для повседневной езды подходит «городской велосипед» (city bike). Конструкция защитит от грязи, колеса большого диаметра на тонкой асфальтной резине в сочетании с 24-мя передачами дадут необходимую скорость при меньших затратах энергии;
- Велосипеду необходимо освещение: передний фонарь - белый, задний - красный. Водители видят этот свет в зеркала заднего вида, пешеходы – издалека. Так же необходима экипировка: шлем, перчатки, ночью - светоотражающий жилет.
- На дороге включайте все органы чувств. Никогда не слушайте наушники, не надевайте слишком темные очки, одежду, которая мешает крутить головой. Подобно автомобилистам развивайте боковое зрение. Полезно будет и «затылочное».
- Необходимо поддерживать велосипед в технически исправном состоянии, регулярно смазывать цепь. Техническое обслуживание могут провести в веломастерских.
Руслан КАРАБУКАЕВ, со-основатель службы Namba Taxi: - Что такое автомобильный транспорт для Кыргызстана? Во-первых, это один миллиард долларов в год, который мы тратим на покупку бензина. В расчёте на 400 тысяч зарегистрированных машин в городе - это 4 миллиарда долларов, которые ушли на поддержку автопрома других стран. Автомобиль в масштабах республики - это дорого, накладно, грязно. Плюс наша страна не производит нефть и керосин. Выходит, Кыргызстан, получая деньги от мигрантов, от «Кумтора» и прочих предприятий, и большую часть вынужден тратить на ГСМ. Если бы все ездили на велосипедах, троллейбусах, автобусах, то эти средства пошли бы на образование, медицину, путешествия. Во-вторых, страдает экология. Наш город расположен, как и Тегеран, Улан-Батор, Алматы в такой зоне, что рядом нет бассейна воды, который бы очищал воздух, как например в Сан-Франциско и других городах. Мы интенсивно двигаемся в сторону предельной автомобилизации. С каждым годом в связи с загрязнением воздуха растёт заболеваемость аллергией и астмой. Так, 90% детей в Алматы уже страдают от этих недугов. Недавнее исследование ВОЗ говорит о том, что существует так же прямая зависимость между ростом числа онкологических заболеваний и загрязнением воздуха. В-третьих, не обеспечивается безопасность населения. Кыргызстан уже несколько лет в числе мировых лидеров по смертности в результате ДТП.
Почему у нас всё же так популярно иметь личное авто? Потому, что у нас нет достаточного количества общественного транспорта, который был бы доступен для большинства населения и действительно удобен. Если у нас в городе будет 600-700 тысяч машин, то при таком положении дел через три-четыре года мы будем из одного конца города в другой добираться в течение суток. Город встанет в пробках, как Москва.
Понимаю, что на велодорожки денег в бюджете не хватает, но можно было бы сделать часть улиц, например, Панфилова и Токтогула свободными от автомобильного транспорта. Разрешить на них ездить только машинам скорой помощи, общественному транспорту и велосипедистам.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №23, 2015 год
Комментарии