В столичном кинотеатре «Манас» презентовали киноновинку от республиканских мастеров кинопродукции в формате закрытого показа. Романтическую комедию молодого режиссёра Анастасии Тынаевой «ЖЫзнь DRIVE» можно будет увидеть уже в марте.
СКВОЗЬ ВЕКА
Сюжет ленты крутится вокруг проблем, во все века мешающих построить своё счастье влюблённым: разного социального положения и общественного мнения по этому поводу. Несмотря на глобализацию, своеобразная «система каст» характерна практически для всего мира: при выборе будущего зятя или невестки родители зачастую руководствуются не человеческими качествами кандидатур, а их статусом и наличием богатых родственников. Возвращающийся к традициям предков Кыргызстан - в этом плане не исключение. Поэтому, когда главная героиня ленты - Даяна, избалованная дочка политика и бизнесмена (Нуриза Маликова), и юноша Санжар (Данил Шестаков), воспитанный одной лишь бабушкой, работающий на СТО, полюбили друг друга, все говорили им: совместного будущего просто не может быть! Тем более в Бишкеке, где успешность и состоятельность измеряются деньгами и автомашинами, отец девушки никогда не потерпит рядом зятя из бедной семьи. Да ещё и накажет, чтобы тот и думать о красавице забыл! Самое печальное, что молодые люди, всё дольше скрывая отношения, начинают уже прислушиваться к общественному «голосу разума». Но всё меняется, когда пара сталкивается с неожиданными испытаниями, вынуждающими их бежать из города. Преодолевая самостоятельно свалившиеся на их голову проблемы, влюблённые смогут проверить свои чувства в горе и радости… Парочку ждёт множество приключений, а также открывшаяся возможность враз разрешить все свои проблемы. Но вот как они ей воспользуются? Вопрос останется открытым и заставит задуматься зрителей.
ВСЁ ПРОСТО…
Лента могла бы и не появиться, если бы не фотоснимки, оставшиеся после работы над проектами в студии медиа-продакшна PROCreat-company.
- «ЖЫзнь DRIVE» - это мой 5-й кинофильм как режиссёра и, наверное, 29-й как монтажёра. Идея возникла совершенно спонтанно, когда мы с моей помощницей Наргизой перебирали бумаги на студии. В руки к нам попала фотография Бонивура Ишемкулова, оставшаяся с прошлого проекта, и Наргиза сказала, что он похож на мафиози, - поделилась с «АиФ» Анастасия ТЫНАЕВА, режиссёр проекта. - И тут пошло-поехало… Начали наращивать историю. В итоге появился сценарий, который мы отправили знакомым сценаристам за рубеж для корректировки. Спустя месяц он был готов! Кастинг проводился лишь на второстепенные роли, так как ребята, принимавшие участие в съёмках в предыдущих наших проектах, сразу легли на образы главных героев. А Нуриза Маликова (Даяна) попала к нам через конкурс красоты республиканского масштаба. Мы выбрали её из сотни участниц и предложили роль в кино.
НЕМОЕ КИНО
Однако не всё оказалось так легко. Помимо съёмок в любое время дня и ночи группу кинотворцов ожидал неожиданный «сюрприз».
- Съёмки шли три месяца. Трудности, конечно, были, как и при работе над любой кинокартиной. Но в нашем случае нас очень подвёл наш звукорежиссёр Тилек, которого мы не стали даже в титры включать. Хотя во время съёмок этот человек был центром съёмочной площадки, - вспоминает с грустью Анастасия. - Кричал на своих помощников, учил актёров играть, а режиссёра - снимать... В общем, смеялись все, решив, что до этого он работал с Тимуром Бекмамбетовым. После уже готовый фильм целый месяц пролежал у него на столе, и в итоге - прямо перед премьерой, скажем так, за неделю, Тилек признаётся мне, что звука в киноленте не будет, он просто не умеет и не знает как что делается... Это был переход из курьёзной в проблемную ситуацию! Благо, в мире кино в КР очень тесные связи, и нам помогли знакомые ребята... А Тилек так и не понял, что он нас очень сильно подвёл!
ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ!
- Картина получилась позитивная и красочная, а в нашей жизни сейчас очень не хватает добра и ярких красок. Я уверена - «ЖЫзнь DRIVE» понравится нашему зрителю!
Кстати, судя по отзывам в соцсетях посетителей закрытого показа, лента была признана зрителем. Остальным же кыргызстанцам, не попавшим на первое знакомство с кинокартиной, можно будет оценить её уже совсем скоро.
КЫРГЫЗСТАН - СТРАНА КИНО?
КЫРГЫЗСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ МОЖЕТ СТАТЬ ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКОЙ РЕСПУБЛИКИ НАРЯДУ С ТУРИЗМОМ.
«ЖЫзнь DRIVE» - далеко не единственный фильм из снятых за последнее время в республике. Их качество далеко не всегда дотягивает до голливудского, но кыргызстанцам интересны отечественные фильмы.
Об этом свидетельствует и открытие зала исключительно республиканского кино в самой популярной сети кинотеатров, и обилие пиратских копий кинолент made in KG в розницу на развалах и в Интернете. Успешно покоряют фильмы и сердца зарубежных критиков - за последние годы на счету кыргызстанских кинематографистов несколько значительных прорывов на мировых фестивалях.
Можно ли сказать, что «феномен кыргызского кино» прошлого века получил достойное продолжение? Смогут ли при должном подходе ленты отечественных кинематографистов составить конкуренцию зарубежным картинам? Могут ли фильмы о национальной истории, культуре или современной жизни кыргызстанцев вытеснить голливудскую продукцию, как это происходит в Якутии и Чеченской Республике? С этими вопросами «АиФ» обратился к Эрнесту АБДЫЖАПАРОВУ, кинорежиссёру, сценаристу и продюсеру.
- Чтобы разобраться в феномене современного кыргызского кинематографа, сначала надо определиться, что он из себя представляет. Лично я делю кино на четыре категории: хорошее, необычное, интересное и плохое. Плохое кино не смотрят зрители и не приглашают на фестивали. Интересное кино смотрят зрители, но картина не участвует в фестивальном показе. С необычным кино всё происходит наоборот - людям оно не интересно, а на конкурс картину везут. А вот с хорошим кино случается и то, и другое. Так вот, современное кыргызское кино на 50% - плохое, на 40% - интересное и только 10% делят пополам необычное и хорошее.
Это замечательный показатель по сравнению с другими республиками бывшего СССР, где практически не ходят на отечественные фильмы зрители, и всё реже и реже появляются на престижных фестивалях картины из этих стран. У нас же с 2011 года снимаются по 30-40 фильмов в год, в 2014-2015 году 5 отечественных кинолент сделали мировые премьеры на кинофестивалях группы А и получили 4 приза ( «Курманжан датка», «Такси и телефон», «Коч», «Небесное кочевье»). Речь идёт о кинофестивалях самого высокого ранга. Для сравнения: в Киргизской ССР снималось 2,5 фильма в год и приза удостоилась лишь одна картина в группе А («Потомок белого барса» Океева в 1985 году на Берлинском МКФ). В 90-е и нулевые годы снимался всего лишь один фильм в течение трёх лет.
Уже на протяжении 4 лет, так называемая «восьмёрка» - инициативная группа - разрабатывает мероприятия, которые могли бы повлиять на консолидацию всех возможных сил ради выхода кыргызского кино на самые передовые орбиты мирового кинематографа, как на индустриальном, так и на фестивальном поприще. Мы уже создали условия для проката кыргызских фильмов, как альтернативу голливудской продукции. Учредили Национальную премию «Ак Илбирс», чтобы мотивировать молодых на создание истинных произведений искусства. Не последнюю роль сыграло и систематическое обучение начинающих кинематографистов в различных частных киношколах, курсах и мастер-классах. На базе «Айтыш-фильма» ежегодно проводится международный кинофестиваль «Кыргызстан - страна короткометражных фильмов» и на постоянной основе проходят несколько фестивалей местного значения, рассчитанных именно на короткие метры, где могут себя проявить молодые кинематографисты.
Сейчас один из членов «восьмёрки», Алтынбек Максутов, стал министром культуры КР, Садык Шер -Нияз, став депутатом, возглавил комитет ЖК, курирующий культуру. А это значит, что в 2016 году, который президент объявил Годом истории и культуры, грядут настоящие реформы на законодательном и правительственном уровне, что позволит по-настоящему объединить усилия деятелей культуры и государства в достижении уникальной стратегической цели - превратить Кыргызстан в мировую державу культуры, где локомотивом станет кинематограф. Главное - не потерять этот курс единения всего и вся.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №9, 2016 год
Комментарии