Не успела городская общественность успокоиться по поводу возможного сноса домов и офисов в центре города, как появился новый повод для возмущения. Стало известно, что Ботанический сад имени Э.З.Гареева, всю территорию которого активисты-экологи и горожане-волонтёры готовят к открытию в сентябре, очищая её и благоустраивая, оказался под угрозой. На этот раз со стороны столичной мэрии. Оттуда в аппарат правительства поступил проект постановления, согласно которому необходимо сократить площадь обоих зон ботсада - территории цветочно-декоративных растений и дендрария-заповедника - на 523 метра в пользу города. При этом городские чиновники умалчивают, что разрушится не только ирригационная система и коммуникации, но и подлежат вырубке 227 экземпляров коллекции из 18 видов деревьев и кустарников, пострадают и сектора растений Европы, Азии, Дальнего Востока одного из крупнейших ботсадов СНГ. Насколько уместно и законно подобное предложение, разбиралась корреспондент «АиФ».
Вопрос решён?
Если обратиться к документам, то на подобный шаг в муниципалитете не имеют права. С 1999 года дендрарий-заповедник отнесён к категории памятников истории, культуры и архитектуры и находится под охраной государства на основании закона КР «Об охране и использовании историко-культурного наследия» №91 от 26 июня 1999 года, и закона «Об особо охраняемых природных территориях» №18 от 3 мая 2011 года, соответственно земля на обеих территориях неприкосновенная. Кроме того, по действующей редакции Конституции КР природные ресурсы КР, к которым можно отнести и «зелёные зоны», подлежат сохранению их экосистем (статья 12), а каждый гражданин республики должен бережно относиться к экосреде и требовать возмещение вреда здоровью и экологии от нарушителей порядка (статья 48). Но, несмотря на это, в 2013 году было проведено первое изъятие земель у ботсада имени Гареева. Тогда реконструировалась улица Токомбаева в 12-м микрорайоне. Она и в этом году в списке расширяемых и реконструируемых - значит, ботсад потеряет ещё часть «верхней» территории.
- Согласно Орхусской Конвенции, сторонником которой стал и Кыргызстан, все действия, направленные на воздействие на окружающую среду, должны сопровождаться информированием общественности и привлечением её к принятию решений по такого рода инициативам. Горожане имеют непосредственное право участвовать в процессе принятия решений по данному постановлению, при этом ни общественных слушаний, ни оценки воздействия проекта строительства дороги на окружающую среду не проводилось. Так для кого строят дорогу? Учитываются ли интересы горожан при этом? Чьи интересы продвигаются? - возмущается директор ботсада имени Э.Гареева Медет АХМАТОВ. - И это уже не первый случай, когда транспортную сеть расширяют за счёт территорий зелёных насаждений. Некогда зелёный город Фрунзе, имеющий на одного жителя 23 кв.м. зелени, на сегодня, по подсчётам экспертов - менее 5. При этом по СНиПам необходимая площадь зелени для наших горожан должна составлять не менее 21 квадратного метра. Такое количество зелени необходимо нашему городу, чтобы поддерживать уникальный микроклимат, который создают зелёные насаждения. Микроклимат формирует благоприятную температуру и влажность в городе, защищая горожан от шумового, пылевого и химического загрязнений.
По словам Ахматова, «наезд» связан не с расширением магистралей, а с тем, что территория его находится в центре города и её изъятие будет осуществлено в пользу конкретного застройщика, а не ради магистрали.
Отчуждение в пользу дороги…
На вопросы журналистов в городской мэрии отвечают уклончиво, меняя формулировку с «вырубки» и «ликвидации» на «перенос забора».
- Никакого изъятия участка Ботанического сада не будет. Мы просто намерены подвинуть забор. Ширина дороги в целом должна составлять 15 метров. Чтобы максимально сохранить территорию Ботсада, на этом участке мы даже уменьшим тротуары. Стандарт для тротуаров, к примеру, составляет три метра, а здесь хотим сделать 2,25. Дорога будет четырёхполосная, - говорит Гуля АЛМАМБЕТОВА, руководитель пресс-службы мэрии Бишкека. - Ширина забора составит со стороны улицы Медерова 17 метров, со стороны улицы Горького (южная сторона) - 15 метров, со стороны улицы Горького (северная сторона) - 11 метров, со стороны улицы Кулатова - 9 метров. Речь идёт о том, чтобы передвинуть забор. В Академии наук, которой принадлежит Ботсад, сказали, что у них нет денег на то, чтобы убрать забор самим. Мы пошли навстречу, взяли на себя все расходы по сносу и постройке нового забора, по восстановлению дорожного полотна. А зелёный массив ботсада никто никогда не собирается трогать. Мы готовы помочь с пересадкой деревьев и приобретением новых саженцев. Поймите, в столице жуткий транспортный коллапс: между проспектом Мира и Советской нет ни одной улицы, пробивающей Южную магистраль до севера. Пробки будут расти, и чтобы решить вопрос, мы и предложили эту концепцию.
Пока проект находится на стадии обсуждения. Документ должен пройти согласование в профильных министерствах и ведомствах, в том числе свой вердикт должны вынести Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, Министерство транспорта, Санэпиднадзор, Госэкотехинспекция, Министерство внутренних дел и Национальная академия наук.
… или нечистых на руку бизнесменов?
Однако в случае реальной заинтересованности в освобождаемом участке земли крупного застройщика исход его можно предсказать. Он впишется в нехорошую тенденцию отчуждения лесопарковых земель, захлестнувших столицу в последние годы. Из крупных парков в Бишкеке остались всего четыре: Молодёжный, имени Ататюрка, имени Фучика и Карагачёвая роща - последние три потеряли порядка половины территории из-за незаконных застройщиков. Страдают благодаря чиновникам и бизнесменам и более мелкие зоны с зелёными насаждениями - например, Дубовый парк. С ведения Бишкекглавархитектуры было дано возмутившее горожан разрешение на вырубку деревьев и строительство летнего кафе, о котором уже писал «АиФ». Однако сейчас все жители и гости столицы могут лицезреть вместо летнего кафе с прилегающими отремонтированными общественными туалетами…фешенебельный ресторан «Фрунзе», и близко его не напоминающий. На своей странице в соцсети их SMM-специалисты гордо сообщают о стоимости заведения - 6 миллионов долларов. Но скромно не делятся информацией о том, кому принадлежит ресторан и о том, что по сути его местонахождение в парковой зоне незаконно. А бывает, что часть столичной земли с лесопарками вообще отходит неизвестно кому. Например, под застройку были отданы 10 463 гектара земли в парке на пересечении улиц Махатма Ганди (бульвар Молодая Гвардия) и Ленинградской (Баялинова). На месте многолетних деревьев вырос религиозный комплекс с гостиницей и мечетью. Примечательно, что претендентом на землю и осуществителем работ стал благотворительный фонд «Ихсан-Хария», который, по мнению экспертов по безопасности, имеет отнюдь не безупречную репутацию. К слову, именно этот фонд получил землю под мечеть и под бывшим кинотеатром «Иссык-Куль», который советская власть воздвигла на месте православного кладбища. Часть захоронений чудом уцелела тогда, но теперь от них не осталось и следа… Список украденных у города при попустительстве государства квадратных метров зелёных насаждений можно продолжать до бесконечности. И задать самый злободневный вопрос последнего месяца «куда катимся?» мэрии, Бишкекглавархитектуре и представителям бизнес-сообщества.
Ботанический сад имени Э. З. Гареева, принадлежащий НАН КР, был создан в марте 1938 года с помощью архитекторов И.Выходцева и Е.Никитина. На территории в 124 га собрано более 2,5 тысяч видов и форм древесных и кустарниковых растений, более 3,5 тысяч цветочно-декоративных, оранжерейных, травянистых и более 8 тысяч новых форм и сортов плодовых растений. По богатству видов он занимает первое место в ЦА и входит в топ крупнейших ботсадов СНГ, в Международную Ассоциацию Ботанических садов. Кроме того, с 1964 года Ботсад имеет статус НИИ. На его территории работают лаборатории древесных и кустарниковых растений, цветочно-декоративных растений, биологии плодовых растений, физиологии устойчивости растений.
В мировых мегаполисах проблему нехватки пространств для проезда, жилья и отдыха горожан решают радикально, изымая и реформируя старые заброшенные производства, которые нельзя реанимировать. Самым ярким примером может служить промзона «ЗИЛ» в Москве. На территории бывшего заводского комплекса строят дома для более 30 тысяч человек, спорткомплекс, ледовую арену, бассейны, детсад, школу, офисные здания, тематический «Парк легенд», готовят площади под дороги и скверы. В случае, если таковых площадей не имеется, в ход идут система штрафов и ограничения по использованию малоэкологичного транспорта.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №31, 2016 год
Комментарии