воскресенье, 22 декабря 2024
Переменам – быть — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Елена КоротковаRSS

Переменам – быть

Переменам – быть

29 сентября 2016 11:39    Просмотров: 6448

Несмотря на протест со стороны правозащитников, поправки в Основной закон страны все же будут внесены с большой вероятностью – с учетом того, что на выборах и референдумах в республике результаты достаточно предсказуемы и зависят от указа «сверху», несмотря на демократические преобразования.  Уже известно, что референдум обойдется по подсчетам ЦИК бюджету в 67 млн 40 тыс. 200 сомов, причем в сумму не входит покупка «умных урн», отличившихся на прошлых парламентских выборах. Однако подобные траты-ничто по сравнению с перспективами, которые открывают возможность поправок: от ликвидации статуса русского языка как официального до введения запретов на многоженство  и восстановления смертной казни за насилие над детьми и особо тяжкие преступления.

Проект Конституционного закона «О референдуме Кыргызской Республики» был принят 22 сентября во втором чтении без президента КР.  Но отсутствующий по болезни в стране и пребывающий ныне в Москве на лечении глава государства Алмазбек АТАМБАЕВ оказал поддержку документу.

- Выражаю уверенность, что депутаты ЖК дадут возможность народу самому принять решение по поддержанным главой государства поправкам в Конституцию и вынесут данный законопроект на референдум, - цитирует президента пресс-служба правительства. - В истории каждого государства есть моменты, когда надо проявить единство ради будущего своего народа и страны. Уверен, народ и избранный народом ЖК за прошедшие пять лет убедились в том, что у меня не было и нет меркантильных целей, тем более, когда речь идет о государстве и государственной деятельности. Не верю, что кыргызстанцы и депутаты пойдут за провокаторами, поверят в чушь о каком-то стремлении к узурпации власти и желании у Атамбаева оставаться у власти после окончания единственного президентского срока.
Таким образом, ответственность за последний шаг к референдуму была переложена на парламент. К слову, ряд экспертов считает болезнь Атамбаева и его отпуск до 1 октября фальсификацией и попыткой спрятать голову в песок от грядущих политических бурь. В частности, этой точки зрения придерживается Аркадий ДУБНОВ, эксперт по Центральной Азии.
- На мой взгляд, это «дипломатическая» болезнь. Это в его характере. Например, будучи премьером при Курманбеке Бакиеве, Атамбаев несколько раз исчезал из поля зрения, ссылаясь на отравление. Сейчас у него такая ситуация внутри страны, когда ему нужно выйти из публичного пространства, чтобы погасить противостояние с бывшими коллегами по временному правительству, в первую очередь с Розой Отунбаевой, - полагает он. - Думаю, президент не нашел лучшего решения, чем сказаться больным по дороге на Генассамблею ООН, приземлиться в Турции и обеспечить приезд скорой помощи.
 Помимо противостояния с бывшими соратниками – «временщиками», а ныне оппозиционерами, в частности, с лидером «Ата Мекена» Омурбеком Текебаевым,  о котором уже писал «МК», у Атамбаева наблюдается еще один повод для беспокойства и недовольства сограждан. При внешнем госдолге республики более чем в 4 млрд долларов США министр финансов Адылбек Касымалиев на заседании комитета по бюджету и финансам ЖК сообщил, что на II Всемирные игры кочевников из бюджета страны выделили  около 320 млн сомов (4 705  882 доллара США), при том, что ранее завотделом внешней политики аппарата президента КР Сапар Исаков говорил о сумме в 2 миллиона долларов, и то собранных спонсорами. Касымалиев сразу поправился, сказав, что  часть средств была сэкономлена и сейчас выясняется, какая именно и каким ведомством. Однако сгладить неудобный момент не удалось. Добавляют масла в огонь недовольства чиновниками и сведения о новых затратах на парламент в размере минимум  777 млн сомов в год и необходимость новых затрат на референдум… В итоге движение «Референдуму – нет!» начало сбор подписей за роспуск парламента 6 созыва как неэффективного.
-  Мы поняли, что парламент, как главный политический орган страны, себя не оправдал.  Депутаты узаконивают незаконные идеи президента, не могут реально обсуждать вопросы границ, создавать эффективное правительство, став лишь отдельной администрацией президента, – пояснил один из активистов движения, экс-депутат Равшан ЖЭЭНБЕКОВ.
По его словам, к движению, изначально созданному против внесения поправок в Конституцию и проведения референдума, уже примкнуло много людей, в него входят оппозиционные политики, представители гражданского общества, молодежь, и 8 октября в Бишкеке они проведут курултай. При сборе же 10 тысяч подписей под ходатайством о роспуске парламента его вправе рассмотреть ЦИК.

Однако, несмотря на возмущение правозащитников и оппозиции, есть два аргумента, которые достаточно весомы в вопросе о необходимости референдума. Во-первых, последняя версия Основного закона принималась в спешке, и многие эксперты отмечают несоответствие русскоязычного и кыргызоязычного варианта документа, многие статьи имеют разный смысл – как минимум есть смысл в изменениях документа лингвистических во избежание юридических расхождений. Во-вторых, есть несколько спорных положений, с одной стороны защищающих права человека, с другой - абсурдных. В частности, статья 41, позволяющая международным организациям отменять решение судов республики всех инстанций. Этой лазейкой воспользовались правозащитники в случае с Азимжаном Аскаровым, обвиняемым в организации массовых беспорядков, разжигании вражды, соучастии в захвате заложников на юге КР в 2010 году, приговоренном к пожизненному заключению. Родственники жестоко убитого по его подстрекательству правоохранителя готовы были совершить над осужденным самосуд, поэтому этот срок стал относительно гуманным решением. Но с точки зрения Госдепа США он не является преступником и получил награду  «Защитник прав человека» за создание устойчивого мира между узбеками и кыргызами. Благодаря давлению международников извне и заявлению адвокатов о пытках в отношении Аскарова его дело в начале октября вновь будет пересматриваться. Благодаря этой статье и соглашению с ООН и ОБСЕ, узаконившими ее на международном уровне, не могут найти управу и на экс-депутата Кадыржана Батырова, которого заочно обвиняют в участии в событиях 2010 года на юге КР, и осудили на пожизненное заключение. Батыров покинул страну до начала беспорядков, тем не менее получил благодаря им в КР пожизненный срок. Но, несмотря на заявку Генпрокуратуры в Интерпол, по европейским меркам он не виновен и даже в 2012 году получил политическое убежище в Швеции. Более того, он выступил в Варшаве на форуме ОБСЕ по человеческому измерению, раскритиковав официальный Бишкек и политику президента, чем оскорбил часть кыргызской делегации и МИД КР, и заставил политиков бросать камни в правозащитниц – «предательниц» Азизу Абдурасулову и Толекан Исмаилову, которые не только сидели с ним в одном зале, но и сидели рядом. После выступления Батырова за референдум стали высказываться те, кто ранее молчал или имел иную позицию, считая, что отсутствие изменений в Конституцию – угроза стране: по образцу Аскарова могут обелиться и личности, чье участие в совершении преступлений гораздо более несомненно.

- Комитет ООН вынес решение пересмотреть дело осужденного Верховным судом Кыргызстана правозащитника Азимжана Аскарова. Но, он не отменял решение Фемиды и сейчас не может влиять на процесс по пересмотру в Чуйском облсуде. Сегодня точно такими же возможностями может воспользоваться Кадыржан Батыров. То есть он может обратиться в ООН или ОБСЕ. И, скорее всего, его поддержат. Так как он не входит в список международных террористов. Кстати, это не первый случай, когда международные организации предоставляют площадку для таких как Батыров. Был случай, когда Исламская партия Таджикистана также там выступала на просторах ОБСЕ. Складывается такое ощущение, что подобные организации делают все возможное, дабы раскачать ситуацию, - говорит политолог Марат КАЗАКПАЕВ. - Также Интерпол отказывается задерживать Батырова, говоря, что его преследуют по политическим мотивам.

Таким  образом, Кыргызстан в очередной раз оказывается на перепутье не только из-за ухудшения демократического климата и потенциального максимального сосредоточения власти в руках группы лиц - премьер-министра и ряда депутатов парламента. Но и из-за недальновидности  ряда политиков, которые забыли о том, что набивать карман нужно аккуратно, не забывая и про народ – ошибка, повторяемая уже третьим поколением у власти.

МК-Азия, №35, 2016 год

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Владимир Банников 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В СТРАНАХ ЦА

США планируют разместить биолаборатории, вывезенные с Украины, в Казахстане.

 Елена Короткова 

ПОЛЕТ «БАЙРАКТАРОВ»

Как Кыргызстан готовится защищать свои границы?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.