Об этом на пресс-конференции заявил президент «Ак Кеме» Руслан Сарымсаков. В компьютере, брошенном прежним владельцем отеля при побеге из КР, была обнаружена переписка его сына Гюркана Ениже с неким Фодио Салманом из Саудовской Аравии, где обсуждались вопросы теневого финансирования «братьев и сестер из Афганистана».
– Я обнаружил переписку бывшего владельца «Ак Кеме». В одном из писем от 10 января 2002 года с партнером из Саудовской Аравии говорится о том, что на счет отеля будут перечислены $20 млн, предназначенные террористическим группам Афганистана. За оказанные услуги в охране и доставке денег господину Ениже Гюркану предлагают 10% и 5% на расходы, связанные с транспортировкой денег, – рассказал Руслан Сарымсаков на пресс-конференции. – После его бегства у его компаньонов органы следствия обнаружили пугающие человека документы. Они подтверждают, что из неизвестного источника перечислено $20 млн террористическим организациям в Афганистане. Мы нашли только одно письмо, но в Кыргызстане сотни турецких компаний, и если копнуть, то многое можно будет найти. Этим просто не хотят заниматься.
Сарымсаков утверждает, что у него есть официальные бумаги, подтверждающие его слова. И даже бывший генпрокурор КР Азимбек Бекназаров в интервью газете «Жаны Ордо» сказал, что «в офисе турецкого бизнесмена обнаружили пугающие документы из неизвестного источника о переводе денег на счета террористических организаций в Афганистане».
Заострил внимание всех присутствующих Руслан Адыканович и на заявлении бывшего главы ГКНБ Токона Мамытова о том, что Сарымсаков вооруженным путем отобрал отель «Пинара» у турецких бизнесменов. И именно это обстоятельство послужило основанием для разбирательств в международном суде, который вынес решение в пользу турецких предпринимателей.
Действующее на тот момент правительство Кыргызстана незаконно выплатило $11,5 млн турецкому инвестору – компании «Систем Мюхендислик Иншаат Санай ве Тиджарет А.Ш.» После, по решению местных судов, гостиницу вернули Руслану Сарымсакову, на которого кабмин и «повесил» деньги. А теперь делает все, чтобы отобрать отель в счет погашения этого долга.
В первых числах ноября в Бишкеке состоится аукцион по повторной продаже с торгов отеля «Ак Кеме». 15-этажное здание в 5 км от центра Бишкека в окружении элитного жилья сначала оценили в 955 млн 805,2 тыс. сомов, затем в 860 млн 224,7 тыс. сомов. Однако Сарымсаков не согласен с происходящим, считает, что отель у него попросту отнимают, и призывает СМИ обратить внимание и на махинации чиновников, и на махинации турецких бизнесменов, оспаривающих право владения отелем.
Отель «Ак Кеме», возведенный на месте парка бывшего городского аэропорта, стал яблоком раздора едва ли не с момента открытия. Появился он благодаря тому, что в 1991 году Турция выделила Кыргызстану кредит, из которого, по данным кыргызских властей, были взяты деньги на постройку отеля – почти $ 9 млн. Подрядчиком строительства выступил Руслан Сарымсаков, который подписал с инвесторами из Малайзии соглашение на строительство и взял у них 2 млн долларов.
Но вскоре его отстранили от управления отелем. По официальной версии, в 1999 году гостиничный комплекс был признан банкротом и передан турецкой компании «Систем Мюхендислик Иншаат». Новый хозяин, Фехим Ениже сменил название отеля на «Пинару». Малазийцы своих денег – упущенную выгоду порядка $ 3 млн – от него не получили. А во время революции 2005 года Ениже с сыном и другими компаньонами просто бежали из страны. Руслан Сарымсаков после разбирательств с кыргызской стороны вновь стал во главе отеля. В 2005 году в присутствии Иманалиева, Акенеева, заместителя прокурора Ленинского района и других лиц Ениже предоставили решение Законодательного собрания и Конституционного суда о передаче «Ак-Кеме» Кыргызско-Малайзийскому предприятию и правительству КР. Господин Ениже согласился с этим, отметив, что подчиняется законам КР. Однако через некоторое время, в 2009 году турецкая сторона обратилась в Женевский суд по факту «рейдерства». Он обязал Кыргызстан выплатить 11 миллионов долларов, чего республика сделать не смогла, и тогда истцы обратились в суд города Онтарио в Канаде с просьбой арестовать акции КР в Centerra Gold Inc. Позже арест с акций сняли, но Минфин КР заявил о нанесенном владельцем «Ак Кеме» бюджету ущербе, и обратился в суд с требованием взыскать 10 млн долларов с Сарымсакова. Суд удовлетворил иск и теперь отель выставлен на торги.
И хотя правоохранительными и судебными органами республики действия руководства турецкой компании были признаны мошенническими, а владелец фирмы, по материалам дела, незаконно использовал «для строительства гостиницы» 8 млн 700 тысяч долларов из тех 75 млн, что получил Кыргызстан от Турции, к тому же завысил по документам эту сумму в три раза, все претензии адресованы Сарымсакову. По инициативе кыргызской стороны, руководство «Систем Мюхендислик Иншаат», замешанное в мошенничестве, было объявлено в международный розыск. Но… материалы дела, возбужденного по факту мошенничества в адрес господина Ениже, волшебным образом сгорели при пожаре в Генпрокуратуре в апреле 2010 года. И толком его никто из участников тяжбы, настаивающих на отъеме «Ак Кеме» со стороны Минфина и других госорганов, не упоминал.
Несмотря на то, что фактически руководство «Систем Мюхендислик Иншаат» дважды нарушило закон, переговоры с руководством компании на высшем уровне в лице сына уже умершего первого «владельца» отеля, Гюркана, продолжались, и из госбюджета «на погашение долга» было списано $ 11 млн, которые позже Сарымсакову удалось отсудить в арбитражном суде, но в бюджете республики их принять отказались. Как почему-то отказались и подавать иск по отношению к компании, официально признанной мошенниками и объявленной в розыск. Также власти республики в упор отказались замечать иски со стороны потерпевших малазийцев – сумма исковых претензий с процентами и судебными издержками перешагнула 6 млн долларов...
Казалось бы, вышеперечисленных фактов в другой стране хватило бы на пересмотр столь щекотливого дела и старт проверок иностранного бизнеса. Почему же при таком обилии фактов никто из представителей власти и закона ничего не предпринимает? Здесь уместно вспомнить о том, что турецкие правоохранители недавно предупреждали главу государства о том, что представители организации Фетхуллаха Гюлена, признанной в ряде стран экстремистской, проникли не только в систему среднего и высшего образования республики, но даже в высшие сферы власти и в число президентских доверенных лиц. Поскольку решения, принятые не только судебными инстанциями республики, но и надгосударственными объединениями (Ениже - младший разыскивается Интерполом как преступник, прим. авт.), не выполняются, очевидно, что протурецких лиц «наверху» уже критическая масса. И Кыргызстан, несмотря на свой разворот в сторону ЕАЭС, имеет все шансы оказаться колонией Турции. А Руслан Сарымсаков – все шансы остаться без отеля.
Преступление против мира?
Правозащитница Токтайым УМЕТАЛИЕВА считает, что и первый крупный судебный прецедент на международном уровне, связанный с бывшей «Пинарой», а ныне «Ак Кеме», и последние новости из мира политики, в том числе и связанные с Конституцией – звенья одного заговора против КР в пользу экс-руководства страны.
– Все это – звенья крупного международного преступления против интересов и суверенной безопасности КР, ЦА и стран, входящих в интеграционные союзы с Кыргызстаном. Непосредственные исполнители этого многолетнего преступного действия находятся во власти, вводя в заблуждения каждый раз президентов страны и опутывая их лживыми сообщениями, оставаясь незамеченными в близком окружении они как Лернейская гидра – как бы не снимали головы, они отрастают заново. Самое главное в подмене текстов Конституции – это исчезновение в варианте, опубликованном в газете «Эркин-Тоо» после референдума, права народа Кыргызстана на «природный, животный и растительный мир». С исчезновением этих слов мы потеряли права на международную защиту в применении экологических конвенций. И оставили открытыми двери тем, кто сегодня безнаказанно может уничтожать нашу биосферу и без рекультивационных работ проводить варварским дешевым способом добычу недр, а также судиться, захватывая их, через использование прецедентного права, единственного, первого, мирового прецедента по «Ак Кеме». Их цель – узаконивание и возвращение активов семье бывшего президента, а также продолжение мародерства в отношении крупных государственных активов, тихая их распродажа, или передача через судебные тяжбы при попустительстве коррупционеров другим компаниям. Поэтому наше правительство в лице своих чиновников проигрывает мошенникам из Турции, компании «Систем Мюхендислик» по отелю «Ак Кеме», которая вдобавок еще увела $ 3 миллиона из проекта «Таза суу» на проектирование. Итог этой деятельности: на сегодня сотни сел у нас остались без воды, мы же на шею получили кредит в более $ 100 миллионов. Далее их сторонники в Минфине и покровители в парламенте, во главе которых находится бессменно Текебаев, приводят своего премьера Оторбаева. Он ускоряет процесс признания мирового прецедента, переводит незаконно аффилированной с турками компании 11 млн долларов. Не принимая никаких мер, просто бездействуя, далее, препятствуя всем расследованиям, пользуясь услугами своего прокурора, Аиды Саляновой, они добиваются вступления в окончательную силу первого мирового прецедента в 2015 году. Это открывает дорогу тому, кто вернется в страну да еще возвратит миллиардные активы – Максиму Бакиеву. На то время, в начале 2015 года, правил балом Данияр Нарынбаев. А ответы готовил его друг – протеже и автор нового проекта Конституции, Анарбек Исмаилов, выносивший решения по «Ак Кеме», под руководством главы арбитража того времени господина Нарынбаева. Мы не могли пробиться к президенту страны ни по одному из вышесказанных вопросов, так как эти «товарищи» не пропускали наши письма, показывая историю с «Ак Кеме» как рейдерский захват, несмотря на наличие у них на руках всех решений, в том числе и международных в пользу «Ак Кеме» и Кыргызстана. Моя задача была добиться отмены мирового прецедента. Так как судьи МЦУИС в сговоре вынесли коррупционное решение по Кыргызстану, не предоставив слово ответчику. Повторно мною были организованы пресс-конференции и опять переданы и депутатам, и администрации президента копии заключений Конституционной палаты.
Поэтому после этого инициаторы внесения поправок в Конституцию остыли. Также это было связано с тем, что началась судебная тяжба на международном уровне с Максимом Бакиевым... Так как этот случай вошел в книгу прецедентов и стал международным законом, нарушившим международный иммунитет Кыргызстана, что равносильно потере суверенных прав страной. Кыргызстан – единственное государство, правительство которого проиграло мошенникам, финансировавшим террористические группы в Афганистане, задолжавшие ему около 60 миллионов долларов, только по халатности и бездействию наших чиновников.
МК-Азия, №40, 2016 год
Комментарии