вторник, 03 декабря 2024
«ЗВОНОЧКИ» ГОРЕ-СИСТЕМЫ — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Екатерина ПантелееваRSS

«ЗВОНОЧКИ» ГОРЕ-СИСТЕМЫ

«ЗВОНОЧКИ» ГОРЕ-СИСТЕМЫ

29 октября 2018 18:01    Просмотров: 5664

Осень выдалась для министерств страны богатой на казусы и скандалы. Последние две недели гражданский сектор и чиновники активно обсуждали тему «упаднического образования», а именно большого количества ошибок, допущенных в новых учебниках по географии и естествознанию для учащихся 5 и 6 классов. Виноватых искали всей страной, в конечном итоге пришли к выводу, что «грех на душу» взяли издатели. Ассоциация издателей, к слову, с такой позицией Минобраза не согласилась.

«Не виноватые мы»

Хоть издательство «Билим – компьютер» после обещания Минобраза подать на них в суд взяло на себя обязательство переиздать некачественные учебники, поиски истинных причин «предметной катастрофы» продолжаются. Обсудить положение дел вновь решили сообща: на пресс – конференцию, прошедшую в столице 26 октября, «заглянули» Ассоциация издателей КР, представители гражданского общества и ответственные за ясные умы учащихся эксперты. Первым слово взял вице – президент Кыргызской академии образования (КАО) Алмазбек Токтомаметов. Он отметил, что после развала Союза ситуация с книгоизданием в стране значительно ухудшилась, однако карательными мерами положения не выправить – всей ответственной «цепочке» спецов нужно поддерживать друг друга и действовать сообща.

- При Союзе работало издательство «Мектеп», а Минобразования напрямую заказывало отдельным авторам и авторским группам написание учебников. В издательствах были свои редакторы, спецредакторы, корректоры, художники… Таких ошибок не было. Сейчас процедура издания делится на несколько этапов, на каждом из них есть свои ответственные лица. Первый этап – объявление конкурса на разработку учебников, которое делает Министерство, после происходит отбор рукописей, который проводит координационный совет при Министерстве, далее рукописи направляются в КАО для проведения научной экспертизы и доработки. Если получаем одобрение, то направляем их для апробации. Учебники для 5 - 6 класса прошли апробацию во всех областях. После этого рукописи дорабатываются, утверждаются на учёном совете КАО, и мы передаём их издательству, которое вместе с Министерством решает вопрос тиражирования. КАО отвечает только за рецензирование и сопровождение апробации в школах. Что касается произошедшей ситуации, то по учебнику естествознания у нас было пять претензий, когда подписывали одобрение, неполадок не было. Следовательно, их кто – то подредактировал после нашего заключения, чего делать нельзя. Вероятно, издательство.  Надо сказать, что сегодня проделывается большая работа, формируется отечественное книгоиздание. Да, есть немало оплошностей, но из сложившейся ситуации мы должны выходить все вместе – не искать крайних, а действовать сообща, - подытожил Токтомаметов.

Отметим, что проблему с авторами учебников спикер тоже отметил: по его словам необходимо систематически обучать авторов, так как их профессионализм нередко хромает. Примером тому послужила автор, материал которой не соответствовал учебной программе. Как позже выяснилось, женщина попросту списала труды другого ученого, а самостоятельных работ у нее не водилось.

Представители издательств на выступление Токтомаметова отреагировали экспрессивно: формирование отечественного книгоиздания, по словам гендиректора издательства «Кутаалам» Бегайым Жапаровой, началось «не недавно», а 20 лет назад, и деньги на сей процесс за два десятилетия были выделены немалые...

- Мы больше 20 лет пытаемся сделать свои учебники и только начинаем выправлять ситуацию? Смешно! За 20 лет на это дело были выделены огромнейшие средства, и большинство из них просто кинули на ветер. Больше всего страдает кыргызская школа. Почему все продвинутые родители отдают детей в русскоязычные школы? Да потому что там есть выход, и они покупают российские книги. Отсутствие адекватной системы вовсе не стимулирует издавать учебники. Приведу пример: года 2 или 3 назад объявили конкурс на издание учебников 5 – 6 класса, из-за которых и разгорелся скандал. Каждое издательство должно было принести три рукописи. Мы не то что три, мы одну с трудом делаем! Рукописи отобрали, но ни доноры в лице Всемирного банка, ни Минобразования в тонкостях книгоиздательства не разбираются, да и задание было сделать учебник за 2 месяца. Советов никто не слушал, ведь для того, чтобы создать полноценный продукт, нужна команда единомышленников, а по факту авторы друг с другом не разговаривали и даже частей, написанных коллегами, не читали. В итоге получили то, что получили. В мае прошлого года авторы сдали рукописи, а объявление об издательской разработке дали в августе этого года. Рукописи 1, 5 года просто валялись! Когда авторы вместе с представителями КАО давали пресс –конференцию, они сказали, что им на вычитку материалы не дали… Даже самое неопытное издание будет давать на вычитку десятки раз. Авторы ответственность снимают, КАО в полной мере вину на себя не берёт, но экспертизу по содержанию делают они, на это немалые деньги выделяют. Да, издательство виновато по части орфографии и грамматики, но когда эксперты из КАО проверяли на содержание, неужели профессоры этих ошибок не увидели? Напрашиваются два вывода: или они не читали вовсе, или специалисты там неграмотные. Поздно искать виновных, нужно полностью менять систему издания учебников.

Сами дураки!

Напомним, что по словам авторов нашумевших книг, досадные ошибки вылезли при переводе, а представитель КАО подчеркнул, что их работники отношения к нему не имели. И снова «маятник негодования» качнулся в сторону издателей. Они молчать не стали – за коллег вступился директор Ассоциации издателей КР Олег Бондаренко.

- Минобразования может год ничего не делать, а потом за 2 месяца поручает срочно издать учебники. Люди не спят по 2 недели, шатаются он недосыпания, глаза «замылены»… Конечно будут ошибки! Есть Минобразования, которое ставит свой гриф «допущено в качестве учебного пособия». КАО за деньги проводит экспертизу. Где они были? Авторы часто не видят своих текстов, потому как времени нет, такова система. Виновен не только издатель. Речь идет о Минобразе, создавшем систему, в которой не выгодно издавать качественные учебники. За последние 2 года я собрал письма, которые издатели писали в правительство – их переадресовали в Минобразования, писали в Генпрокуратуру о нарушениях, письма вновь переправили в Минобразования. В ЖК ответа мы не получили. Только президент обратил внимание, но у него полномочия ограничены. А суть наших жалоб была в том, что ожидается снижение качества учебников. Система привела к тому, что разбежались основные издатели, они не хотят сотрудничать, это просто не выгодно. Принудительно отбирают копирайт на учебники, авторский коллектив за свой труд ничего не получает. Фактически созданы коррупционные схемы в Минобразе, кто греет руки на выпуске учебников? Почему кругом продаётся огромное количество контрафакта, которым все буквально завалено? Мы прямо нарушаем все международные законы об авторском праве. Когда обращаемся к следствию с просьбой разыскать нечистоплотные типографии, которые работают на кого – то из сферы образования и гонят пиратские учебники низкого качества, в которых санитарные нормы не соблюдаются, то ответов не получаем. Такое ощущение, что Министерству либо все равно, либо выгодно. А виноваты издатели! Наша Ассоциация готовит официальное заявление об этой проблеме. Я не буду говорить о коррупционных схемах, ведь пока никого не поймали. Сейчас по ряду вопросов мы будем обращаться в Финпол, - констатировал Бондаренко.

С «адскими» сроками, отведенными для издания учебников, согласились и другие присутствующие, сравнив процесс «рождения» книги с деторождением.

- Чтобы родился здоровый ребенок, после зачатия должно пройти 9 месяцев, если это случится через 6, то ребенок родится мертворожденным. То же самое и с книгами. Или я не прав? – задался вопросом один из спикеров.

Присутствующие правоту признали, как сжатое время признали и представители Минобраза. Советник министра образования и науки КР Лариса Марченко обратила внимание на то, что говорить о коррупции в Министерстве бездоказательно нельзя, а положение о подготовке и выпуске учебников всё – таки пересмотрят, в том числе и временные рамки.

Казалось бы, проблему признали и урок вынесли, но в процессе жаркой дискуссии обнаружились и другие недочеты. Например, предметные стандарты, которые по ГОСТу должны пересматриваться каждые 5 лет. Внимание на этом заострила Жапарова, отметив, что первоклассники получили новые книги в 2011 году, но их обновления по сей день не произошло.

- Конкурс и сейчас не объявлен. Почему? КАО до сих пор не подготовила учебные программы, стандарты, на основании которых пишутся учебники, - резюмировала она.

- Никто нам ничего не заказывал! В этом году мы все сдали, а в прошлом самостоятельно разработали, - парировал представитель КАО…

«Температура» экспертных споров вновь стремительно полетела вверх и, судя по всему, в «стабильные 36, 6» вернется не скоро. Отрадно, что подвижки после общественного резонанса появились: сроки пересмотрят, авторы, напуганные антиплагиатом, подойдут к работе серьезнее, в КАО читать внимательнее начнут, корректоры издательств – проверять. А родителям школьников, тем временем, остается уповать на дополнительное образование, и хотя бы изредка заглядывать в учебные пособия, по которым занимается будущее Родины.

Источник: еженедельная газета Аргументы и факты-Кыргызстан, № 44

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Белек Сарымсаков 

КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ?

Как сделать город узнаваемым, удобным и благоприятным для проживания?

 Владимир Банников 

ВЫБИРАЕМ ПОДАРКИ ПРАВИЛЬНО

Расскажу, как я уже не первый год, готовлю подарки для дорогих мне людей.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.