«Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро», говорил Я.Л. Сухомлинский. О том, как формировался творческий талант писателя, какую роль сыграла семья Айтматова в становлении его личности, рассказал брат великого писателя – Ильгиз Айтматов.
- Ильгиз Торекулович , Ваш брат, Чингиз Айтматов - личность планетарного масштаба. И многим интересно было бы узнать, как формировался талант будущего писателя. Ведь, как известно, Ваша семья оказалась в сложной жизненной ситуации во время сталинских репрессий. Однако, несмотря на трудности и преграды, Вам удалось стать не только известными людьми, но и сохранить в себе прекрасные человеческие качества - гуманизм, великодушие и терпимость.
Советское воспитание
- Если говорить о Чингизе, то еще в детские годы на творческое развитие будущего писателя повлияла бабушка со стороны отца - Айимкан-апа. Она не владела грамотой, но была большим знатоком народного фольклора, обладала прекрасной памятью и знала большое количество народных песен и сказок, что, несомненно, повлияло на детское сознание и последующее развитие литературного дарования Чингиза. Вместе с тем, сильное влияние на нас, тогда еще детей, оказало идеологическое воздействие советского общества, семейное воспитание и влияние школьных учителей, которые в те годы играли главенствующую роль в формировании будущей личности.
Глава семьи
- В своих автобиографических воспоминаниях Чингиз Торекулович пишет о том, что Ваша семья рано лишилась отца. Расскажите о нем.
- Хотелось бы начать с того, что мой отец Торекул Айтматов закончил русско-туземную школу в Аулие-Ата (сейчас город Тараз, Казахстан). В юношеские годы, он начал работать вместе со своим отцом Айтматом на строительстве тоннеля в окрестностях станции Маймак в период прокладки Туркестанско-Сибирской железнодорожной магистрали, соединяющей Россию со Средней Азией. После Октябрьской революции 1917 года мой отец вступил в ряды комсомольцев. В период становления советской власти молодая республика нуждалась в грамотных руководителях и поэтому в 1920 году моего отца привлекли к работе секретарем Куркуревского волостного исполнительного комитета. Затем направили на учебу в Ташкент в советскую партийную школу, после в Москвский Коммунистический Университет Трудящихся Востока. После завершения учебы, наш отец работал в отделе агитации и пропаганды Киргизского областного комитета ВКП (б). В мае 1926 года его назначили на должность ответственного секретаря Караколо-Нарынского окружного комитета, где он и познакомился с нашей мамой – Нагимой Хамзаевной. К тому времени она получила хорошее образование, так как окончила каракольскую женскую гимназию и работала в обкоме комсомола. Вскоре они поженились. Несмотря на то, что моя мама была из купеческой семьи, моих родителей объединяло общность взглядов и мировоззрения. Затем отца перевели в Жалал-Абад, где он был назначен ответственным секретарем окружкома ВКП(б) и возглавлял проведение сложного процесса земельно-водной реформы на юге Республики. В то время общественно-политическая обстановка в Жалал-Абаде по сравнению с Караколом, была более сложной. Еще не стихало басмаческое движение. Мама проводила большую идеологическую работу среди женщин юга. Мне особенно запомнился эпизод из детства, когда к нам приходил мальчик-сирота и жалобно просил: «Мама нету, папа нету. Курсак пропал, мамошка!» И мама давала мне и Чингизу по лепешке и говорила: «Идите и отнесите хлеб сироте». Этим примером она учила нас проявлять чувство сострадания и гуманизма. Затем в 1934 году моего отца перевели во Фрунзе на должность второго секретаря Киробкома ВКП. После переезда в столицу, мы стали жить в центре города, сейчас на том месте находится президентский детский сад. Как помню, это был небольшой одноэтажный домик, в котором проживали несколько семей.
Московские воспоминания
- Известно, что Ваша семья некоторое время жила в Москве. Это было связано с работой Торекула Айтматова?
- В 1935 году моего отца направили в Москву на учебу в Институт красной профессуры. Там готовились главные идеологические кадры страны. Из московского детства у меня остались яркие впечатления: мы жили в центре Москвы, на улице Воровского дом 25, где проживали семьи слушателей Института красной профессуры, среди которых были представители разных регионов и республик нашей многонациональной страны. В нашем доме, преобладал дух интернационализма. Общались все на русском языке. Я помню, какое влияние на нас оказывали фильмы тех годов, такие как «Мы из Кронштадта», «Чапаев», «Дети капитана Гранта» и другие, они воспитывали в нас - детях чувство патриотизма и любовь к Родине. Летом во время каникул, семьи слушателей Института красной профессуры выезжали на отдых в подмосковные деревни, где общались с местным крестьянским населением. Там мы жили в простых избах. Ели тот ржаной хлеб, которым питались тогда деревенские жители, и при этом наши родители часто нам напоминали, чтобы мы, как и они, с добром относились и к другим продуктам питания сельчан. Часто с родителями выходили на лесные прогулки, собирали цветы, ягоды, грибы. Общение с природой формировало у нас бережное отношение к природным богатствам, любовь к окружающей среде.
- Предчувствовал ли Ваш отец надвигающуюся беду?
- Все началось с того, что в доме Института красной профессуры стали пропадать целые семейства, и никто не мог объяснить эту внезапную причину исчезновения. Потом мы узнали, что некоторых партийных работников арестовывали по доносу, а их семьи ссылали в Сибирь. Приходили известия и о арестах партийных работников из союзных республик, в том числе и руководителей Киргизии. Отец понял, что и его может ждать подобная участь. В складывающейся опасной ситуации, родители приняли решение - отправить нас к родственникам в село Шекер. Тогда нас уже было шестеро: родители, Чингиз, я, Люция и маленькая Роза. В конце августа 1937 года отец в последний раз провожал нас с Казанского вокзала, и в памяти остались воспоминания о тех минутах, проведенных с отцом.
Начало творческого пути
- Когда начал проявляться писательский талант Чингиза Торекуловича?
- Свой первый рассказ «Пограничник» Чингиз написал в 12 лет, где была затронута тема патриотизма, служения Родине. В сентябре 1938 года Чингиз пошел в четвёртый класс Кировской средней школы. Можно отметить, что учителя этой школы значительно отличались от местного интернационального населения своей грамотностью, высокой эрудированностью и интеллигентностью. Большинство педагогов было направлено на педагогическую деятельность в местные школы Киргизии из центральных городов и районов Советского Союза. Учительница класса, в котором учился Чингиз, уделяла ему большое внимание. Его первый рассказ о советском пограничнике стал примером для других учащихся школы и его читали в разных классах.
Затем, уже будучи студентом Киргизского сельскохозяйственного института, брат опубликовал в газете «Комсомолец Киргизии» свой первый рассказ «Газетчик Дзюйо», в котором он, на примере японского мальчика-сироты, продающего газеты, показал стремление народа к свободе и независимости. После нескольких рассказов в 1957 году Чингиз написал свою первую повесть «Лицом к лицу», тогда он учился на Литературных курсах Всесоюзного литературного института им. М. Горького в Москве. Затем в 1958 году в журнале «Новый мир» выходит повесть «Джамиля», которая прославила его. Нужно отметить, что героями многих айтматовских произведений были реальные люди, которые жили рядом с нами, разделяли все трудности и тяготы военных и послевоенных дней. Несмотря на то, что представители официальной власти создавали нам преграды, считая семьей репрессированного партийного работника, мы всегда находили поддержку и заботу со стороны простых сельчан. Свидетельством этому служат прототипы героев айтматовских произведений, в которых описывается реальность происходивших событий. В конце я хочу отметить, что семья, окружающие люди, пафос патриотизма, любовь к Родине и гуманизм стали основой формирования мировосприятия Чингиза, его веры в великое предназначение человека.
Справка: Ильгиз Торекулович Айтматов, родился 8 февраля 1931 года в городе Фрунзе. Академик Национальной Академии Наук КР, профессор, доктор технических наук, лауреат Государственных премий СССР и Киргизской ССР в области науки и техники. В 1954 году окончил Московский геолого-разведочный институт (МГРИ) им. Г.К. Орджоникидзе. В 1989 году был избран академиком АН Кирг. СССР, а в 1990 году – Президентом Академии Наук Кыргызской Республики. Был награжден медалями СССР, орденом Манас III степени, грамотой Верховного Совета СССР, грамотой Верховного Совета Киргизской ССР.
Аргументы и Факты-Кыргызстан
Комментарии