Кажись “аллес”. Пока наши кандидаты в президенты в прямом телеэфире подвергаются публичной порке, сиречь проверке на знание госязыка, в это же самое время закрывается финальная страничка новейшей истории незавершённого политпроекта под названием “Киргизстан”. И открывается новая, рождающая мрачную радость ненависти к власть имущим….
Я могу совершенно точно предположить – этой власти приходит конец, слишком нечистоплотно она превращает граждан в аутсайдеров собственной страны…
Да и ещё раз да! Я был очень высокого мнения о премьер-министре А. Атамбаеве. Называл его, чуть ли не киргизским Ата Тюрком. Но когда он фактически покрывает рейдерство в национальных масштабах и мародёрство своего первого заместителя О. Бабанова, типа мягко говоря, мерзопакостного, то это уже за гранью закона и здравого смысла. Я вижу в этом склонность яркой индивидуальности к непреодолимым импульсам саморазрушения, направленного к безоговорочной и абсолютной капитуляции … Тяжёлая ноша социального честолюбия заставляет А. Атамбаева отбирать удостоверения у акимов районов и хранить их в своём служебном кабинете. До окончания выборов. Административный ресурс – последний аккорд государственной симфонии А. Атамбаева, ощутимо заражённого принципом угасания: кто не против меня, тот за меня. Ему подчинённые и покорные руководители вынуждены будут его прославлять, укреплять и утверждать, чтобы как-то жить. Довольно-таки злосчастная и презренная доля – обеспечить премьеру нужный процент “прозрачной процедуры голосования”.
И возникает главный вопрос. А способна ли вообще киргизская элита, так рьяно рвущаяся к власти, выполнить своё историческое предназначение и провести широкую модернизацию общества? Масштабно, быстро и качественно, учитывая небольшой размах территории и малое количество населения страны? Вряд ли. Она сегодня занята совершенно иными делами. В поисках национальной идентичности местные кланы заигрались, пытаясь повенчать достижения современного индустриального мира с идеализированной архаикой древней старины.
Этой темой пронизаны все властные вертикали, она постоянно присутствует во всех средствах массовой информации, начиная от самого занюханного журнала или газетки, до радиостанции и телеканала. Доигрались до того, что не заметили, как общенародное противостояние с властью рухнуло и оказалось внутри родовых противоречий титульной нации. Поэтому сейчас элита республики больше всего уповает на интеграцию с Россией, всячески с ней заигрывает, полагая, что экономический союз с бывшей метрополией ослабит социальный прессинг внутри страны и перенесёт его носителей на просторы Российской Федерации. В общем, может создаться впечатление, что Россия и Киргизстан – друзья, не разлей вода.
Это курс, так сказать, двусторонних официальных банкетов, бешбармаков и достарханов. Гораздо интереснее другое, а именно реальное положение вещей. Оно в том, что многие интернет-издания Киргизии и особенно форумы социальной сети общения на деле утверждают обратное, доказывая, что русские в отличие скажем от киргизов – лодыри и пьяницы. Да ещё и предлагают над этим посмеяться. А ведь действительно смешно. Сто двадцать миллионов идиотов и лентяев, своим умом и трудом создавших и обустроивших огромную Россию.
Идём дальше. Дружба дружбой, но будьте так любезны и не называйте нас “киргизами”. У нас от этого пищеварение нарушается. Мы не “ки”, а “кы”. Господа хорошие, лично у меня достаточно друзей в среде чистокровных киргизов, в любую минуту готовых прийти на помощь, если понадобится. И никто из них не кочевряжится и не заставляет меня в исступлённом припадке мегалонационального синдрома говорить “кыргыз”, вопреки всем канонам орфоэпии русского языка. Всё очень просто, мы говорим о сущностях, а не о приступах одержимости столетиями закабалённого народа….
Никто не говорит мне, что у русских нет своей культуры. Что всё великое в России создано немцами или евреями. Этими прелестями забит местный интернет. Интересно, а кто из великих русских писателей был немцем или евреем: Толстой, Чехов, а может Достоевский?
Во всём мире признаком величия нации считается создание своего архитектурного стиля. Их всего семь. Это древнегреческий (он же древнеримский), китайский, мусульманский (тут нет привязки к конкретной нации), итальянский стиль архитектуры эпохи Возрождения, французская готика, русский стиль 17-го века – русское узорочье и русский конструктивизм начала 20-го века, который был признан и подхвачен всем человечеством, и из которого вырос главный архитектор современности – англичанин Норман Фостер. Отсюда видно, что из семи русскими создано два архитектурных стиля, то есть почти 30 %. Ну, это я так, к слову о рассуждении некоторых злых языков о том, что Россия - мелкая сырьевая держава.
Что будет, если все гастарбайтеры в мгновение ока вернутся из этой “мелкой сырьевой державы” в родные пенаты? А все русские, выполняющие роль буфера между сказочно разбогатевшей элитой и повергнутой в средневековую нищету основной массой титульного населения, наоборот в срочном порядке уедут в Россию? Произойдёт мощнейший социальный взрыв внутри титульной нации с непредсказуемыми последствиями.
За 20 лет независимости, а точнее суверенного бездействия, правительство успело взрастить армию управляемых биороботов - “молодых патриотов с ущемлённым самосознанием”. Стоит ли удивляться тому, что 80 процентов сельчан - выпускников киргизских школ не понимают значения простейшей информации из прочитанных текстов. Достаточно сказать, что один учебник в деревенской школе приходится на 7-8 учеников. Средний возраст киргизстанцев – 25 лет. Одно поколение уже утрачено. На очереди следующее.
Страна потихоньку превращается в “воровскую малину” с нищим и тёмным народом, которому периодически промывают мозги и тешат самолюбие лозунгами о величии. Потерянное поколение малограмотных и полуголодных пацанов сегодня составляет ударную силу персональных младогвардейцев для мэров, губернаторов и криминальных авторитетов. Их переформатировали в костяк протестного электората, который во времена киргизских “цветных революций” как цунами сметает на своём пути всё – от продуктовых лавок до Белого дома. Именно они доблестно потрудились во время прошлогоднего безумия на юге страны.
Столица живёт по своим законам и стандартам, не всегда и не во всём подчиняясь воле титульного большинства. Здесь ещё остались лазейки “колониального наследия” – от образования до сферы услуг. А вот в сёлах, где проживает большинство коренного населения, дела обстоят куда плачевнее. Современное киргизское государство не заинтересовано в образованных и думающих людях. До сих пор отсутствие такой потребности устраивало всех – и власть и оппозицию. Потому что пушечное мясо не станет задавать некрасивые вопросы и подвергать сомнению трайболистские установки “сильных мира сего” – от К. Бакиева до Р. Отунбаевой. Как и прежде переворот и демократия по-киргизски - это открытый передел собственности и клановое распределение властных структур.
В таких условиях в Киргизии рождаются два, казалось бы, не связанных друг с другом передовых общественно-политических течения. Первое объединяет группу независимых аналитиков, называющих себя “Комитетом 30-ти”. Профессионально подготовленные и очень трезвомыслящие люди сделали ряд существенных выводов относительно политических реалий современного Киргизстана. В частности, ими открыто признаётся, что Киргизская Республика находится в критической ситуации, но до сих пор не имеет варианта управляемого дефолта и “демонтажа государственности”. Основным препятствием на пути к благоприятному экономическому и политическому развитию является государство в том виде, в котором оно сложилось в постсоветский период. При ныне существующих механизмах воспроизводства властвующих и бизнес структур никакие варианты международной интеграции не помогут Киргизстану стать на путь прогрессивного развития. Государство стало причиной деградации людских ресурсов. Пока что мы с ускорением движемся к национальной катастрофе и света в конце туннеля не видно. Это с одной стороны.
С другой - регион объективно нужен России, но не её нынешней верхушке, политика которой отражает и обслуживает лишь текущие задачи российского бизнеса, а не стратегические интересы Российского государства. Коррумпированность этой элиты, счета в западных банках, - приводят к внешней управляемости политических процессов в самой России.
Получается замкнутый круг: сами не можем, а России некогда. Как в знаменитом предательском парадоксе Л. Троцкого образца 1918 года: “Ни мира, ни войны, а армию распустить”. А между тем, время работает против нас.
Дефицит доверия к институтам государственного управления является в Киргизстане, как впрочем, и везде по СНГ, центральным. Люди, уже не раз обманутые собственной государственной системой, не верят не только этой власти. Вообще никакой. И правильно делают. Как говорил Илья Эренбург в романе “День второй” ещё в 1934 году, пародируя революционную смену власти большевиками в России, – “Тот же блин, да подмазан”.
Скорее всего в стремлении избежать участи этого “вечно подмазанного блина” появилось в Бишкеке второе из упомянутых нами течений - общественное объединение “Народный фронт” с радикальными антикризисными призывами и столь же интересной детально разработанной концепцией “чистого государства” в лице идеолога движения – Мурата Мусабаева. Цена социально-экономического учения, основы которого были заложены ещё его отцом в советское время – 40 лет непрерывных исследований фундаментальных принципов существования справедливого государственного организма. Именно организма, ибо там всё взаимосвязано и разложено по полочкам. Работа опубликована в интернете. М. Мусабаев исходит из того, что если природа Власти порочна, то единственный выход — безотлагательно её менять, и отнюдь не революционным путём, сменяющим одну тиранию на другую. Иначе, мы обречены постоянно наступать на одни и те же “грабли”, а это становится опасным уже не только для нашего существования, а практически для всего пространства СНГ.
Вполне вероятно, что глубинные цели создателей “Народного фронта”, несмотря на их некоторую одиозность, заключаются в том, чтобы не только смести существующую власть, но и предложить реальные пути государственного развития в условиях надвигающегося планетарного пожарища. Ситуация внутри Киргизии действительно неоднозначная. Народ, особенно банковские должники (минимум 50 % сельчан), всё больше взывает к “кузькиной мамаше” и … присоединяется к “Народному фронту”. Довольно известные отставные политики тоже находят приют под его сенью. Многие национальные меньшинства и вовсе там прописались.
Очевидная конституционная абсурдность сдачи экзаменов на знание киргизского языка кандидатами в президенты нарушает права русскоговорящего населения Киргизии и является фактически препятствием в управлении государством. И также подталкивает наиболее политизированную его часть к проводимой “Народным фронтом” акции гражданского неповиновения. В свою очередь движение считает своей наиважнейшей первоочередной задачей остановить бегство из Киргизии русскоязычной диаспоры, привлечь наиболее квалифицированные её кадры к участию в работе правительства народного доверия. В недалёком будущем, если идеи чистого государства станут материальной силой, разбудят массы и овладеют их сознанием и энергией.
Конечно, можно до потери пульса утверждать, что киргизы – в своей онтологической основе кочевые пастухи, исторически не знавшие и поэтому отвергающие любую предложенную им форму государственного устройства. Отсюда и весь этот бардак. Можно наоборот говорить о том, что это гордый и непокорный народ, который ищет наиболее подходящую для своего эпического мировоззрения систему институциональных дисциплин общеродового сознания. И то и другое будет правильным. Потому что в этом этносе удивительным образом каменное прошлое жёстких ментальных конструкций идёт в обнимку с гиперрациональным пониманием современности. Именно это делает его уникальным и неповторимым, вопреки обратным тенденциям внутреннего изоляционизма. Но сейчас речь не об этом. О другом.
Я глубоко убеждён, что Киргизстан – это болевая точка СНГ, то нервное окончание, раздражение которого волновым эффектом отзовётся в самой отдалённой российской деревушке. Вот об этом разговор. И поэтому к тому, что сегодня происходит в Киргизии, российской аналитике следовало бы отнестись очень и очень внимательно. Завтра может наступить эффект снежного кома, который погребёт под собой колоссальные возможности иммунной системы гораздо более могучего родительского организма – Российской Федерации.
Чем ближе к выборам президента, тем острее понимаешь, что сохранение существующего статус-кво в колоде политических фигур приведёт Киргизстан к ещё большему социальному болоту с вполне предсказуемым сценарием иллюзорных перемен. Ну, нет у нас чистых и честных людей в политике, хоть ты тресни. Никогда, кажется, не было в Киргизии столь мало популярного правительства как сейчас. По сравнению с тем же О. Бабановым даже Айдар Акаев может быть назван народным любимцем.
Из Обращения Народного фронта к народу Киргизстана:
“Мы требуем немедленной отставки президента, правительства и самороспуска парламента! Они преступники, на которых кровь тысяч граждан Киргизстана, пролитая в апрельских и июньских событиях 2010 года.
Мы требуем немедленной отставки генерального прокурора и её заместителей – за преступное бездействие в отношении убийц граждан Киргизской Республики!
Мы хотим жить в чистой стране – без воров и убийц!
Нет – криминалу во власти и бригадам боевиков, купленных ворами-олигархами!
Нет – взяткам и коррупции!
Нет – казнокрадам и шакалам, пролезшим во власть от имени народа!
Мы поднимем нашу страну с колен! Мы будем жить в цветущем и чистом Киргизстане!”
В общем, классика: мир – хижинам, война - дворцам!
Я не знаю, что из всего этого получится, и получится ли вообще. Слишком много чистоты и детской наивности против госмашины с безжалостным маховиком столетиями отработанных репрессий. Но, чёрт возьми! Как любит говорить наше национальное достояние, главный басмач страны Нурлан Мотуев: “Идрёна мать!” А почему бы и не попробовать изменить жизнь к лучшему. Хуже уже, наверное, не будет.
Читатель 16 сентября 2011 01:29
Глубокая статья. Эх, жаль, что в других изданиях, особенно печатных, мало вот таких грамотных журналистов, которые видят суть проблем и виртуозно владеют языком. Спасибо автору за полученное удовольствие не только «посмаковать вкусный текст», но и задуматься еще раз о том, в каком государстве живем и ЧТО ДАЛЬШЕ ДЕЛАТЬ???.