Ровно 150 лет назад в Приморском крае поселились первые корейские семьи. Феноменальное трудолюбие и способность к адаптации позволили им стать «своими», а сплоченность помогла сохранить свою нацию. Сегодня потомки первых корейских переселенцев говорят на русском языке и называют своей родиной страны бывшего Советского Союза. О том, каким был этот полуторавековой путь, рассказал журналист Владимир Геннадьевич Цой.
На новой земле
«Отправной точкой» массового переселения жителей Корейского полуострова на Дальний Восток России принято считать 1864 год. Годом ранее несколько корейцев обратились к начальнику Новгородского поста поручику Резанову с просьбой разрешить им вместе с семьями поселиться в долине реки Тизинхе. Уже к лету на означенном месте появилась одноименная деревня, в которой насчитывалось свыше тридцати корейских семей.
- Первые переселенцы переехали в Россию, потому что там было много земли, - поясняет Владимир Цой. - В Корее, особенно в северной её части, в основном горы, посевных площадей мало. Вдобавок, в конце 60-х годов там произошло сильное наводнение. Несколько лет был страшный голод, и люди, жившие по соседству с Южно-Уссурийским краем, начали переходить границу, которая там практически не охранялась. Первые переселенцы могли селиться на российской территории при том условии, что они примут российское подданство и будут обращены в христианство. Смена веры (корейцы исповедовали в основном конфуцианство и буддизм) была очень тяжелым моральным препятствием, но только так можно было получить землю.
- Когда ваша семья переселилась в Россию?
- Мои предки первоначально переехали не в Россию, а в Китай. Это был 1916 год. Если первые поселенцы бежали, по сути, из-за малоземелья, постоянных неурожаев и произвола местных чиновников, то мои родители - отец Цой Ген Хак и мать Когай Пен Нок, переселились, спасаясь от японцев, которые придирались по малейшему поводу и могли оштрафовать даже за соринку, найденную во дворе. Года три они прожили в Китае, но спокойной жизни мешали китайские разбойники-хунхузы. Два раза в год они наведывались к переселенцам и забирали все подчистую, оставляя ровно столько, чтобы семья не умерла с голоду. В 1919 году мои родители переплыли через Амур и оказались на советской территории. Отец участвовал в гражданской войне, воевал в Прибайкалье против японцев, а в 1928 году они в числе первых 65 семей добровольно отправились в Казахстан, чтобы наладить там выращивание риса.
Дело в том, что с первого же урожая, собранного на российской земле, корейцы снискали себе славу трудолюбивых и умелых земледельцев. Сначала царская, а затем и советская власти стремились использовать способности переселенцев для освоения и возделывания новых посевных площадей, которые далеко не всегда были плодородными. Однако корейцам удавалось поднимать богатый урожай даже на бросовых землях.
- Рисоводы-добровольцы, среди которых были и мои родители, образовали в Казахстане два колхоза с единым названием «Казрис» («Казахский рис») под Кызыл-Ордой и в Алматинской области. Несколько лет после того, как мы переехали, отец был председателем колхоза, а потом, как только появился первый ученый-агроном, он сразу отказался от председательства в пользу специалиста и получил должность завсклада. Несмотря на то, что новоселов высадили среди барханов, они за считанные годы подняли хорошее хозяйство почти на голом месте. Очень скоро колхоз стал зажиточным. Пример этот был показателен, и вопрос о том, чтобы использовать этот опыт, поднимался в Москве в начале 30-х годов.
Черная полоса
Расселение дальневосточных корейцев по странам Советского Союза не долго оставалось добровольной акцией. Угроза извне возрастала: в Германии пришли к власти нацисты, Япония держала в напряжении Дальний Восток. Советская власть решила укрепить рубежи и как можно скорее переместить с приграничных территорий «неблагонадежных» граждан, которыми считались немцы, поляки, курды, китайцы и корейцы.
- В 150-летней истории корейцев в России самый запутанный и трудный период - это 1937 год, потому что именно тогда произошла насильственная депортация корейского населения, - говорит Владимир Геннадьевич. - Началось все с появления странного постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б), в котором были как бы смешаны два стиля: из двенадцати пунктов в четырех говорится о выселении, в шести - о переселении, а в одном применяется и то, и другое слово. Но ведь эти слова имеют разное значение: выселение - это насильственная акция, а переселение - добровольная. Скорее всего, это результат поспешно внесенных изменений в ранее принятое постановление о переселении российских корейцев, когда вдруг выпал шанс добровольную акцию срочно переориентировать на насильственное выселение. Этот и ряд других фактов, которые сопутствовали депортации корейцев с Дальнего Востока, вызывают сомнения.Вряд ли Сталин непосредственно причастен к созданию этого документа. Как принято считать, здесь явно приложил руку Николай Ежов, который был секретарем ЦК ВКП(б). То есть имел одинаковый со Сталиным партийный статус и возглавлял Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б). Ежов, как известно, не отличался грамотностью...
Насильственное переселение в Казахстан и Узбекистан лишило корейский народ собственной автономии и родного языка. Тем не менее, корейцы, как и их предки, продолжали усердно трудиться. На новом месте они освоили тысячи гектаров земли, где прежде росли одни камыши, и добились рекордных урожаев как в довоенные, так и в сороковые годы.
- Корейцев с их статусом «неблагонадежных» в годы Великой Отечественной войны не брали в армию. Тем не менее, они были востребованы на трудовом фронте. Мой отец работал на угольных шахтах Караганды. Там он отморозил себе ноги. Помню, я был маленький, и кто-то сообщил, что мой отец в тяжелом состоянии находится в медпункте станции Кызыл-Орда. Мать поехала туда и привезла его на телеге, запряженной ослом. Откинули одеяло - а ноги уже почернели. Отец пролежал где-то с полгода, но мать каким-то чудом его вылечила. Ночами она зажигала единственную в колхозе керосиновую лампу, брала стакан марганцовки, ножницы и сама обрезала сгнившие ткани. Кое-как, но она поставила его на ноги. На обеих ступнях у отца осталось всего пять пальцев, а на подошве кожа так и не восстановилась. Летом он подкладывал вату в сапоги и кое-как ковылял. Но, тем не менее, отец занимался огородом и помог подняться всем своим детям, а было нас - пятеро.
От прошлого к настоящему
В Кыргызстан корейские поселенцы приезжали по разным причинам, но в основном - в поисках лучшей жизни. Первые появились в стране в период репрессий, в 30-е годы. Теперь корейское население в КР составляет около 20 тысяч человек, в диаспоре преимущественно выходцы из Узбекистана и Казахстана.
- В Кыргызстане я оказался, можно сказать, случайно, - рассказывает Владимир Цой. - До этого жил и работал в Казахстане. В 1975-м году меня пригласили на должность заместителя редактора газеты «Советская Киргизия» (нынешнее «Слово Кыргызстана»). Я приехал, осмотрелся, но тогда не остался. А в 1983-м году мне предложили поработать в одном журнале, пообещали в течение года дать квартиру, и я согласился. Так мы с женой и переехали в Кыргызстан.
- Вот уже несколько поколений живут вдали от своей исторической родины среди других народов. Как это сказалось на сохранении традиций, культуры и языка?
- За последние 150 лет корейцам не раз приходилось начинать все с нуля. Но они всегда жили компактно, и поэтому выстояли, сохранили национальное лицо, обогатили культуру и традиции. Что же касается языкового вопроса - те, кто считает, будто у корейцев СНГ нет языка, ошибаются. Язык есть, и это - русский. Даже первые корейцы прекрасно понимали, что значит для их детей русский язык. В селах компактного проживания, где функционировали школы с корейским языком обучения, по требованию населения все больше и больше часов отводили русскому языку.
Сегодня нам нужно прежде всего понять: что мы за корейцы? Не русские, не корейские, а чьи тогда? Я предлагаю корейцев СНГ называть советскими, так как в Советском Союзе мы выжили и состоялись благодаря русскому языку. Мы воспитаны на европейской культуре. По сравнению с теми, кто родился в Корее, у советских корейцев другой менталитет, привычки и даже походка. Празднование даты,150-летия добровольного переселения корейцев в Россию, надо использовать как можно шире, чтобы просветить корейскую молодежь, почему мы живем в странах СНГ и говорим на русском языке.
Первое официальное сообщение о переселении корейцев в Южно-Уссурийский край датировано 30 мая 1863 года: поручик Резанов рапортовал Военному губернатору Приморской области, что 20 корейских семей обратились к нему с просьбой поселиться в долине реки Тизинхе. Так же они просили защиты от нападения маньчжуров. Другой рапорт поручика Резанова свидетельствует о том, что корейцы поселились в долине Тизинхе, неподалеку от Новгородского поста, и прилежно занимаются хлебопашеством.
В годы советской власти, 21 августа 1937 года, вышло совершенно секретное постановление Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) «О выселении корейского населения пограничных районов Дальневосточного края». Месяц спустя последовала новая директива: постановление Совнаркома СССР «О выселении корейцев с территории Дальневосточного края». На 25 октября того же года в Казахстан было отправлено 20 170 семей (92 256 человек), в Узбекистан - 15 272 семьи (76 525 человек). Всего в Среднюю Азию было депортировано около 172 тысяч корейцев.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №17, 2014 год
Комментарии