Осенью 2015 года в КР состоятся парламентские, а затем и президентские выборы. Одни граждане будут решать, за кого голосовать, другие - стоит ли вообще идти на избирательный участок, а третьи и вовсе принципиально откажутся участвовать в этом процессе не из-за безразличия к судьбе страны, а потому что уверены: их голос ничего не изменит.
Однако есть надежда, что в этот раз всё пройдёт по-другому, ведь грядущий избирательный процесс будет богат на всевозможные нововведения: взять хотя бы биометрическую идентификацию. О том, как ведётся подготовка к выборам-2015, нам рассказала Гульнар ДЖУРАБАЕВА, заместитель председателя Центральной избирательной комиссии.
Биометрический прогресс
Рассказ о нынешнем состоянии избирательного процесса, Джурабаева начала с самых распространённых нареканий в адрес избирательной комиссии. Во-первых, так называемые «карусели» - когда целые группы людей организованно ездят с участка на участок и, будучи в сговоре с кем-либо из членов участковой комиссии, голосуют по несколько раз. Во-вторых, итоговый протокол, оформленный ненадлежащим образом. В-третьих, «вбросы» - когда в урну для голосования отправляют сразу несколько заранее отмеченных бюллетеней.
- В прошлом году в мае Национальный совет по устойчивому развитию КР при президенте выступил с инициативой о реформировании избирательного процесса, чтобы итоги голосования были достоверными, - сообщила заместитель председателя ЦИК. - Тогда же поступило предложение сделать это с помощью биометрических данных. Была поставлена задача - создать Единый государственный регистр населения, в котором бы эти данные содержались. Дело в том, что сегодня, приходя на избирательный участок, голосующий предъявляет ID-карту. При этом наблюдатели даже не имеют возможности убедиться, кому она принадлежит: избирателю, его соседу или брату. А если будет создан электронный список, содержащий и фотографии, и PIN-коды, и отпечатки пальцев, мы сможем надёжно идентифицировать каждого гражданина, который приходит на выборы. После этого в списке избирателей автоматически появится отметка, что этот человек уже голосовал. Следовательно, количество извлечённых из урн бюллетеней не должно превышать количество идентифицированных избирателей. При такой системе будет невозможно голосовать за другого, устраивать «карусели» и делать «вбросы».
- То есть, избирательный процесс уже рассчитан на использование биометрических данных?
- Модель избирательного процесса, которую утвердил ЦИК, предусматривает автоматическое распознавание избирателей. Если ГРС передаст нам базу с биометрическими данными, значит, идентификация будет происходить, в том числе и с помощью отпечатков пальцев. Если нет - процесс всё равно будет автоматизирован, просто идентифицировать будем каким-либо другим способом.
- Что ещё, помимо создания биометрической базы данных, нужно успеть сделать до выборов?
- Необходимо навести порядок по адресам. Например, у гражданина в ID-карте в графе «Место жительства» указана улица Советская, хотя сейчас она носит название Байтик баатыра. Нужно, чтобы вся история переименований тоже где-то отражалась. Именно поэтому еще в октябре прошлого года ЦИК инициировала проект постановления правительства, предусматривающий создание универсального справочника для всех госорганов, где улицы были бы кодифицированы. Для нас это важно, потому что участки расположены по адресам, а если где-то улица указана как Советская, а где-то - как Байтик баатыра, машина фиксирует два разных места жительства. Также, кстати, и с ФИО: например, моя фамилия в одном случае пишется Джурабаева, в другом - Журабаева. Техника считает, что это два разных человека. Необходимо, чтобы госорганы использовали единый источник адресов и имён для создания своих баз данных, и тогда мы сможем обмениваться информацией.
Умная урна
- Какие технические нововведения появятся на избирательных участках?
- В Южной Корее, где побывал в составе делегации председатель ЦИК, была озвучена просьба оказать помощь избирательному процессу в Кыргызстане, и международное агентство по сотрудничеству выразило готовность поддержать нас. Южнокорейская компания предложила апробировать урны со сканером, которые автоматически считывают бюллетени, исключая вбросы и человеческий фактор при подсчёте. Мы уже использовали это оборудование в городе Токтогул на выборах в горкенеш, которые прошли в апреле. Результат был очень хороший: люди доверились этой технике, проявили большой интерес к процессу, не было даже попыток фальсификаций. 3 августа будут проводиться выборы в один из аильных кенешей, и принято решение вновь использовать электронные урны. Таким образом, мы подготовим людей к нововведениям, используя подобное оборудование в различных местах. Конечно, мы не можем исключить подкуп избирателей, но с помощью современных технологий ситуация на самом избирательном участке будет взята под контроль.
Предполагается, что в день, когда будут проводиться парламентские выборы, сразу после окончания голосования урны закроют. Автоматически будет сформирован и распечатан протокол, который раздадут всем наблюдателям. Одновременно урна передаст данные на центральный сервер, где, по планам, в режиме он-лайн граждане смогут наблюдать за ходом и итогами голосования. Затем урну опечатают и привезут в территориальную комиссию. Данные будут сняты с помощью флешки - разумеется, не такой, которой мы пользуемся в повседневной жизни, а особого оборудования определенной конфигурации с дешифратором. Флешки тоже будут опечатываться в присутствии наблюдателей.
- На ваш взгляд, подобные меры помогут улучшить качество выборов в Кыргызстане?
- Для нас большая проблема - это поствыборные конфликты. Иногда говорят: зачем вы используете такое сложное дорогостоящее оборудование? Дескать, во многих странах Европы обходятся без этого. Но дело в том, что в Кыргызстане уровень недоверия к выборам настолько высок, что люди перестают ходить на избирательные участки и ни во что не верят - для страны это разрушающий фактор. Поэтому, в отличие от европейских государств, мы должны предпринять дополнительные меры, чтобы избежать этого. Некоторые члены ЦИК, и я в том числе, ездили в Монголию. Мы были впечатлены тем, как там проходят выборы. Монгольцы тоже не от хорошей жизни пришли к тому, что стали использовать автоматическую идентификацию избирателей и автоподсчёт голосов. В 2008 году в стране после выборов возникли очень серьёзные конфликты, два партийных офиса были сожжены. Тогда в Монголии приняли решение ввести эти технологии. В прошлом году, когда были выборы президента, нынешний глава государства выиграл с минимальным перевесом, речь шла о долях процента - и после этого не было никаких возражений. Хотелось бы, чтобы и в Кыргызстане участники выборного процесса смогли признать, что выборы - честные, прозрачные, и тогда не будет всеобщего разочарования. Граждане будут нести большую ответственность за качество власти, понимая, что результаты не подтасовывались, и это был действительно их выбор.
Справка: Центральная избирательная комиссия КР - это государственный орган, обеспечивающий подготовку и проведение выборов, референдумов в Кыргызской Республике и возглавляющий систему избирательных комиссий. Также госорган в пределах своих полномочий рассматривает поступившие от граждан предложения, заявления и жалобы о нарушениях законов Кыргызской Республики в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдумов, и проводит по ним проверки. Состав ЦИК формируется сроком на пять лет и состоит из двенадцати членов, из которых одна треть назначается президентом КР, другая - парламентским большинством, третья - парламентской оппозицией.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №31-32, 2014 год
Комментарии