Незадолго до начала учебного года, 18 августа, мэр столицы Кубанычбек Кулматов подписал постановление «Об организации питания в образовательных организациях города Бишкек». Согласно документу, с сентября 2014 года функции Департамента социального питания по закупкам продуктов для школ и детских садов и ведению отчётности выполняют районные центры образования, а полномочия ведомства по своевременному финансированию и контролю за использованием средств переданы Управлению образования мэрии Бишкека. Для чего проводилась данная реорганизация и к чему она может привести?
НАЗАД В 90-Е?
Появление муниципального постановления в середине августа не получило большой огласки и не вызвало особого резонанса. Разве что правозащитница Анара Дауталиева организовала небольшую «сольную» пресс-конференцию, где раскритиковала действия муниципалитета и конкретно градоначальника. По её словам, Кулматов одним росчерком пера фактически ликвидировал орган, работа которого едва наладилась.
- Два года назад ко мне обратились арендаторы школьных столовых с просьбой защитить их от произвола мэрии, - сообщила правозащитница. - После моей пресс-конференции была организована депутатская комиссия, которая выявила очень много нарушений. Начались громкие отставки сотрудников Департамента социального питания. Мой двухгодичный труд увенчался тем, что коррупционные риски были минимизированы. Тендерная комиссия начала работать прозрачно. Мелкие перекупщики «отсеялись», появились крупные производители молока, масла, мяса, наладилась поставка качественных продуктов. Систематизировалась оплата поставщикам и арендаторам.
Дауталиева отметила, что с мая 2014 года ДСП стал функционально самостоятельным органом, так как организовывал полный цикл в сфере питания: проведение конкурсных торгов, закупка и поставка продуктов питания, расчёт, контроль. Однако градоначальник своим постановлением передал полномочия ДСП Управлению образования мэрии города Бишкек и районным центрам образования.
- Практика, которую сегодня предлагает Кулматов, уже потерпела фиаско в 90-х -2000-х годах. Элементарно, дети останутся голодными. И ни одна заведующая детсада, ни один директор школы никогда не будет противоречить районным центрам образования, потому что они зависят от этой системы, - заявила Дауталиева.
Она выразила опасение, что в конкурсных торгах отныне будут участвовать родственники высокопоставленных чиновников от мэрии, управления образования и других заинтересованных сторон. Под прикрытием социального питания могут осуществляться коррупционные схемы и откаты. Поставкой продуктов питания начнут заниматься перекупщики, которые не заботятся ни о качестве, ни об адекватной стоимости продуктов питания. Также правозащитница отметила, что для осуществления полномочий ДСП районным центрам и Управлению образования придётся содержать штат до 81 единицы, в то время как сегодня в РЦО работают всего 6-7 специалистов.
- Районные центры образования будут ежедневно сводить баланс с поставщиками, принимать отчёты заведующих садиков, арендаторов столовых в школах. Таким образом мы можем забыть о качестве образования и успеваемости. Эти структурные подразделения мэрии города Бишкек станут заниматься только организацией питания, потому что там живые деньги и возможность для сговора. И ещё: четыре района города - четыре цены. Об оптимизации и экономии средств не может быть и речи. Без единой цены на продукты питания не будет соблюдения нормы питания и калоража. Думаю, мэр знает эту систему. На кону или бизнес-интересы его окружения, или содержание образования и здоровье подрастающего поколения, - заявила правозащитница.
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ…
Как будто в подтверждение слов Анары Дауталиевой, в первых числах сентября на одном из новостных сайтов появилось сообщение, что в детских садах Октябрьского района не обнаружилось молока, а в школах - хлеба. Дескать, районные центры образования не успели вовремя заключить договора с поставщиками молочных продуктов и хлебобулочных изделий. Однако директор школы № 60 Малик Дайров в беседе опроверг эту информацию.
- Я не знаю, какие школы остались без хлеба. У нас он был и есть. Сегодня все директора присутствовали на комплектовании, и я не слышал от них подобных претензий. Существуют муниципальные пекарни, которые бесперебойно обеспечивают учебные учреждения хлебом. Уж с чем с чем, а с этим продуктом проблем нет.
- А в целом передача функций ДСП районным центрам образования как-то повлияла на организацию и качество питания?
- У каждой школы свои арендаторы столовой. Пока всё нормально, столовые функционируют. Сейчас центры образования как раз работают по вопросам школьного питания.
В школе №3 на звонок ответила завхоз и порекомендовала по вопросам школьного питания поговорить с арендатором школьной столовой.
- Только я не знаю её номер телефона... А что сами не придёте? Приходите: поговорите с поваром, посмотрите, какая столовая у нас хорошая. Это же надо с глазу на глаз обсуждать, а не по телефону.
На следующий день я отправилась в 3-ю школу. Охранник, узнав о цели моего визита, «перенаправил» меня к директору школы Гульмире Мусиевой, которая на тот момент как раз находилась в фойе. Как оказалось, школьная администрация совсем не была настроена на общение с прессой. Даже не уточнив, что именно я хочу узнать о школьном питании, директор отказалась что-либо комментировать.
- Где у вас разрешение на это? Со мной лично вы не договаривались. Никакого интервью о школьном питании я давать не буду, - категорично заявила Гульмира Мусиева и удалилась. Соответственно, посетить школьную столовую мне тоже не довелось.
В свою очередь, в Центре образования Октябрьского района пояснили, что накладки с поставкой продуктов питания в образовательные учреждения были по всему городу, но они носили временный характер и касались только детских садов:
- Это рабочие моменты, раньше такое тоже иногда случалось. Но мы всё решили, договора с поставщиками заключены, и проблем с ними быть не должно. Видимо, кому-то просто выгодно распускать подобные слухи, кому - не знаю. У нас всё нормально, дети не голодные, всё идёт своим чередом, как и положено.
«МЫ НЕ БОИМСЯ РАБОТЫ…»
Одним словом, ни в защиту, ни в упрёк «реформам» мэра в области школьного питания пока сказать нечего. На вопрос, для чего вообще она проводилась, начальник Управления образования при мэрии Сауле Мейрманова сказала, что реорганизация должна поспособствовать улучшению качества питания в образовательных учреждениях.
- Раньше, шесть лет назад, организацией школьного питания занимались районные центры образования, и было принято решение вернуться к этой практике, - пояснила она. - При этом учитывалось мнение родителей, директоров школ, поскольку были проблемы с поставкой качественных продуктов и различные нарушения со стороны Департамента социального питания. Конечно, мнения на этот счёт - разные, для нас это большая нагрузка, но работы мы не боимся. Главное, чтобы качество питания было соответствующим. Повышается ответственность руководителей самих школ, районных центров образования, контроль со стороны акимов каждого из четырёх районов, и это облегчает задачу. Кроме того, сейчас у нас в школах работают программы продовольственной безопасности, запущен проект ВПП ООН.
Также Мейрманова сообщила, что проблему нехватки специалистов возможно решить введением дополнительных штатных единиц, а действующие сотрудники РЦО уже прошли обучение по госзакупкам. По её словам, прозрачность закупок осуществляется так же, как и раньше: все торги проходят открыто, информация о них размещается на портале государственных закупок.
Таким образом, остаётся надеяться только на трудолюбие Управления образования мэрии и РЦО, ведь от них теперь зависит качество не только учебного процесса, но и школьного питания. Главное, чтобы одно другому не мешало.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №38, 2014 год
Комментарии