воскресенье, 22 декабря 2024
Мёрзлое дело — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Кристина УбайдуллаеваRSS

Мёрзлое дело

Мёрзлое дело

22 октября 2014 11:15    Просмотров: 7311

В Кыргызстане, равно как и во всём мире, тают ледники. Разумеется, ничего хорошего это явление не сулит, более того - в будущем оно грозит обернуться серьёзной экологической катастрофой. Пока этого не произошло, депутаты Жогорку Кенеша решили принять меры, а именно: создать закон, который помог бы уберечь ледники от исчезновения. Парламент одобрил законопроект в трёх чтениях, однако президент КР Алмазбек Атамбаев не стал его подписывать, а отправил на доработку. Вердикт согласительной комиссии тоже был отрицательным. Почему же «забраковали» столь важную, по мнению законодателей, инициативу?

Законопроект «О ледниках» был представлен на заседании парламента 27 июня прошлого года. В нём депутаты обозначили необходимость создания государственного реестра ледников, а также определить политику по их охране и правовые нормы по их использованию.
- Законом запрещается выпуск, распыление или хранение загрязняющих или химических веществ, продуктов или отходов любого характера или объёма. Близ ледников не разрешается строительство объектов промышленности или инфраструктуры, за исключением тех, которые необходимы для научных исследований и предотвращения рисков, - сообщила инициатор документа Эркингуль Иманкожоева на пленарном заседании, где закон рассматривался в первом чтении.

Список запрещённых действий продолжили разведка и разработка недр, а также строительство и запуск объектов промышленности в ледниковой и приледниковой среде. Создатели проекта закона пояснили, что он не будет распространяться на компании, которые уже получили лицензию и работают на ледниках.
23 апреля текущего года законопроект был одобрен в третьем чтении. Последнее слово оставалось за Алмазбеком Атамбаевым, однако глава государства отправил закон на доработку: как сообщил отдел информационной политики Аппарата президента, в связи с нарушением процедуры принятия законов, влекущих сокращение доходной части бюджета.
- Этот Закон неминуемо приведёт к выпадению средств бюджета, поскольку устанавливает запрет на разработку месторождений полезных ископаемых открытым способом на ледниках, снежниках и в зоне распространения многолетней мерзлоты, - отмечается в возражении президента. - Следовательно, согласно этому Закону ныне действующие добывающие предприятия должны будут перейти на подземные разработки. Поэтому работа  приостанавливается для перепрофилирования способов добычи. Это неминуемо приведёт к неполучению доходов добывающими предприятиями и росту их расходов, а значит и к прекращению уплаты налогов. Тем самым государство недополучит запланированные от обязательных платежей и налогов доходы.

Быть или не быть?

15 октября в Бишкеке состоялась встреча Клуба экологической журналистики, где чиновники и учёные более детально разъяснили, почему созданный законопроект «О ледниках» - это, по сути, бесполезный труд.
- После того, как президент вернул документ на повторное рассмотрение, правительством была создана рабочая группа для всестороннего изучения проекта закона. В неё были включены учёные, эксперты, представители правительственных структур, НПО, - рассказала начальник информационно-аналитического центра Департамента водного хозяйства Екатерина Сахваева. - В результате работы мы пришли к следующим выводам: во-первых, процесс деградации ледников в Кыргызстане происходит в связи с глобальными изменениями климата. Распад оледенения – это длительный процесс, он измеряется многими десятилетиями, столетиями. Остановить его силами одного Кыргызстана невозможно, необходимы меры планетарного масштаба по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу. Во-вторых, в действующем на протяжении двадцати лет законодательстве КР уже предусмотрен запрет деятельности, отрицательно влияющей на состояние ледников, поэтому особой необходимости в законе о ледниках мы не увидели.

Сахваева отметила, что хоть предложенный закон и направлен на сохранение ледников, реальных механизмов их защиты он не дает, поэтому рабочая группа разработала два варианта предложений. Первый: отказаться от принятия Закона «О ледниках» вообще, а вместо этого поддержать законопроект о внесении изменений и дополнений в Водный кодекс КР, уже одобренный постановлением правительства. Второй вариант: доработать представленный Закон «О ледниках» с учётом всех замечаний.
- Кроме того, были выработаны отдельные предложения. Поскольку ощущается дефицит бюджетных средств, необходимо принять закон об установлении размера платы за пользование водой как природным ресурсом и предусмотреть отчисление части средств на проведение мониторинга ледников. Также предлагается продолжить развитие реформ водного сектора, либо создать отдельное агентство водных ресурсов при правительстве КР, - сообщила Сахваева.

Танцы с бубном

В свою очередь, директор Института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР Дуйшон Маматканов подчеркнул, что проблему ледников подняли не с научной, а с политической точки зрения. По его словам, специалисты Института к созданию законпроекта не привлекались, в то время как сами учёные неоднократно высказывали своё мнение и замечания по содержанию документа.
- Человек не имеет возможности сохранить ледники, но может наблюдать за ними, вести мониторинг и адаптироваться к результатам изменения, - заявил Маматканов. - Ледники тают из-за глобального изменения климата. Что ж теперь, писать закон о ледниках, завтра - о снегах, а послезавтра - о дождях? Это глупости! Такой нормативно-правовой акт вообще не нужен. У нас есть Водный кодекс, который предусматривает все эти проблемы, туда можно внести изменения, если это необходимо.
Учёный отметил, что на создание нелепого законопроекта депутатов «сподвигла» деятельность золоторудного предприятия «Кумтор». Дело в том, что самая богатая часть месторождения золота оказалась под ледником «Давыдов», и чтобы добраться до него, было принято решение «подвинуть» ледниковые массы.
- Ледник никуда не делся, его просто перенесли на другое место. Более того, он приносит пользу: хотя сам он интенсивно истощается, под ним ледники не тают, - заверил Маматканов. - Было подсчитано, что если ледник «Давыдов» будет естественно таять, объем воды составит всего 0,009 % от стока Нарына. Конечно, как учёные, мы должны сохранять и изучать ледники. Но с экономической точки зрения, есть ледник «Давыдов» или нет - кыргызстанцам ни холодно, ни жарко.
Маматканов добавил, что из-за глобального потепления из 8 тысяч ледников Кыргызстана две тысячи уже потеряны.

Лёд на вес золота

Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам КР тоже не пришло в восторг от депутатской инициативы. Как отметил представитель ведомства Эльдияр Муканов, закон напрямую затрагивает горнорудную сферу, поскольку ключевые предприятия находятся в зоне высокогорья, где формируются ледники.
- Госагентство по геологии так же дало отрицательное заключение к принятию данного закона. Мы не против того, чтобы сохранить ледники, но нужно подходить к этому вопросу разумно, с учётом экономических интересов страны. Горнорудные предприятия формируют львиную долю бюджета, и за счёт этих средств государство содержит весь социальный сектор. Принятие закона приведет к остановке предприятий, которые вступали на рынок Кыргызстана на иных условиях. Если на половине пути менять правила игры для инвесторов, это плохо скажется на инвестиционной привлекательности страны, - пояснил Муканов.

Эксперт-гляциолог Рыскул Усубалиев отметил, что ледники охранять необходимо, причём на законодательном уровне. По его мнению, соответствующие нормы нужно прописать хотя бы в Водном кодексе - но не так, как это попытались сделать парламентарии.
- Одна из причин, почему закон был отправлен на доработку, – это то, что он будет отпугивать инвесторов. Многие полезные ископаемые находятся в высокогорной зоне, в том числе в районе ледников. Также отсутствует указание границ охраны ледников. Другая проблема касается туризма и спорта. В развитых странах на ледниках размещают горнолыжные комплексы, а в представленном документе запрещаются любые виды хозяйственной деятельности. Этот закон нужно или доработать, или вообще не принимать, - полагает эксперт.

Научный секретарь Института водных проблем НАН КР Ольга Эрдман заявила, что на сегодня в мире вообще не существует технологий, позволяющих сохранить ледники от климатического влияния. Потепление неминуемо ведёт к деградации оледенения, и противопоставить этому нечего. Единственный прецедент принятия закона о ледниках был в Аргентине, да и тот не действует.
- Для меня не совсем понятно, как можно охранять ледник. Допустим, не располагать там горнорудные предприятия. Но можно на пальцах двух рук пересчитать ледники, где находятся месторождения. Нужно взвесить все «за» и «против»: доходы, которые будут поступать, если приглашать инвесторов, и убытки, которые повлечёт потеря ледника, - отметила Ольга Эрдман. - Прочитав проект закона, мы высказали мнение, что он совершенно не нужен. Ничего нового он не даёт, вполне достаточно внести дополнения в Водный кодекс. Будем надеяться, что депутаты примут правильное решение.

Фото Владимира Банникова

Я рекомендую 2 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Белек Сарымсаков 

КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ?

Как сделать город узнаваемым, удобным и благоприятным для проживания?

 Владимир Банников 

ВЫБИРАЕМ ПОДАРКИ ПРАВИЛЬНО

Расскажу, как я уже не первый год, готовлю подарки для дорогих мне людей.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.