«АиФ-Кыргызстан» продолжает серию публикаций, посвящённых 70-летию Великой Победы. В преддверии 9 мая мы бы хотели поведать ещё одну фронтовую историю, которая основана на воспоминаниях участника ВОВ. После того, как ветерана не стало, его дети решили увековечить записи отца и издали книгу «Страницы жизни», куда вошли идеологическое завещание, автобиографический очерк и несколько стихотворений на кыргызском и русском языках.
Читая воспоминания Адыкана Сарымсакова, понимаешь, насколько сложной была судьба этого человека - под стать времени, в котором он жил. Адыкан рано осиротел: мать умерла от ангины, когда ему было 12 лет, а через 8 месяцев ушёл из жизни и отец. Подростку приходилось много работать за гроши на богатых односельчан.
В 17 лет Сарымсаков устроился на угольную шахту разнорабочим. Получая первую зарплату, он поставил в ведомости крестик вместо подписи, так как не был обучен грамоте. Позже стал забойщиком и пошёл учиться в школу по ликвидации безграмотности при шахте.
В октябре 1935 года Сарымсаков был призван в армию в кавалерийский полк в Фергане, а в январе 1938-го поступил на службу в Народный комиссариат внутренних дел. 3 мая 1939 года женился. В марте следующего года родилась старшая дочь. Эти и другие события описываются в автобиографическом очерке Адыкана Сарымсакова, но мы остановимся подробнее на главе под названием «Война».
ПРОФЕССИЯ - РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ
Когда германские войска напали на СССР, Адыкан Ураимович работал в следственных органах в Советском районе Ошской области. В ночь на 22 июня 1941 года он проводил задержание преступника и домой вернулся лишь под утро.
«Часов в одиннадцать меня разбудил дежурный, срочно вызвали в отдел. Придя на работу, я узнал, что немцы нарушили границы нашей страны и объявили нам войну…Мы, все работники отдела, пошли на городской митинг, который проводил первый секретарь райкома партии Усьянов. Все выступающие говорили о том, что готовы сражаться до последней капли крови».
В октябре 1942 года по поручению Ошского военного комиссариата Сарымсаков отправился в Алма-Ату. Там он прослужил политруком в одной из запасных стрелковых рот Панфиловской дивизии. В мае 1943 года его перевели в Рязанское артиллерийское училище, которое базировалось в Алма-Ате, а затем в Саратов - в танковое училище.
«За шесть месяцев мы изучили новый тяжёлый танк ИС-122 и самоходную артиллерийскую установку ИСУ-152 с калибром 152 мм, длиной ствола 9 м и весом снаряда 60-80 кг.
В октябре 1943 года, после досрочного окончания училища, меня направляют в Подмосковье, в заново набранный 366-й гвардейский Могилёвский орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого самоходный полк, с которым в ноябре я пошёл на фронт. Тяжёлый самоходный полк состоял из 25 самоходок ИСУ-152 и делился на пять рот, в каждой по пять установок. Мой экипаж боевой машины состоял из 5 человек: меня - командира установки, механика-водителя, командира орудия и двух заряжающих».
Бойцов отправили в Молдавию - на линию фронта, где им предстояло разбить Ясско-Кишинёвскую группировку. Скорее всего, речь идёт о Ясско-Кишинёвской операции - одной из крупнейших и самых удачных стратегических операций советских войск.
«Особо в первое время мы ничем не отличались: немцы терпели одно поражение за другим и в срочном порядке отходили назад, уничтожая за собой всё - мосты, оборонительные сооружения и другие военные объекты.
После разгрома Кишинёвской группировки Советская армия перешла на территорию Румынии. Фашисты с каждым боем дрались всё яростней, однако, преодолевая упорное сопротивление, с тяжёлыми боями мы вышли к реке Прут. Переправившись через реку, наш полк вошёл в румынский город Галац. Всё население города вышло к нам навстречу с цветами и слезами радости на глазах. Многие брали камни и стучали по броне установок - фашисты говорили им, что советские танки резиновые, а солдаты и офицеры - людоеды».
ТАК БЫВАЕТ НА ВОЙНЕ…
Советские войска продвигались всё дальше вглубь Румынии, освобождая города Брэила, Бухарест, Тимишоара. Под сплошным шквальным огнём переправились на паромах через Дунай. Преследуя противника, миновали город Лом и вошли в небольшой городок Зайчар.
«В центре города находилась небольшая круглая площадь, от которой лучами расходились все улицы. Разделившись на группы, мы проехали весь город и встретились опять на площади, не сделав ни одного выстрела. Мы вышли из машин и стали совещаться. И в это время со всех сторон раздались выстрелы - фашисты открыли огонь из пушек, автоматов и миномётов. Три наших машины были сразу охвачены огнём, моя и ещё одна едва успели укрыться за домами. Бой продолжался до самой ночи. Погибли два командира установок и несколько солдат, командир роты Красновский пропал без вести. По военным правилам, в случае смерти командира роты, командование принимает командир первой машины, и я принял роту. Ночью я собрал весь личный состав роты (осталось 30 человек), мы разделили оружие на всех и заняли оборону площади. В это время к нам подошёл один местный житель, сказал, что он партизан, и обещал привести к нам на подмогу 30-40 человек. Не обманул».
С наступлением утра бой продолжился. Советские бойцы и местные партизаны изо всех сил сдерживали натиск фашистов. Вскоре подошло подкрепление, и после продолжительного боя противник был повержен. Вот тогда-то и появился пропавший без вести ротный Красновский - целый и невредимый. Через несколько дней ему присвоили звание «Герой Советского Союза», Сарымсакова наградили орденом Отечественной войны 2-й степени, остальным участникам боя за город Зайчар вручили ордена и медали разных степеней.
«Что же было на самом деле? А случилось следующее: когда нас окружили немцы в центре города и подожгли три наших танка, наш «герой» спрятался в одном из домов и наблюдал за происходящим. После того, как подошли наши, он как ни в чём не бывало, подошёл к начальнику штаба майору Горбунову и доложил ему обстановку. После оглашения Указа мы обратились к командиру полка и рассказали о случившемся. Он пригласил начальника штаба, Красновского и меня в штаб с разъяснениями по прошедшему бою. Комполка долго возмущался, кричал на них, а в конце сказал: «Что я теперь доложу Верховному Совету? Извините, мол, мы ошиблись? Да меня расстреляют за это!» и добавил: «В следующем бою отработаете…».
В одном из боёв, который произошёл через несколько дней, осколком от снаряда был убит ротный Красновский... Вот так бывает на войне».
ПРОПАВШИЙ КИТЕЛЬ
Войска продолжали двигаться на запад. Сарымсаков вспоминает, как всюду люди радовались своему освобождению. Особенно тепло, с цветами и радостными криками, советских бойцов встречали в Болгарии. Затем с тяжёлыми боями освобождались югославские города Кралево, Сараево, Ниша, Белград и венгерские города Секешфехервар, Дьёр, Будапешт. В апреле 1945 года полк, в котором служил Адыкан Сарымсаков, дошёл до Австрии.
«Мы остановились на окраине небольшого австрийского городка в одном из домов. К вечеру была команда штурмовать город, и, как обычно перед большим сражением, мы тщательно осматривали технику, готовили снаряды… В это время нашему полку привезли новое обмундирование. Как сейчас помню, это была стального цвета форма с чёрным бархатным воротничком. Как-никак, мы были армией освободителей, и наше командование хотело, чтобы мы выглядели достойно. Сидим, надеваем ордена и медали, перекладываем документы в новые гимнастёрки, готовимся к бою. Сложив форму на стулья, вышли во двор помочь экипажу. В это время по дороге мимо нас проходила пехота в сторону Вены. Из колонны к нам подошли два офицера и попросили воды. Я сказал, что они могут войти в дом и набрать воды сколько угодно. Через некоторое время офицеры, поблагодарив нас, отправились догонять своих.
Окончив работу, мы зашли в дом умыться и переодеться.. Я с ужасом увидел, что моей формы нет… Как полагается в таких ситуациях, доложил особисту полка и, взяв двух солдат, поехал догонять ту роту. По дороге широкой рекой шли войска, танки, машины, одним словом, не зная ни номера части, ни фамилий, мы не нашли тех офицеров и ни с чем вернулись в полк.
История забылась, а спустя несколько недель после окончания войны, уже находясь в далёкой Корее, я получил телеграмму из Кеминского районного комиссариата Киргизии с просьбой сообщить, жив ли офицер Сарымсаков Адыкан. Я написал ответ, что жив-здоров и нахожусь в Корее. Следом пришло письмо от жены. А произошло следующее: она получила извещение о гибели мужа во время боёв за Вену, полевую книжку, ордена, медали и 7 тысяч рублей. Выплакав все слёзы, она провела поминки и стала ещё одной вдовой в селе. И тогда я вспомнил про свой пропавший под Веной китель с медалями и документами. Догадываюсь, погиб тот офицер, пал в бою смертью храбрых. На войне есть такое правило - после боя подбирают всех убитых и хоронят в братских могилах, а документы и награды вместе с личными вещами отправляют на родину погибшего. При погребении нашли у того офицера мои документы, ордена, письма с адресом Кеминского района... Туда и отправили мои вещи вместе с похоронкой».
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
8 мая 1945 года был подписан Окончательный Акт о безоговорочной капитуляции Германских вооружённых сил. Во всех войсках объявили об окончании войны. Адыкана Сарымсакова это радостное известие застало в Чехословакии, где бои за Прагу шли до 15 мая. Однако для него война не окончилась: в составе 201 полка Адыкана Ураимовича отправили на войну с Японией. Приказ о демобилизации пришёл только в июле 1946 года, и офицер наконец смог вернуться домой, к своей семье.
После войны Сарымсаков работал заместителем начальника спецколонии особого режима в Кеминском районе. Затем его перевели во Фрунзе, где он работал в МВД, а затем - в Управлении мест заключения. Всю свою жизнь Адыкан Ураимович оставался верен своим принципам и чести, и то же самое завещал своим потомкам. Доблестный офицер, ветеран ВОВ Адыкан Сарымсаков ушёл из жизни в 2000 году в возрасте 87 лет.
Из идеологического завещания А. Сарымсакова:
Главное – живите дружно, как подобает родным, уважайте старших и слушайте их советы, а старшие – будьте примером для младших во всём.
По каждому важному вопросу советуйтесь друг с другом, в трудные моменты помогайте друг другу и материально, и духовно.
Учите детей своим примерным поведением. При них никогда не сквернословьте, не хвалите в их присутствии, не балуйте детей деньгами и дорогими подарками. Младших детей при гостях не сажайте за стол.
На работе ведите себя скромно, никогда не хвалитесь своими успехами и положением, пусть другие хвалят вас.
Не обижайте и не унижайте подчинённых. Не обещайте заранее выполнить просьбы других, если не можете сделать это вовремя.
Оказывайте помощь тем, кому трудно живётся.
Руслан Сарымсаков, старший сын ветерана: Я запомнил отца очень спокойным, уравновешенным и рассудительным человеком. Видимо, всю злость и гнев он выплеснул на фашистов, когда воевал. Он никогда не поднимал руку на детей. Если мать нас наказывала, то отец даже в угол никогда не ставил.
О войне он старался говорить как можно реже. Отец стал вспоминать о ней только в последние годы жизни, когда начали возрождаться нездоровые силы - вроде нацизма, межнациональной розни. Он был против этого. На фронте люди разных наций воевали плечом к плечу, все они были как братья. Адыкан Сарымсаков - кыргыз, был командиром танка, в его экипаже был татарин, украинец и русский, и они не делали различий между собой. Видя, как зарождается зло, которое может привести к плачевным результатам, он не мог молчать.
Года за три до своей смерти отец начал писать книгу, в которой вспоминал всё о своём прошлом, в том числе и о войне. Он хотел передать свои воспоминания нам, чтобы мы не забывали свою историю, а заодно преподать нам жизненный урок. В наше время родители редко стараются привить своим детям хорошие человеческие качества. То, что есть в нас хорошее - это от родителей.
Белек Сарымсаков, сын ветерана: Отец буквально до последнего дня писал свой автобиографический очерк, в котором рассказал о жизни в довоенные годы, о войне, о победе. У него была отличная память. Книга «Страницы жизни» вышла в свет через год после его смерти. Первое издание быстро разошлось, и в 2013 году мы переиздали её тиражом около тысячи экземпляров.
Рассказывая о своём военном прошлом, папа вспоминал историю об украденном кителе с документами, из-за которого его сочли погибшим. Мать ведь два раза его похоронила: первый - когда пришла похоронка и второй - когда отца отправили на войну с Японией (информация была засекречена, и очень долго от него не было вестей).
Если говорить о самых главных качествах Адыкана Сарымсакова, то это человечность, толерантность, спокойствие, интернационализм. Это был человек с большим жизненным опытом. Отец написал идеологическое завещание всем своим детям, внукам и правнукам. В нём содержатся очень простые, и в то же время мудрые и правильные напутственные слова. Отца нет с нами уже 15 лет, а его советы актуальны не только для нынешнего, но и для всех последующих поколений.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №18-19, 2015 год
Комментарии