воскресенье, 22 декабря 2024
ОТХОДНЫЕ ПУТИ — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Кристина УбайдуллаеваRSS

ОТХОДНЫЕ ПУТИ

ОТХОДНЫЕ ПУТИ

12 ноября 2015 15:32    Просмотров: 6257

Мусор можно без преувеличения назвать одной из самых наболевших тем для столицы Кыргызстана. Два года назад Бишкек попал в список самых грязных городов мира, заняв 16 строку в малоприятном рейтинге, а прозвище «Мусор-сити» уже давно стало синонимом к названию города. Как избавить столицу от этой незавидной репутации?

В минувшую среду в Бишкеке прошли вторые «Городские разговоры», посвящённые проблеме мусора. Основной темой обсуждений стала ныне существующая система управления отходами, а также решения, которые помогут улучшить ситуацию с мусором в городе. По этому поводу у неравнодушных горожан накопилось немало вопросов и замечаний. На сей раз их было, кому адресовать: в мероприятии принимал участие мэр столицы Кубанычбек Кулматов.

ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Первым делом, градоначальник сообщил о достижениях городских властей в борьбе с отходами. Так, муниципалитету удалось решить проблему вывоза мусора.
-  Раньше водитель машины МП «Тазалык» зарабатывал всего 7 тысяч сомов, и при этом машину он чинил сам. Неудивительно, что сотрудники предприятия воровали и халтурили при каждом удобном случае: у них не было мотивации работать на совесть. Бывало и такое, что 10-тонные самосвалы приходили на свалку с 50 килограммами мусора, - рассказал Кубанычбек КУЛМАТОВ. - В итоге мы уволили всех водителей и на контрактной основе передали им машины с условием, что мы будем платить за мусор. То есть, сегодня водитель мусоровоза - не служащий муниципалитета, а наш партнёр, бизнесмен.
По словам мэра, такой расклад в корне изменил отношение водителей к работе: они стали заинтересованы в том, чтобы вывозить как можно больше отходов, и даже начали просить дополнительную работу, а то и «воровать» мусор друг у друга.
- Мы платим от 540 до 800 сомов за одну ходку: это, в среднем, 110 контейнеров, или примерно до 10 тонн мусора. Приблизительно, сейчас оплата идёт в районе 175 тысяч сомов в месяц. При этом, мы посчитали, что 30 тысяч водитель отдаст за бензин, столько же потратит на содержание машины, по 15 тысяч заплатит, допустим, двум своим помощникам, а все оставшиеся деньги возьмёт себе. Водители остались довольны таким предложением, - отметил градоначальник.

РЕАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Само собой, мотивированность работников, занимающихся вывозом мусора, решает далеко не все проблемы  в этой сфере. Бывает, что некоторые мусорные баки невозможно освободить при всём желании: такие, как правило, находятся во дворах многоэтажек, и доступ к ним перекрыт припаркованными автомобилями.
- В связи с этим мы приняли решение вынести мусорные контейнеры на видное место, - проинформировал Кубанычбек Кулматов. - Это временные меры на ближайшие год-два. Потом мы планируем устанавливать подземные контейнеры.
А пока современные и экологичные подземные ёмкости для сбора мусора - только в планах, Бишкек будет оснащаться новыми контейнерами европейского стандарта.
- Первые 240 контейнеров, закупленные по тендеру, уже пришли. Всего же в течение одного-двух месяцев их поступит около 6 тысяч, - сообщил чиновник.
Кроме того, по словам Кулматова, в ближайшее время будет проведён тендер на поставку спецмашин: нынешний автопарк «Тазалыка» находится в плачевном состоянии. Напомним, закупка техники и контейнеров входит в первый этап проекта Европейского банка реконструкции и развития, на реализацию которого выделено 22 млн евро (одна половина - грант, другая - кредит). Следующий шаг - строительство нового санитарного полигона с мусоросортировочным заводом и рекультивация (захоронение) старой городской свалки, функционирующей с 1979 года.
- Что касается повышения тарифа на вывоз мусора: 15 сом с человека, действительно, очень мало. Этого было бы достаточно, если бы платили все. Но сегодня из 1,5 млн населения города эту коммунальную услугу оплачивают около 560 тыс. горожан, остальные не платят. Уже принято решение, что с 1 января 2016 года тариф поднимется до 25 сомов.

ПОЛЕЗНЫЙ МУСОР

В свою очередь, другие участники встречи рассказали об экологических и деловых подходах в управлении бытовыми отходами. Так, представитель компании «Taza Bio Systems» Марат ДЖАНБАЕВ рассказал о том, как сделать мусор источником дохода, а не проблем.

- И сточные, и твердые бытовые отходы могут принести очень хорошую прибыль, - заверил он. - Например, в Чехии мусорный полигон служит хорошим источником генерации энергии. На свалке в основном концентрируются органические отходы, которые содержат в себе высокий уровень метана. В Европе уже давно научились генерировать его в электрическую энергию. Это называется «зелёные киловатты», и государство покупает их дороже, чтобы поощрить и субсидировать такой метод выработки электроэнергии. В приоритетном порядке эту энергию передают школам, детским садам и другим объектам социального значения.
Джанбаев отметил, что в развитых странах неподалёку от очистных сооружений или городских санитарных полигонов строят ТЭЦ. Тепловую энергию получают из того же биогаза, который в больших количествах выделяется на свалках.

- В Праге одна треть энергетической независимости обеспечивается «зелёными» теплоэлектростанциями. В данном случае, и свалка, и стоки уже рассматриваются не как обуза, а как сырьё, источник хорошего дохода. Это то видение решения проблем, к которому, я думаю, мы бы тоже могли прийти со временем, - заключил эксперт
Свою лепту в избавление города от мусора могут внести не только чиновники и предприниматели, но и обычные горожане. Координатор общественного фонда «ИНОН» Бахтияр АЛЫМОВ рассказал об экспериментальном проекте вовлечения бишкекчан в управление отходами, а именно - разделение мусора.
- При современном развитии технологий и коммуникаций большие централизованные системы перестают быть эффективными. Местные инициативы начинают преобладать. Мы хотим привлечь небольшое пилотное сообщество (ТСЖ, кондоминиум, квартал) к совместному управлению отходами, - пояснил эксперт. - В последнее время отходы становятся товаром. Согласно исследованиям, около 80 процентов отходов можно использовать вторично. Грубо говоря, мы можем закапывать в землю в пять раз меньше мусора. Это позволит значительно снизить негативное воздействие на окружающую среду, сэкономить земельные ресурсы, снизить транспортные расходы.

Кстати, на вопрос горожан, появятся ли в Бишкеке специальные контейнеры для сортировки мусора, мэр столицы ответил, что люди к этому пока не готовы.
- Даже если мы поставим такие контейнеры, кто-то будет сортировать мусор, кто-то - нет. К сожалению, люди обленились. Некоторые даже из машины не выходят - на ходу из окна выбрасывают мусор, и при этом далеко не всегда попадают в контейнер. Для начала мы планируем установить урны для сортировки мусора вдоль тротуаров, в парках, в общественных местах. А когда люди привыкнут, мы будем ставить контейнеры для раздельного сбора мусора, - сказал Кулматов.
Городские разговоры - это неформальная площадка для обсуждения актуальных вопросов городского развития и мировых тенденций в сфере урбанистики. Первые мероприятия прошли в Бишкеке в 2013 году по инициативе Бишкекского Городского Кенеша, сейчас площадка работает в рамках Бишкек Урбан Форума и поддерживается Фондом «Сорос-Кыргызстан».

Аргументы и факты-Кыргызстан, №46, 2015 год

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Белек Сарымсаков 

КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ?

Как сделать город узнаваемым, удобным и благоприятным для проживания?

 Владимир Банников 

ВЫБИРАЕМ ПОДАРКИ ПРАВИЛЬНО

Расскажу, как я уже не первый год, готовлю подарки для дорогих мне людей.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.