Когда речь идёт о детской психологии и воспитании ребёнка, практически каждый родитель считает себя экспертом в этом вопросе. Казалось бы, кто, как не мама с папой, лучше всех разбираются в характере и потребностях своего чада? Однако в стремлении вырастить неординарную, успешную и талантливую личность взрослые нередко используют весьма сомнительные методы.
«АиФ» попытался выяснить, насколько правдивы и эффективны наиболее распространённые убеждения родителей относительно воспитания детей. Разобраться в спорных вопросах помогла психолог международного класса, один из самых востребованных специалистов по воспитанию детей Марина ТАРГАКОВА.
Утверждение 1. «Развивать интеллектуальные способности ребёнка нужно с пелёнок». Полезно или вредно раннее развитие для малышей?
- На самом деле, раннее развитие ребёнка очень важно, однако оно должно быть гармоничным и охватывать четыре сферы: физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную. К сожалению, многие родители думают, что в основном нужно развивать интеллектуальные способности малыша. В связи с этим, довольно часто бывают перегибы, иногда даже в ущерб физической сфере: ребёнку хочется побегать, попрыгать, пообщаться с друзьями, а его вместо этого тащат на какие-то занятия. В то же время, гуманная педагогика говорит о том, что некоторые способности детей развиваются только до определённого возраста. Например, если с ребёнком с детства разговаривать на разных языках (предположим, папа говорит на кыргызском, мама - на русском, бабушка - на украинском), то он спокойно их усваивает и абсолютно легко мыслит сразу на трёх языках. Эта функция действует только до 9 лет, детям более старшего возраста изучать язык будет так же трудно, как и взрослым. Действительно, есть определённые способности, которые очень легко развиваются в раннем детстве. Вместе с тем, любой из родителей, учителей должен понимать гармонию, а не впадать в крайности.
Утверждение 2. «Каждый ребёнок - одарённый, нужно только помочь ему раскрыть свой потенциал». Как распознать и развить таланты ребёнка, не навредив ему?
- Для этого у взрослых должно быть такое качество, как бескорыстие. Если родитель сам находится в ученической позиции и смотрит на ребёнка не как на собственное произведение, а как на явление свыше, человека, у которого есть своё предназначение, в таком случае, появляется интерес: что же в нём заложено? И тогда я, как родитель, начинаю предлагать ребёнку одно, другое и смотрю, к чему он проявляет интерес. Но если я привязан к чему-то, например, хочу, чтобы мой ребёнок занимался шахматами, то тогда я буду его коверкать. Потому что когда у взрослых есть свой план (как правило, он касается тех амбиций, которые они сами не реализовали), то раскрыть талант малыша практически невозможно. Особенно многие родители сейчас нацелены на то, чтобы ребёнок в будущем много зарабатывал, и они с детства начинают задавать ему такое направление, которое в дальнейшем послужило бы источником дохода. Это и есть родительская корысть, которая не даёт детям развиваться.
Утверждение 3. «Компьютер вреден для ребёнка». Стоит ли запрещать детям пользоваться компьютерами, планшетами, смартфонами и другими современными устройствами?
- Очень важно понимать, что любыми запретами мы ничего не решим, а только подогреем интерес. Как говорится, запретный плод сладок. Мы живём в веке компьютерных технологий, но реальная жизнь, живое общение с родителями, братьями, сёстрами, друзьями всегда должно быть интереснее. Если сами родители не интересны своему чаду, нет смысла ругать его за то, что он предпочитает виртуальный мир, потому что ему там нравится больше. Зачастую взрослые всё время заняты работой, домой приходят угрюмые, усталые, раздражительные, поэтому дети ищут развлечения в цветных картинках, которые двигаются, как настоящие. Сделайте жизнь ребёнка увлекательнее, станьте интересными для своих детей, и тогда они будут использовать компьютер, как инструмент, а не как образ жизни.
Утверждение 4. «Ребёнка повсюду подстерегают соблазны: например, попробовать алкоголь или сигареты». Как оградить чадо от пагубных привычек?
- На самом деле, мы соломку детям не подстелем. Самые лучшие принципы закладываются у ребёнка с детства. Дом должен быть храмом, а общение с родителями, с членами семьи - чем-то сокровенным. Потом, когда ребёнок станет старше, жизнь может подкинуть ему что угодно, но этот образ домашней чистоты, который сохранится в сердце, не даст ему пасть. Сделайте так, чтобы самое светлое, интересное, возвышенное было связано с семьёй. Чаще устраивайте домашние праздники, семейные посиделки, беседы. И тогда будьте спокойны за своего ребёнка: даже если он что-то и попробует, то всё равно уйдёт от этого.
Утверждение 5. «Переходный возраст нужно просто перетерпеть». Как найти общий язык с подростком?
- Не «переждать» и не «перетерпеть» - учитесь дружить с детьми. В этот период ребёнок нуждается не в наставлениях сверху, а в друге рядом. Нравоучений от близких он не примет. Подростковый возраст – это когда второй раз перерезается пуповина. Подросток должен стать самостоятельной личностью, он протестует против привязанности, и это нормально. Это родителям нужно поменять позицию - вы были над ребёнком, теперь встаньте рядом с ним.
Утверждение 6. «Раньше детей воспитывали ремнём и ставили в угол, и из них вырастали нормальные люди». Уместны ли «старомодные» способы наказания в наше время?
- Сейчас дети совсем другие, нам нужно признать этот факт. Им очень важно объяснять смысл проступка и наказания, которое за ним последует. В прежних поколениях было больше страха, больше почтения к старшим. Например, когда родители нам говорили «Марш в угол!» - мы молча шли в угол. Когда мой муж сказал сыну то же самое, ребёнок удивился: «Интересно, а почему именно в угол?». Отец говорит: «Ты будешь там обдумывать свой поступок». Сын озадачился ещё больше: «Папа, а в углу как-то лучше думается?». То есть, до тех пор, пока ребёнку не объяснят смысл наказания, он не будет его воспринимать. И этот смысл нам нужно, во-первых, объяснить самим себе, а во-вторых, донести до ребёнка.
Утверждение 7. «Чтобы ребёнок хорошо учился, нужно правильно его мотивировать». Эффективны ли материальные награды за хорошие оценки и угрозы и наказания - за плохие?
- Есть три стиля воспитания детей: в благости, в страсти и в невежестве. Воспитание в невежестве - это запугивание ребёнка, лишение чего-то. Воспитание в страсти - это подкуп ребёнка: вот выучишь уроки, я тебе дам столько-то денег или свожу туда-то. Воспитание в благости - это когда в ребёнке раскрывается его суть, предназначение. Мы должны понять природу малыша, найти ключ к его сердцу. Дело довольно непростое, поэтому родителям надо сначала воспитать самих себя, а потом заинтересовать ребёнка. Это касается не только родителей, но и учителей. Очень важно понять, кого мы растим. Если запугивать ребёнка - из него получится просто исполнитель. Если подкупать, мы рискуем воспитать человека, который палец о палец бескорыстно не ударит. Но если мы хотим вырастить великих личностей, которые способны отвечать не только за свою семью, но и за страну, подающих другим пример, значит, нужно приложить усилия и воспитывать детей в благости. Тогда и родители должны жить в благости, ведь мы можем поднять детей только до своего уровня. Как говорит известный педагог и психолог Шалва Амонашвили, чтобы воспитать ребёнка Света, нужны родители Света и учителя Света.
Досье:
Марина Таргакова - психолог международного класса, специалист по семейной и детской психологии, мастер образовательного проекта «Психология третьего тысячелетия», вице-президент Международного Центра Гуманной Педагогики, руководитель Казахстанского Центра Гуманной Педагогики, президент медицинской корпорации БРАНТ, гештальт-терапевт, НЛП-мастер, специалист по коучингу. Автор пяти изобретений с международным патентом в области психиатрии и эндокринной патологии. Ведущая нескольких телепередач. Постоянно проводит тренинги и семинары по альтернативной психологии в различных странах мира.
После окончания мединститута работала врачом-аллергологом в стационаре. Изучала особенности функционирования иммунной системы в Российской медицинской Академии, была заведующей отделения клинической иммунологии в Республиканском Диагностическом Центре Казахстана (1987-1990 гг). С 1990 года начала работать в частной клинике, разрабатывающей передовое медицинское оборудование, а также занялась глубоким изучением гомеопатии и психотерапии. В 1997г. окончила курс «Позитивная семейная психотерапия» в Висбаденском Университете позитивной семейной психотерапии (Германия). Изучила полный курс Экзистенциальной психологии и психотерапии при профессиональной психотерапевтической Лиге России, обучалась коучингу у Джулии Хей (Великобритания). Успешно окончив Московский Институт Гештальта и психодрамы, получила титул НЛП-мастера. В 1998 г. стала главным гомеопатом Минздрава Республики Казахстан. В 2004 году признана лучшим экспертом-психологом в Казахстане.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №8, 2016 год
Комментарии