В последнее время тяга к чтению книг у детей практически пропала. Подрастающее поколение предпочитает компьютерные игры и с удовольствием дрейфует на волнах Интернета. Как и чем заинтересовать подростков, чтобы вытащить их из болота повседневности?
К сожалению, в последнее время мало выпускают хороших литературно-художественных журналов для детей, сохраняющих лучшие традиции детской периодики. Появляются новые мультфильмы, игры и комиксы, которые нравятся детям больше, чем познавательные статьи и художественные тексты. Ребята начинают отвыкать от чтения, привыкая к получению информации в маленьких объёмах. Отсюда результат - поверхностные знания.
Я пригласила к диалогу Богдана Ким, которому всего 10 лет, тем не менее, он не побоялся ответить на мои прямолинейные вопросы.
- Богдан! Какие книги тебе больше всего нравится читать?
- Про героев-победителей, об увлекательных путешествиях, но слишком длинные произведения читать сложно, у меня не хватает терпения.
Предложив устроить литературные соревнования по чтению - не менее 20 страниц в день, я, таким образом, стимулировала Богдана прочитать произведения Ч. Айтматова. Желание подростка доказать, что он умеет держать слово, заставило штудировать книги, а вечером мы дискутировали и разбирали интересные моменты.
Конечно, можно заставить ребёнка читать книги против его желания, пообещав ему за это награду: конфеты, игрушку или поход в зоопарк. Но в дальнейшем может случиться так, что без вознаграждения ваше чадо откажется даже открыть книжку. В первую очередь необходимо развивать интерес к чтению, к литературе, к получению знаний.
- Богдан, назови свои любимые произведения.
- «Фантазёры», «З65 научных экспериментов», «Гарри Потер» и другие.
- Богдан, как ты думаешь, зачем нужно читать книги?
- Книги надо читать, чтобы больше узнавать об окружающем нас мире. Чем больше мы будем узнавать, тем интересней нам будет жить.
Появление у ребёнка любимой книги даёт надежду на то, что ему захочется самому прочесть её или хотя бы любимые эпизоды. Но стоит отметить, что это тоже случается не всегда. Ребёнок может любить книгу, но не любить читать её сам. В этом случае попробуйте выбрать отрывок из книги и предложить сыну или дочке прочесть диалог героев по ролям: ребёнок читает за одного героя, вы - за другого или других, если их несколько. И со временем ему захочется читать не только диалоги. Оставляйте любимую книгу ребёнка на видных местах - на его письменном столе или кровати, на тумбочке с игрушками. Предлагая ребёнку книгу для самостоятельного чтения, не связанную со школьной программой, никогда не ставьте условий вроде: «если не прочитаешь сегодня пять страниц, то останешься без сладкого на неделю». Такие попытки приучить ребёнка читать могут начисто отбить интерес к чтению и любовь к книгам.
Если ребёнок не любит читать школьные учебники, это не означает, что он не полюбит чтение. Позвольте ребёнку самому выбрать себе книжку или журнал. Это могут быть «Весёлые картинки» или комиксы, а также познавательные журналы о природе.
Если у вашего ребёнка ещё нет любимой книги или любимого жанра, продолжайте поиски. Читайте вместе с вашим малышом разные книги, и скоро вы поймёте его предпочтения. Может быть, это будет книжка о динозаврах, сказки Астрид Линдгрен, Туве Янссон, рассказы Николая Носова, романы Джоан Роулинг, заметки о животных или других странах.
Скажите своему ребёнку, что читать книги гораздо интереснее, чем смотреть мультики. Ведь литературные произведения отличаются от мультфильмов тем, что позволяют девочкам и мальчикам самим представить героев и происходящие события, а это более увлекательнее, чем смотреть то, что уже придумали режиссёры и мультипликаторы. Книги побуждают читателей фантазировать, а фантазия и воображение, как известно, лучшие друзья детей.
Аргументы и факты-Кыргызстан, №24, 2015 год
Комментарии