вторник, 28 января 2025
ДЛИННАЯ ЖИЗНЬ В ОДНО МГНОВЕНИЕ — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Елена СкворцоваRSS

ДЛИННАЯ ЖИЗНЬ В ОДНО МГНОВЕНИЕ

ДЛИННАЯ ЖИЗНЬ В ОДНО МГНОВЕНИЕ

18 мая 2017 12:11    Просмотров: 11581

Пётр Чесноков: «Я не терял оптимизма, верил в свои силы и активно занимался спортом. А по большому счету жизнь у меня самая обычная».

Ветеран Великой Отечественной войны, дважды раненый в боях, участник знаменитой битвы на Курской дуге, до сих пор, несмотря на преклонный возраст, подаёт окружающим пример достойной жизни во благо народу и Отчизне. Корреспондент «АиФ-Кыргызстан» встретилась с ветераном накануне праздника 9 мая.
Родители Петра Никифоровича вместе с дедом уехали c Урала в Ташкент на бричке в поисках лучшей доли. В дороге и родился Пётр Чесноков. Отец Никифор Александрович устроился по приезду на кирпичный завод. Спустя некоторое время вся семья перебралась в Киргизию. Дед Дмитрий Васильевич Ямщиков стал работать дорожным мастером, принимал участие в строительстве дороги вокруг Иссык-Куля, сажал тополя. Тем самым оставил о себе добрую память.
 - Я и сам поливал саженцы, растущие вдоль дедовых дорог, - вспоминает Чесноков. - Молодцы были наши деды-прадеды! Они старались оставить о себе память славными делами. И родители мои приучали меня с детства трудиться и не бояться работы. За что им низкий сыновий поклон.
 Накануне войны мы переехали в Токмак. Там я начал учиться живописи у известного в те годы художника Михаила Васильевича Рындина. В 1941 году поступил во Фрунзенское художественное училище. А в конце года меня призвали в армию, где я стал курсантом пехотного училища.

Здесь Пётр Никифорович прервал свой рассказ и некоторое время сидел молча. Видать, нахлынула волна воспоминаний, которые теснили его грудь, страшные воспоминания. Через некоторое время, собравшись с мыслями и выдохнув, ветеран продолжил:
 - Хорошо помню, как непрерывно гудела сирена, когда началась война. Все собрались в клубе, где жителям сообщили страшную новость. Говорили много и долго. Вокруг, как эхо, слышалось это страшное слово: «Война! Война! Война!»
Шесть месяцев я проучился в училище. После этого меня отправили на фронт.

- Пётр Никифорович, как со страхом боролись?

 - Никак! Все ребята подобрались смелые и напрасно не паниковали. Да и бояться времени не было. Как-то пришёл я с боевого дежурства в хату отдохнуть и не успел даже свою шинель расстелить (шинелью и укрывались, и под себя стелили, - Авт.), чтобы прилечь, как слышу солдат, мой  земляк  Сатыгул Монолдоров,  кричит: «Немцы! Немцы!» Командир взвода дал мне пулемёт в руки и сказал: «Петя, бей гадов!» И только я выскочил за дверь, как немецкий танк прямой наводкой ударил по нашей хате, а там солдаты остались… Страшные картины войны до сих пор стоят у меня перед глазами: бегущие и рыдающие женщины с детьми на руках и падающие прямо в снег под пулями, и сожженные деревни, виселицы, мертвые боевые товарищи…

 - Помогала дружба в бою?

 - И не один раз. Сам уставших товарищей на себе тащил.  Военная взаимовыручка - дело святое. А один случай запомнился мне на всю жизнь… Продвигались мы к линии фронта на Курской дуге. Всю ночь шли, а утром расположились на привал. Я отошёл немного в сторону и вижу, что валяется множество белых листков. Поднял один, а там красными буквами было написано: «Товарищам красноармейцам!» Схватив листок я побежал к своим, бойцы вокруг собрались, мы начали читать вслух: «Товарищи красноармейцы, ваше бездарное командование погубило вас…» После этих слов я остановился, поняв, что в руках держу фашистскую листовку. Не заметил я, как ко мне подошёл политрук, схватил меня за шиворот и приставил наган: «Сволочь, как ты попал сюда, провокатор, сейчас застрелю на месте!» Хорошо вовремя подбежал командир взвода Рубанюк и вырвал наган: «Это же наш комсорг, что делаете-то?» Я повёл к тому месту, где листовки нашёл, мы их собрали и сожгли. Вот это самое страшное испытание было в моей жизни, когда меня прямо на месте хотели расстрелять.

 Свыше хранимый

 - Вспоминаю ещё очень удивительный случай, - Пётр Никифорович впервые улыбнулся. - Наше отделение отбило у немцев грузовик - «Студебеккер». А в нём оцинкованные ящики стояли, в каждом из них - советские рубли. Бойцы стали деньги себе по карманам распихивать, а мой друг Петро и вовсе полный вещмешок набрал. А потом бой был очень жестокий. После него мы прилегли отдохнуть, товарищ развязал мешок, чтобы на своё «сокровище» взглянуть и онемел от удивления. Осколок застрял в пачке денег. Жизнь они ему спасли. Не зря, значит, он мешок рубликами забивал. Себя от смерти таким образом спас.

 - А у Вас ведь были ранения?

 - Везло мне, хотя дважды ранен я был в левую руку. Первый раз я прикрывал отход наших солдат, фашисты с остервенением рвались, я открыл огонь, потом почувствовал сильнейший удар в плечо и потерял сознание. Очнулся в госпитале, мне врачи очень удивлялись: «Ну и здоровье у тебя, парень, другой бы давно Богу душу отдал». А я поправился! Недаром в детстве боксом занимался и по горам ходил - здоровье закалял. Всё пригодилось на войне. Второй раз мне весь локоть разворотило на этой же руке. Это случилось 10-го августа 1943 года. Прорвав оборону немцев севернее города Козельска, наша дивизия двигалась дальше. Во время ночного боя я вёл корректировку огня. Была команда: «Беглым - огонь!» Потом уже ничего не помню. Знаю, что вражеский снаряд угодил в наш расчёт, который практически весь погиб. У убитых вынули документы и отправили в штаб писать похоронки. А потом стали хоронить солдат, а у меня дыхание почувствовали и отправили в госпиталь № 1236 на станции Луза. Полгода врачи боролись за мою жизнь, потом констатировали: «Всё, отвоевался…» Так стал я инвалидом в 20 лет. Кроме того, мне отморозило пальцы на правой ноге, хотели ампутировать, но, слава Богу, и тут обошлось. Два раза на меня родные похоронки получали, а я выжил! В Токмаке есть памятная доска со списком погибших в Великой Отечественной. На позолоченном барельефе среди других фамилий есть и моя - Чесноков П. Н. Жутко это!..

И посмеяться - не грех!

 - Расскажу я вам и смешную историю. Случилась она в госпитале. Был у нас там раненый еврей - ходячий. Как-то прибегает он и кричит: «Ребята, наших бьют!» Мы всполошились, кто смог, тот выбежал. А там никого нет. А затем заходят в палату и хохочут… Разыграл он нас просто. Повеселил крепко! Оказывается, там, на лесозаготовках, девушки-украинки приехали, вот он туда и повадился ходить, да ещё решил приударить за одной из них. А она такой ему от ворот поворот устроила, что бежал он с криками о помощи, аж пятки сверкали!

 - Когда для Вас закончилась война?

 - Воспоминания о ней до сих пор живут в моём сердце. Перед окончанием войны, в 1944 году, приехал я домой в Токмак ночью. Стучу в окно, а мама меня не узнала, да и не ждала, наверное, уже. Ведь две похоронки получила, да все глаза давно выплакала. Не пускает меня домой. Пришлось разбудить соседей, чтобы они подтвердили, что это именно я вернулся. Конечно, радость была большая!  Мама потом рассказала: «Мы ведь тебя, сынок, похоронили и в церкви даже отпели…» А в сам День Победы было много радости и много слёз.

Всё просто

 Жизнь после войны налаживалась, но старые раны давали о себе знать, никогда всё бесследно не проходит. Высокое давление, дикие головные боли.
 - Думал, все, пришёл мой срок. Но в Киеве главврач и профессор Калиновская сказала, что я должен поверить в себя и собственные силы и помочь сам себе. Сесть на диету, начать закаливание холодной водой и каждый день проходить пешком 10 километров. Тогда я купил спортивный костюм, кроссовки и занялся спортом. Через боль и мучения проходил я километр за километром. И через полгода я похудел на десять килограммов, нормализовалось давление, стала улучшаться память, прибавились силы. И вот уже в общей сложности я оббежал несколько раз вокруг Земли, участвовал в 35 марафонах.  И всегда бегал с флагом Кыргызстана. Только последние два-три года не бегаю, но по вечерам всё равно гуляю. Ведь мне уже - 94 года. Люблю я нашу страну. И много у меня фотоснимков, имеющих историческую значимость. В моём архиве хранится, без преувеличения можно сказать, вся современная история Кыргызстана. И как было бы замечательно организовать небольшой музей. Ведь всё это во благо нашей страны!

Послесловие

- Как-то в аэропорту ко мне подошли молодые люди и спросили, за что я воевал, если приходится ехать в другую страну на заработки. Что это за жизнь? А я им ответил: «Ребята, как бы ни было, но наше поколение выстояло, победило страшного врага. И если бы мы не победили, то вас здесь никого бы не было». Поэтому нашей молодёжи желаю крепкого здоровья, успеха в жизни. Нужно смотреть в будущее с оптимизмом! Вы должны выстоять! Ведь это только кажется, что жизнь длинная, а пролетает она, как одно мгновение.

Справка: Пётр Никифорович Чесноков - профессор КНУ, заслуженный деятель культуры КР, художник, лауреат многих республиканских, всесоюзных и международных фотовыставок, президент оздоровительного клуба «Оптимист», бегун с 35-летним стажем, призёр международного марафона мира.

Аргументы и факты-Кыргызстан, №19-20, 2017 год

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Артём Хегай 

НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ

Как живётся уйгурам в Кыргызстане?

 Екатерина Пантелеева 

В КАПУСТЕ НАШЛИ ИЛИ АИСТ ПРИНЕС?

Нередко родители предпочитают не касаться «скользких тем», полагая, что неведение - лучший способ сохранить чистоту ребенка

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.